ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1080/20 от 11.03.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1080/2020 по административному исковому заявлению Прокурора Усть-Удинского района Иркутской области действующей в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Усть-Удинского района Иркутской области, в лице и.о. прокурора района, обратилась в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным.

В обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» был заключен договор аренды лесного участка . ДД.ММ.ГГГГ министерством лесного комплекса Иркутской области и АО «Группа Илим» заключено дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. АО «Грппа Илим» в соответствии с вышеназванным договором от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в <адрес> (выд. 38ч, 39ч, 40ч), 717 (выд. 10ч, 11ч, 13ч, 14ч, 15ч, 17ч,), 718 (выд. 3ч, 4ч, 30ч) с кадастровым номером общей площадью 30,8354 га. (30,8354 +/-9718 кв.м). Дополнительным соглашением б/н от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды внесены в договор аренды изменения в части вида разрешенного использования лесов, цели использования лесного участка. В соответствии с подп. «а» п. 3.3. договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора аренды после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, и подачи лесной декларации. Заместителем министра лесного комплекса <адрес> распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ, является АО «Группа Илим». По результатам проведенной проверки установлено, что указанное распоряжение заместителя министра лесного комплекса <адрес> противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации. Так, согласно п. 1.3 договора аренды в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок передается арендатору в целях строительства площади производственной с покрытием и дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Согласно п.1 договора аренды в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели использования (с общим объемом древесины на корню 3822,1 м3 в том числе ликвидной древесины 3202,0 м3). Согласно данным приложения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и проекту освоения лесов в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды лесного участка в состав лесного участка входят защитные леса, нерестоохранные полосы лесов на площади 30,8354 га., с общим объемом древесины на корню 3 822,1 м3, в том числе ликвидной древесины 3202,0 м3. В связи с указанным, данный лесной участок имеет особое защитное значение. В соответствии с Проектом освоения лесов по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке производится сплошная рубка лесных насаждений любого возраста (Приложение к составу проекта освоения лесов 7.1.2 Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины). В соответствие с п. 7.2.2 Проекта освоения лесов по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ на территории арендуемого лесного участка проектируется строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов - площади производственной с покрытием, строительство дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Данная дорога будет использоваться АО «Группа Илим» для прохода к участку. Указанное противоречит требованиям ст. 21 ЛК РФ, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в целях вывозки заготовленной древесины не соответствует целям, установленным пунктами 1-4 ч. 1 ст.21 ЛК РФ. Более того, проект освоения лесов и договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины в целом разработаны в отсутствие законных оснований, в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации. Так, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как: объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры; объекта лесной инфраструктуры. Строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного докрытая в целях вывозки заготовленной древесины на данном лесном участке как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания, предусмотренным Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды и ее природноресурсный потенциал, а также нарушают гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Монгуш С.В. поддержал заявленные требования.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании отсутствует, уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.

Представители заинтересованного лица АО «Группа Илим» ФИО1, ФИО2, Берест А.В., ФИО3 в судебном заседании полагали требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч.1 ст. 42 и 58).

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 г. № 155-пп).

В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.2 ст. 89 ЛК РФ).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. .

Целью государственной экспертизы проектов освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии п.4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного комплекса <адрес> и АО «Группа Илим» заключен договор аренды аренды лесного участка для строительства и реконструкции, эксплуатации линейных объектов площадью 30,8354 га (308354+/- 9718 кв.м.) расположенного: <адрес> (выд. ), 717 (выд ), 718 (выд. ), с кадастровым номером , категория защищенности: ценные (нерестоохранные полосы лесов). Срок действия договора установлен на 40 лет (п. 6.1 договора ), договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и проекту освоения лесов по данному договору аренды лесной участок передается с целью строительства дороги автомобильной с усовершенствованными облегченными или переходным типом дорожного покрытия.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного комплекса Иркутской области и АО «Группа Илим» заключено дополнительное соглашение к договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стороны, на основании заявления (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с уточнением вида использования лесного участка, составили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем: «По тексту Договора считать верным вид разрешенного использования лесов «для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели использования (с общим объемом древесины на корню 3822,1 м3, в том числе ликвидной древесины 3202,0 м3)». Пункт 1.3. раздела I Договора изложить в следующей редакции: «1.3. Арендатору передается лесной участок с целью строительства площади производственной с покрытием и дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия».

Согласно п. 1.3. договора аренды в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок передается арендатору в целях строительства площади производственной с покрытием и дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

Согласно п.1 договора аренды в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели использования (с общим объемом древесины на корню 3822,1 м3 в том числе ликвидной древесины 3202,0 м3).

Дополнительное соглашение б/н от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды ) зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссией государственной экспертизы была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов на лесном участке, переданных в аренду АО «Группа Илим» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ б/н, в пределах земель лесного фонда «<адрес> по результатам которой комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов действующим в Российской Федерации природоохранным, законодательным и нормативным документам, нормам и правилам, в том числе требованиям приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ и другим нормативно-правовым актам и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии.

Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является АО «Группа Илим» на срок действия договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной прокурором проверки установлено, что указанное распоряжение министра лесного комплекса Иркутской области противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации.

Особенности использования охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов определены статьями 102 - 109 Лесного кодекса РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ ценные леса относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с ч. 1 ст. 106 Лесного кодекса РФ в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.

В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно данным приложения к распоряжению министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ являющегося приложением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и проекту освоения лесов в состав лесного участка входят защитные леса, категории ценные леса: в состав лесного участка входят защитные леса, нерестоохранные полосы лесов на площади 30,8354 га., с общим объемом древесины на корню 3822,1 м3, в том числе ликвидной древесины 3202,0 м3.

Таким образом, данный лесной участок имеет особое защитное значение.

В нарушение ч. 1 ст. 106 Лесного кодекса РФ на данном лесном участке производится сплошная рубка лесных насаждений любого возраста п. (7.1.2 Проекта - Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины в Приложении к составу проекта освоения лесов).

Вместе с тем, проведение выборочных и сплошных рубок деревьев в ценных лесах возможно только в целях предусмотренных пунктами 1-4 ч.1 ст.21 ЛК РФ.

Пункты 1-4 части 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусматривают, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

осуществления работ по геологическому изучению недр;

разработки месторождений полезных ископаемых;

использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Частью 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 ст. 21 настоящего кодекса, выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусматривает, что в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов в соответствии с ч.4 ст. 106 Лесного кодекса РФ установлены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов».

Пунктом 19 Особенностей использования лесов установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и в ценных лесах сплошные рубки осуществляются только в целях ухода за лесами в соответствии с ч. 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, то есть создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) для целей использования лесов, что предусмотрено статьей 13 Лесного кодекса РФ.

Так, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как: объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры; объекта лесной инфраструктуры.

Часть 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе дорог, на землях лесного фонда в определенных случаях, в том числе в целях переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (далее - Перечень № 849-р) в соответствии с ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанному Перечню строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях:

как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (п.1 Перечня № 849-р);

как объекта для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п.4 Перечня № 849-р).

В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (ч.1).

Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (ч.4).

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р (далее - Перечень № 1283-р), в соответствии с ч.5 ст. 13 Лесного кодекса РФ.

Согласно указанному Перечню № 1283-р строительство лесной дороги, как объекта лесной инфраструктуры возможно как объекта для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.1 Перечня № 1283-р).

В соответствие с п. 7.2.2 Проекта освоения лесов по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ на территории арендуемого лесного участка проектируется строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов – площади производственной с покрытием, строительство дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Дорога будет использоваться для прохода к участку.

Частью 2 ст. 115 Лесного кодекса РФ запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

По смыслу данных норм права к линейным объектам, создаваемым на лесных участках не относятся производственные площади.

В Проектной документации лесного участка (приложение к Приказу МЛК Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-мпр) в разделе 7 (таблица 7) отсутствует указание на строительство каких-либо объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно п. 7.2.3 Проекта (приложение 62) производственная площадь с покрытием также не отнесена к линейным объектам.

Данная дорога будет использоваться для прохода к участку, что противоречит требованиям ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса РФ, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в этих целях не соответствует целям, установленным пунктами 1-4 ч. 1 ст.21 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, как следует из договора аренды в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок Министерством предоставляется АО «Группа Илим» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели).

Специальной частью Проекта освоения лесов предусмотрена организация использования лесов (п. 7), в том числе, заготовка древесины (п. 7.1), установлен объем заготовки древесины- 3822,1 м3, в том числе ликвидной- 3202 м3.

Таким образом, предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для прохода к иному участку, а также в целях заготовки древесины и строительства производственных площадей противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов.

Проект освоения лесов и договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ б/н для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины в целом разработаны в отсутствие законных оснований, в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации. Строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия в целях прохода к иному участку как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания, предусмотренным Перечнем -р, а, следовательно, противоречит лесному законодательству.

Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса РФ, а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов.

В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26. 09.2016 № 496, положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 11 Порядка в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки оформляется отрицательное заключение Экспертизы.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 9 Порядка).

При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.

Таким образом, оспариваемое распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду АО «Группа Илим» в целях использования лесов для заготовки древесины на территории «<адрес> не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения.

Доводы заинтересованного лица, со ссылкой на судебную практику, разъяснения ведомственных органов, положения Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ и положения ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ о возможности, предусмотренной данными нормами права сплошной вырубки, в том числе в защитных лесах, а также строительства на землях лесного фонда объектов, основаны на неверном толковании норм права, поскольку данными нормами права допускаются такие рубки только в случаях, предназначенных для обеспечения безопасности граждан, в целях ухода за лесами, а также, если строительство не запрещено или ограничено законодательством.

В рассматриваемом случае целью предоставления в аренду лесного участка явилась, в том числе, строительство производственной площадки и заготовка древесины, что прямо запрещено в защитных лесах.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим»).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в не исполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды, нарушают конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности распоряжения, прокурору стало известно из проверки проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., поэтому срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

Доводы заинтересованного лица, о том, что документами прокурорской проверки не подтверждается, что она относится к спорным правоотношениям не состоятельны, поскольку проверка проводилась, в том числе, в отношении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим»).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 16.03.2020г. Н.Н. Исакова