№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2022 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,
с участием представителя административного истца – заместителя Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко Ольги Викторовны,
заинтересованного лица – ФИО1,
при секретаре Влажиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыбинского межрайонного прокурора, законных интересах неопределенного круга лиц к Большеключинскому сельскому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор Красноярского края, действующий в интересах Российской Федерации, законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Большеключинскому сельскому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, мотивировав тем, что проведенной проверкой в Большеключинском сельском Совете депутатов соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Большеключинский сельский Совет депутатов из администрации Губернатора Красноярского края поступила информация о неисполнении главой Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1 антикоррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за 2020 год. Установленные нарушения являются основанием для применения в отношении главы меры ответственности в виде удаления в отставку, в связи с неисполнением требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Однако, ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения информации, поступившей из администрации Губернатора края, Большеключинский сельский Совет депутатов не принял решение об удалении главы в отставку, чем нарушил принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, установленный п.4 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Большеключинский сельский Совет депутатов не выполнил свои обязанности по противодействию коррупции, что посягает на утвержденный законом порядок осуществления публичной власти на территории РФ. В нарушение требований действующего законодательства о противодействии коррупции глава Большеключинского сельсовета ФИО1 в срок до 30 апреля 2021 года не представила в администрацию Губернатора Красноярского края справки о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своего супруга ФИО6 за 2020 год. Сведений о том, что ФИО1 обращалась с заявлением о невозможности предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год по объективным причинам не имеется. Глава Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1 не выполнила данные обязанности, возложенные на нее антикоррупционным законодательством; доказательств, указывающих на подачу заявления о невозможности предоставления таких сведений не имеется; Большеключинским сельским Советом депутатов решение о <данные изъяты> её полномочий не принято, в связи с чем, полномочия главы Большеключинского сельского Совета депутатов подлежат досрочному прекращению.
Просит признать незаконным бездействие Большеключинского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в непринятии ДД.ММ.ГГГГ решения о досрочном прекращении полномочий главы Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1 Возложить обязанность на Большеключинский сельский Совет депутатов Рыбинского района на ближайшей сессии со дня вынесения решения рассмотреть и принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1, в связи с утратой доверия за неисполнением обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
В судебном заседании представитель административного истца - заместитель Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – Большеключинского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении не просил.
Заинтересованное лицо – ФИО1 заявленные требования не признала, пояснила, что декларации на себя и депутатов она собирала и заполняла сама, в последние дни, и все направила. <данные изъяты>
Представитель заинтересованного лица – администрации Губернатора Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо ФИО1, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 131-ФЗ) установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), а также обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и другими федеральными законами.
В абзаце 20 ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ указано, что выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 4.1 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу вышеприведенных норм полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно части 1, пункту 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является главой Большеключинского сельского Совета депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ председателю Большеключинского сельского Совета депутатов Рыбинского района из Администрации Губернатора Красноярского края поступила информация о неисполнении главой Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1 антикоррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, что является основанием для досрочного прекращения её полномочий. Предлагалось рассмотреть вышеуказанную информацию на сессии Большеключинского сельского Совета депутатов Рыбинского района и о принятом решении проинформировать управление Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, приложив копию решения.
Согласно протоколу №ДД.ММ.ГГГГ проходило заседание комиссии Большеключинского сельского Совета депутатов с повесткой дня, в том числе: о нарушении законодательства о противодействии коррупции. Слушали главу сельсовета ФИО1, которая пояснила, что её декларация за период с 01 января по 31 декабря 2020 года была собрана и направлена в администрацию Губернатора Красноярского края в одном письме с декларациями депутатов Большеключинского Совета депатутов. <данные изъяты>
По результатам заседания Десятой сессии четвертого созыва Большеключинского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ принято решение №
Решение Большеключинского сельсовета депутатов Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в газете «Вести села» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению администрации Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, в распоряжении управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений имеются, в том числе: сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью главы Большеключинского сельсовета Рыбинского района Т.В.Штоль, направленное в адрес начальника управления территориальной политики ФИО16 и содержащее перечень лиц, чьи сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера направлены в адрес получателя: главы сельсовета ФИО1 и её супруга, депутатов ФИО17. и её несовершеннолетнего ребенка; ФИО18., её супруга и несовершеннолетних детей; ФИО19., его супруги и несовершеннолетних детей; ФИО20. и её супруга; ФИО21. и её несовершеннолетних детей; ФИО22 её супруга и несовершеннолетнего ребенка; ФИО23 и её супруга. А также сведения о доходах главы Большеключинского сельсовета Рыбинского района ФИО1 за отчетный период с 01.01.2020 по 31.12.2020, сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31.12.2020 в отношении себя и своего супруга (дата печати справок 15.12.2021).
Пунктом 7 статьи 11 Устава Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края установлено, что Глава сельсовета должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1.2 ст. 13 Устава Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края полномочия Главы сельсовета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Учитывая, что такая мера ответственности как досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица муниципального образования предусмотрена положениями части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, в частности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, в том числе за непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ), суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требованиях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, законных интересах неопределенного круга лиц к Большеключинскому сельскому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Большеключинского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в непринятии ДД.ММ.ГГГГ решения о досрочном прекращении полномочий главы Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1.
Возложить обязанность на Большеключинский сельский Совет депутатов Рыбинского района на ближайшей сессии Совета со дня вынесения решения рассмотреть и принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Большеключинского сельского Совета депутатов ФИО1, в связи с утратой доверия за неисполнением обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ф.Гаджиева
<данные изъяты>