ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1080/2021 от 17.02.2021 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0016-01-2021-000339-50

дело №: 2а-1080/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Октябрьского районного суда Санкт Петербурга Е.В. Николаева рассмотрела 17 февраля 2021 года в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к руководителю Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО2, Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным бездействия руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО2, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении жалобы в порядке статьи 124 УПК РФ, не направлении в адрес заявителя постановления, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, обязании в течение трёх дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу рассмотреть жалобу от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 124 УПК РФ,

установил:

ФИО1 посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

Стороны в заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены заблаговременно, причин своей неявки суду не сообщили, административный истец направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В связи с неявкой сторон, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешёл к рассмотрению деле в упрощённом порядке.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Следственный комитет Российской Федерации в соответствии с ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 38 утверждено Положение о следственном комитете Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и организаций, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Приказом Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 137 утвержден регламент Следственного комитета Российской Федерации, согласно которому Следственный комитет осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, непосредственно и (или) через входящие в его систему, в том числе главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные, в том числе военные, следственные подразделения Следственного комитета.

Согласно пункту 7 Регламента Следственный комитет также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета, и устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в Следственном комитете, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился на имя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО2 с жалобой, в которой просил провести служебную проверку в отношении руководителя СО СК по <адрес>ФИО3 и привлечь его к ответственности за неосуществление регистрации заявления ФИО1 о преступлении в книге регистрации сообщений о преступлении, не организации проверки в порядке статьей 144-145 УПК РФ по заявлению о преступлении. Жалоба подписана ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, направлена посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор ) и получено Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-7).

В соответствии с частью 2 статьи 123 УПК РФ участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются вправе обратиться к прокурору с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные в статье 124 настоящего Кодекса.

Статьей 124 (часть 1) УПК РФ установлен 3-х суточный срок рассмотрения прокурором жалобы со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Согласно части 1 статьи 1 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК РФ).

Участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения являются прокуроры, следователи и руководители следственных органов.

В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 1 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 9, статьи 10, статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", части 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 124, 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не всякое обращение, названное заявителем "сообщение о преступлении", подлежит регистрации в качестве сообщения о преступлении и проверке в порядке, установленном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а лишь такое, которое содержит фактические данные о готовящемся или совершенном деянии (действии или бездействии), содержащем признаки конкретного состава преступления.

Административные ответчики уклонились от исполнения возложенной на них пунктом 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности по представлению доказательств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; доказательств, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, поскольку доказательств наличия ответа на жалобу административного истца от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий суду не представлено, то суд признаёт административный иск подлежащим удовлетворению. В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административного истца суд признаёт возможным обязать руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО2 в течение трёх дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу рассмотреть жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

на основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293, 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО2, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении жалобы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 124 УПК РФ, не направлении в адрес заявителя постановления, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Обязать руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО2 в течение трёх дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу рассмотреть жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья –