ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1080/2022 от 27.06.2022 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-1080/2022

УИД 43RS0017-01-2020-001708-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 27 июня 2022 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,

при секретаре Мурашкиной А.В.,

с участием административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ *** УФСИН России по Кировской области, заинтересованного лица УФСИН России по Кировской области – по доверенностям ФИО4, представителя административного ответчика ФКУ *** УФСИН России по Кировской области – по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело № 2а-1080/2022 по административному иску ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ *** УФСИН России по Кировской области о признании бездействий и действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительной колонии,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ *** УФСИН России по Кировской области о признании бездействий и действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительной колонии.

Определением судьи от <дата> в порядке подготовки дела к судебному заседанию в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ *** ФСИН России; в качестве заинтересованных лиц привлечены - Кировская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Филиал «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «***» и УФСИН России по Кировской области.

В обоснование административных исковых требований ФИО2 указал, что по приговору Погарского районного суда Брянской области от <дата> в период с <дата> по <дата> отбывал наказание в ФКУ *** УФСИН России по Кировской области. В указанный период отбытия им наказания административный ответчик и его должностные лица (ИК-5) проявили бездействие, выразившееся в необеспечении в его отношении минимальных норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых, санитарных условий содержания, осужденного к лишению свободы, уклонялись от обязанностей, возложенных на них в установленном законом порядке. Испытывал нравственные страдания из-за содержания в одном отряде с лицами, ранее отбывавшими наказание, а также имеющими инфекционные заболевания, отсутствия необходимых лекарств в медпункте учреждения, отсутствия горячей и холодной воды, неудовлетворительного санитарно-гигиенического состояния помещения отрядов из-за протекавшей крыши и плесени (грибков) на стенах, неприспособленности подсобных помещений общежитий колонии пользованию осужденными, не соответствия распорядка дня имеющимся условиям отбывания наказания, нехватки времени на посещение туалета и мытье, отсутствия условий для написания писем, отсутствия личного пространства и мест уединения, постоянного нахождения на виду друг у друга, неуважения сотрудниками осужденных, нехватки столовых приборов, неприемлемого качества еды в столовой, необеспечения по нормам форменной одеждой, необеспечения канцелярскими принадлежностями, ограничения времени общения по телефону, использования рабского труда осужденных. При посещении банно-прачечного комплекса два раза в неделю по часу, невозможно было нормально помыться так, как за 1 час на помывку приходит сразу два отряда (около 200 человек), а также в связи с маленьким количеством душевых леек и кранов воды для стирки из-за чего возникали очереди, так на каждого осужденного на помывку выделяется примерно 3-4 минуты, что является недостаточным для поддержания надлежащей гигиены тела. Вышеуказанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации. В связи с допущением вышеуказанных нарушений, <дата> им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен ***, но решение по существу дела пока не вынесено. <дата> административный истец был освобожден из ИК по отбытию наказания. Таким образом, в общей сложности им проведено в *** - 132 календарных дня в условиях, не отвечающих требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков ФСИН России, ФКУ *** УФСИН России по Кировской области по необеспечению его минимальными нормами материально-бытового обеспечения, питанием надлежащего качества, личной безопасности, надлежащей медицинской помощью, надлежащего качества во время отбытия мною наказания в виде лишения свободы; признать незаконным действия должностных лиц административных ответчиков ФКУ *** УФСИН России по Кировской области по провокации конфликтов между осуждёнными, оскорблению осужденных и его в частности, проведению поверок наличия осужденных на улице во время осадков, навязыванию и поддержанию «тюремной идеологии» среди спецконтингента, ограничению ведения телефонных переговоров при наличии технической возможности во время отбытия мною наказания в виде лишения свободы и присудить компенсацию в размере 926 244 руб. за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях на основании статьи 227.1 КАС РФ.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме, также суду пояснил, что в период его нахождения в отряде *** с <дата> по <дата> полностью отсутствовала подача воды, туалеты не соответствовали нормам, поскольку здание отряда *** располагается на самой высокой точке, то когда в других отрядах начинают пользоваться водой, в их отряде напор воды отсутствовал. Также он по состоянию своего здоровья был вынужден часто обращаться за медицинской помощью, однако ему в помощи отказывали, обращался он за помощью и к психологу, но психолог говорил ему, что ничем помочь не может. В частности в оказании медицинской помощи ему было отказано <дата>. В период отбывания наказания часто писал жалобы в различные инстанции, обращался за помощью, но судьба его жалоб и обращений ему не известна.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ *** УФСИН России по Кировской области, заинтересованного лица УФСИН России по Кировской области – по доверенностям ФИО4 в судебном заседании с доводами административного иска не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что осужденный ФИО2 действительно отбывал наказание в ИК-5 с <дата> по <дата>. Общие площади отряда *** (карантинное отделение) и отряда ***, с учетом наполняемости, соответствуют установленным нормативам. Так, общая площадь отряда *** составляет 189,1 кв.м., площадь спального помещения отряда *** составляет 94,0 кв.м. и предназначена для содержания 45 осужденных, установлено 23 двух ярусные кровати. Площадь спальных помещений отряда *** составляет 204,4 кв.м. и предназначена для содержания 101 осужденного, установлено 50 двух ярусных кроватей и 1 одноярусная кровать. В каждом отряде есть тумбочка прикроватная, табуреты для осужденных. Все отряды оборудованы системой центрального отопления (отопление осуществляется централизованно, компанией ОАО «КТК»), системой приточно-вытяжной вентиляции естественного побуждения, центральным водоснабжением. В каждом отряде есть санитарные узлы, в которых обеспечены условия приватности, а именно имеются перегородки с дверьми высотой 1500 мм. В спальных помещениях имеются светильники, баки с питьевой водой, которая меняется ежедневно. Температура воздуха в помещениях отрядов соответствовала нормам и составляла +21- +22°С, проверка температуры осуществляется ежедневно дежурной сменой. Каких-либо нарушений не выявлено. Питание осужденных производится в столовой, при этом со стороны колонии осуществляется жесткий контроль за качеством приготовляемой пиши, продукты питания закупаются в рамках Федерального закона № 144-ФЗ посредством заключения государственных контрактов, все поставляемые продукты проходят обязательный контроль качества. Холодное и горячее водоснабжение осуществляется централизованно МУП «Водоканал» и ОАО «КТК» на основании соответствующих государственных контрактов. Холодная вода соответствует требованиям санитарных норм и правил, предъявляемых к питьевой воде. Помывка осужденных производится в банно-прачечном комплексе согласно графику, утвержденному начальником учреждения, времени для помывки отводится достаточно. Стирка и сушка белья так же производятся в банно-прачечном комплексе. Банно-прачечный комплекс регулярно проверяется филиалом МСЧ-43 (ЦГСЭН), никаких нарушений санитарно-эпидемиологических требований выявлено не было. Также указывала, что медицинское обеспечение ФИО2 соответствовало установленным требованиям. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от незаконных действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц в нарушении личных неимущественных прав или нематериальных благ ФИО2 не представлено, а домыслы административного истца не могут расцениваться судом, как доказательства. Каких-либо доказательств пережитых страданий для подтверждения права на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении административным истцом также не представлено.

Представитель административного ответчика ФКУ *** УФСИН России по Кировской области – по доверенности ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика - ФКУЗ *** ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель заинтересованного лица - Министерство финансов РФ в лице УФК по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещены надлежащим образом, в письменном отзыве на административный иск просили отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - Филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ "***" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель заинтересованного лица - Кировской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, дело просили рассмотреть без их участия, также указали, что за все время отбытия наказания от ФИО2 в их адрес было направлено одно обращение от <дата>, перенаправленное в Кировский областной суд для рассмотрения.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из содержания ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) наказание является мерой государственного принуждения, применяемой на основании приговора суда и в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Одним из видов наказаний является лишение свободы, которое исполняется исправительными учреждениями системы ФСИН России.

Согласно ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора; рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

В соответствии с ч.1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии с ч. 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования, в том числе, о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от <дата>, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний (ч. 12 ст.12 УИК РФ).

Согласно требованиям ст. 99 УИК РФ материально-бытовое обеспечение осужденных, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что по приговору Погарского районного суда Брянской области от <дата> в период с <дата> по <дата>ФИО2 отбывал наказания в ФКУ *** УФСИН России по Кировской области по адресу: <адрес>.

Освобожден по отбытию срока наказания.

По мнению административного истца карантинное отделение, помещения отрядов, где административный истец отбывал наказание, условия содержания в исправительном учреждении являются бесчеловечными и унижающими достоинство человека.

По прибытию в ФКУ *** УФСИН России по Кировской области в период с <дата> по <дата>ФИО2 содержался в карантинном отделении учреждения (отряде ***).

Содержание в карантинном отделении регламентируется ст. 79 УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста ФИО1 от <дата>***, согласно которым осужденный помещается в карантинное отделение по прибытии в исправительное учреждение. Общий срок содержания в данном отделении не должен превышать 15 суток. За этот период проверяются наличие личного дела и установление его принадлежности прибывшему осужденному, производятся его личный обыск и досмотр имущества, а так же комплексная санитарная обработка и медицинское освидетельствование осужденного.

Судом на основании исследованных в ходе судебного заседания доказательств установлено, что карантинное отделение располагается в здании клуба для осужденных на цокольном этаже и занимает 7 помещений: сушилка (4,4 кв.м), комната хранения личных вещей (3,3 кв.м), комната воспитательной работы (16,4 кв.м), кабинет начальника отряда (13,4 кв.м), спальное помещение (94,0 кв.м), душевая (4,3 кв.м), туалет (5,3 кв.м), комната для умывания (5,1 кв.м), общая площадь помещений отряда *** – 189,1 кв.м. Спальное помещение отряда *** имеет площадь 94,0 кв.м и предназначено для содержания 45 осужденных, в нем установлено 23 двухъярусных кровати, таким образом на одного осужденного приходится не менее 2 кв.мжилой площади. Отряд *** оборудован системой приточно-вытяжной вентиляции естественного побуждения, системой центрального отопления, осуществляемого ОАО «КТК» по государственному контракту (по всей территории ФКУ ИК-5), центральным водоснабжением, осуществляемым МУП «Водоканал» города Кирово-Чепецка по государственному контракту (по всей территории ФКУ ИК-5). В спальном помещении имеется 3 оконных проема размером 400х200 мм. Деревянные рамы и остекление содержатся в исправном состоянии, с возможностью проветривания помещений. В спальном помещении имеется 6 светильников, в каждом по 2 лампы мощностью 60 Вт каждая, а также ночное освещение - 2 светильника по 60 Вт. Имеется бак с питьевой водой, которая меняется ежедневно. Вода соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Температура воздуха в помещении отряда *** составляла +21-+22°С, что соответствует нормам. Проверка температуры осуществляется ежедневно дежурной сменой. В помещении отрядов 2 раза в сутки производится влажная уборка, с применением дезинфицирующих средств и проветриванием помещений. В санитарном узле отряда *** имеется 3 унитаза и 1 писсуар, обеспечены условия приватности (имеются перегородки с дверьми высотой 1500 мм). В комнате для умывания установлено 5 умывальников с подачей горячей и холодной воды, полки для средств личной гигиены. В карантинном отделении уборщиком служебных помещений ежедневно производится уборка, с применением дезинфицирующих средств. Еженедельно производится генеральная уборка.

Вышеуказанная информация изложена в справке, составленной и подписанной старшим инспектором ОКБИ и ХО ФКУ *** УФСИН России по Кировской области ФИО11 (т.1, л.д. 82-86), в справке, составленной и подписанной заместителем начальника ФКУ *** УФСИН России по Кировской области ФИО7, а также подтверждается фотоматериалами спального расположения, комнаты воспитательной работы, изолированного участка, комнат для умывания и туалета отряда ***.

Нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в карантинном отделении ФКУ *** УФСИН России по Кировской области выявлено не было.

С <дата>ФИО2 был переведен в отряд *** ФКУ *** где находился по <дата>.

Согласно п. 3 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.

Здание отряда *** - отдельно стоящее двухэтажное кирпичное здание. Отряд *** располагается на 2 этаже и занимает 10 помещений общей площадью 357,2 кв.м. Площадь спальных помещений отряда *** составляет 204,4 кв.м и предназначена для содержания 101 осужденного. В спальных помещениях отряда установлено 50 двух ярусных кроватей и 1 одноярусная кровать. Помещения оборудованы системой центрального отопления, системой приточно-вытяжной вентиляции, центральным водоснабжением, системой центрального отопления. Температуры воздуха в помещениях соответствует нормам и составляет +21-+ 22 °С. Проверка температуры проводится ежедневно дежурной сменой. Помещения санзулов обеспечены зонами приватности, имеется несколько унитазов и умывальников. В помещении отряда имеется бак с питьевой водой, которая меняется ежедневно. Вода соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний.

Вышеуказанная информация изложена в справке, составленной и подписанной старшим инспектором ОКБИ и ХО ФКУ *** УФСИН России по Кировской области ФИО6 (т.1, л.д. 82-86), в справке, составленной и подписанной заместителем начальника ФКУ *** УФСИН России по Кировской области ФИО7, а также подтверждается фотоматериалами спального помещения отряда ***, туалета отряда ***, умывальной комнаты отряда ***, раздевалки отряда ***, помещения для хранения личных вещей отряда ***, комнатой воспитательной работы отряда ***, коридора отряда ***, где, в том числе, находятся телефонные аппараты для осуществления звонков, общая площадь отряда *** и наличие внутри отряда вышеуказанных помещений также подтверждается копией технического паспорта с экспликацией к поэтажному плану строения.

Нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в помещении отряда *** ФКУ *** УФСИН России по Кировской области выявлено не было, что также подтверждается протоколом *** от <дата> Филиала "Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ "***" о санитарно-гигиеническом и микробиологическом исследованиях.

Таким образом, доводы административного истца о нехватке личного пространства в спальных помещениях отрядов отклоняются, поскольку лимит наполнения осужденных в отрядах не превышался. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного составляла более 2 кв.м, что соответствует нормам. Помимо жилой площади в отрядах имеются бытовые помещения, огороженные локальные участки, в которые осужденный может выйти для увеличения личного пространства, общая площадь отрядов существенно больше жилой площади.

Кроме того, все помещения отрядов в ФКУ ИК-5 оборудованы системой центрального отопления, системой приточно-вытяжной вентиляции и центральным водоснабжением, температура воздуха в помещениях отрядов *** и ***, а также в туалетах, соответствовала установленным санитарным нормам и составляла в среднем +21 - + 22 градусов. Проверка температуры осуществляется ежедневно дежурной сменой. В помещении общежитий отрядов 2 раза в сутки производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств и проветриванием помещений.

Нарушений условий содержания в карантинном отделении, в отряде *** не установлено, срок пребывания и содержания ФИО2 в карантинном отделении не нарушен.

По прибытии в исправительное учреждение ФИО2 был обеспечен спальными принадлежностями и вещевым имуществом по сезону. Все вещевое имущество, выданное осужденному, соответствует требованиям приказа Минюста России от 03.12.2016 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», что подтверждается справкой главного бухгалтера ФКУ ИК-5 и копией из журнала по обеспечению предметами вещевого имущества и постельными принадлежностями на 2018 год по лицевому счету осужденного ФИО2 за № ***

Согласно требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 каждый осужденный обеспечен спальным местом, прикроватной тумбочкой, табуретом. В каждом отряде имеется спальное помещение, комната для приема пищи, комната для хранения личных вещей, комната проведения воспитательной работы, комнаты для сушки одежды, оборудованной дополнительными радиаторами отопления, комната для умывания, туалет, в которых имеется не менее 1 умывальника на 10 человек, 1 унитаза на 15 человек от лимита наполнения отряда, что соответствует приказу Минюста ФИО1 от <дата>.

Согласно утвержденного распорядка дня в отрядах ежедневно осуществляются санитарно- профилактические мероприятия, включающие в себя проветривание помещений, влажную уборку, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, которые выдаются со склада. Генеральные уборки проводятся еженедельно. Контроль за проведением санитарных мероприятий осуществляют начальники отрядов и сотрудники МСЧ.

Кроме того, во всех помещениях отрядов ФКУ ИК-5 регулярно проводятся дератизационные мероприятия (обработка от грызунов) и дезинсекционные мероприятия (обработка от насекомых - тараканов).

В соответствии п. 21 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» помывка осужденных в ФКУ ИК-5 организована 2 раза в неделю в бане (Банно-прачечном комплексе) где оборудованы: моечная, помещение для раздевания и одевания, уголок дежурного фельдшера. Моечная бани оборудована 7 душевыми лейками, 7 водозаборными кранами, что соответствует установленным требованиям, площадь помывочного отделения составляет 64,3 кв.м (при нормативе 2 кв.м на 1 помывочное место), вместимость моечной 32 места, количество тазов из расчета 2 на 1 помывочное место, тазы для ног промаркированы. Помывка осужденных осуществляется партиями по 30 минут не более 30 человек. Учет количества помывшихся организован. Нарушений санитарно-эпидемиологических требований установлено не было. График работы банно-прачечного комплекса разработан, 30-минутный перерыв между сменами для проведения санитарной обработки в бане предусмотрен.

Уборка помывочного отделения с использованием дезинфицирующих средств осуществляется после каждой помывки, еженедельно осуществляется санитарный день в банно-прачечном комбинате.

Внутренняя отделка, мебель бани доступны для проведения влажной уборки и устойчивы к обработке дезинфицирующими средствами. Стены помещений помывочного отделения и раздевалки облицованы кафельной плиткой светлых тонов. Уборка осуществляется 4 раза в день, еженедельно проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно справкам, составленным и подписанным старшим инспектором ОКБИ и ХО ФКУ *** УФСИН России по Кировской области ФИО6, и заместителем начальника ФКУ *** УФСИН России по Кировской области ФИО7, в помывочном отделении банно-прачечного комплекса ИК-5 имеется 7 душевых леек и 7 смесителей, использующихся для наполнения тазов, из расчета 2 таза на 1 осужденного, данное количество душевых и леек обеспечивает пропускную способность банно-прачечного комплекса с учетом составленного графика помывки отрядов, а также соответствует установленным регламентам, наличие перегородок в помывочном отделении исправительных учреждений в соответствии с приказами № 130-дсп от 02.06.2003 и № 512 от 27.06.2006 не предусматривается.

Как следует из протокола *** лабораторного исследования методом смывов на БГКП от <дата> Филиала "Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ "***" каких-либо бактерий группы кишечной палочки в банно-прачечном комплексе не обнаружено, санитарная обработка проводится качественно.

Таким образом, нарушений санитарно-гигиенических норм в банно-прачечном комплексе не установлено, наличие плесени на стенах душевой не подтверждено.

В учреждении организовано 3-х разовое горячее питание осужденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205, а также приказом Минюста России от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» Нормы питания доводятся до спецконтингента в полном объеме. Контроль за закладкой продуктов в котел возложен на дежурных помощников начальника колонии.

Приготовление пищи в столовой учреждения организованно в соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы», а также в соответствии с раскладкой продуктов, утвержденной начальником учреждения, и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Каждый прием пищи разрешается только после проверки качества приготовления блюд, полновесности порций, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении пищи ответственными сотрудниками, а именно дежурным помощником начальника колонии, медицинским работником и ответственным по учреждению из числа руководства, о чем делается запись в книге контроля за качеством приготовления пищи, обоснованных жалоб на качество приготовления пищи в 2018 году не поступало.

Данные обстоятельства подтверждены копиями журналов учета контроля за качеством приготовления пищи ФКУ ИК-5, протоколом лабораторных испытаний ЦГСЭН ФКУЗ *** ФСИН России *** от <дата>, *** от <дата> (лабораторные исследования столовой, пекарни, цеха мясных полуфабрикатов), протоколом лабораторного исследования воздушной среды холодильных камер на зараженность плесенями ЦГСЭН ФКУЗ *** ФСИН России *** от <дата>, надлежащее качество предоставляемых продуктов питания также подтверждается протоколами лабораторных исследований (испытаний) пищевых продуктов.

Питание организовано в столовой жилой зоны для осужденных, площадь обеденного зала составляет 402,7 кв.м, что допускает единовременное размещение 223 осужденных.

Столовая обеспечена посудой и столовыми принадлежностями в полном объеме. В столовой для осужденных имеется линия раздачи пищи. Осужденные проходят поотрядно линию раздачи и занимают отведенные для каждого отряда места. Посуда после каждого приема пищи обрабатывается моющим и дезинфицирующими средствами. Систематически столовую для осужденных проверяют работники Центра гигиены и эпидемиологии, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ, а также члены общественно-наблюдательной комиссии, каких-либо жалоб на качество обработки посуды, приготовления пищи, качества продуктов питания в 2016 - 2018 годах не поступало.

Кроме того, жалоб на качество пищи, а также скудность питания в период отбывания наказания от самого осужденного ФИО2 также не поступало и не рассматривалось. Доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

В силу ч. 1 ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение. В соответствии с ч. 5 статьи 92 УИК РФ телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений.

При этом, административным истцом в период отбывания наказания неоднократно направлялись, в том числе, закрытые письма в адреса судов, что подтверждено справкой по переписке осужденного, то есть право административного истца на подачу жалоб и ходатайств в различные государственные инстанции в период отбывания наказания нарушено не было, довод об отсутствии канцелярских принадлежностей у осужденного, в связи с чем, ФИО2 был лишен права на обращение в различные инстанции, в том числе, в суд не нашел своего подтверждения.

Доводы административного истца о том, что ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь, что в медико-санитарной части отсутствовали необходимые ему лекарственные средства, также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Так, как видно из копии медицинской карты ФИО2*** и выпискеи из медицинской карты осужденного от <дата>, ФИО2 находился под наблюдением в филиале «Медицинская часть ***» ФКУЗ МСЧ-43 ФИО1 с <дата> по <дата>, состоял на диспансерном учете с диагнозом: *** Категория труда: ограниченно трудоспособен, инвалидом не является. За период отбывания наказания он обращался за медицинской помощью: <дата> диагноз: *** назначено амбулаторное лечение, предоставлены необходимые медикаменты; <дата> на повторный прием ФИО2 не явился, на лечение не ходит с <дата>; <дата> диагноз: *** назначено амбулаторное лечение, предоставлены необходимые медикаменты; <дата> диагноз: *** предоставлены медикаменты; <дата> диагноз: *** назначено амбулаторное лечение, предоставлены необходимые медикаменты; <дата> в ходе осмотра ФИО2 жалоб активно не предъявлял, состояние его здоровья удовлетворительное, в лечении не нуждается.

Медицинская помощь ФИО2 предоставлялась в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Медицинское обеспечение осуществлялось в соответствии с «Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» утвержденной приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285. Заболеваний, включенных в перечень, препятствующих отбыванию наказания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и постановлением № 598 от 19.05.2017 «О внесении изменений в перечень заболеваний препятствующих отбыванию наказания» административный истец не имел.

Необходимые лекарственные препараты для лечения заболеваний, по которым ФИО2 обращался в ФКУ *** за медицинской помощью, в медицинском отделе имелись и были до осужденного доведены, что также подтверждается листом назначенных и выданных лекарственных препаратов.

Довод административного истца о том, что <дата> ему было отказано в оказании медицинской помощи не нашел своего подтверждения, поскольку в медицинской карте осужденного ФИО2 нет записи о том, что он обращался <дата> в «Медицинскую часть ***», наоборот, <дата> после осмотра осужденного, а также в связи с отсутствием каких-либо жалоб с его стороны, ФИО2 признан здоровым, в лечении не нуждающимся.

Кроме того, за период с <дата> обращений от ФИО2 по медицинским вопросам, не поступало.

Административный истец ссылается на факт того, что совместно с ним в отряде содержались лица, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы в связи с чем он опасался за свое здоровье и жизнь.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 УИК РФ, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Доказательств того, что административный истец обращался к представителям администрации колонии с требованием о проверке соблюдения ст. 80 УИК РФ по поводу содержания в камере лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, о переводе его в другой отряд, с заявлениями об обеспечении ему личной безопасности в соответствии со ст. 13 УИК РФ суду не представлено, в оперативный отдел ИК-5 какая-либо информация об угрозе личной безопасности осужденного ФИО2 не поступала, что подтверждается справкой оперуполномоченного оперативного отдела ИК-5.

В соответствии с ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

В соответствии с Федеральным законном от 09.03.2001г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальные кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 101 ч. 2 УИК РФ исключена норма, предусматривающая содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в специализированных лечебно-исправительных учреждениях, в связи с чем, они отбывают наказание на общих основаниях, включая совместное использование со здоровыми лицами коммунально-бытовых и производственных объектов, при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Как следует из информации, предоставленной начальником ЦГСЭН *** ФСИН России ФИО12 что за весь период отбывания наказания ФИО2 наказания в *** с <дата> по <дата> в колонии был выявлен 1 случай с подозрением на туберкулез в отряде ***, данный осужденный сразу был изолирован в филиал «МСЧ ***» ФКУЗ *** ФСИН России и в дальнейшем этапирован в филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ *** ФСИН России. Больные с заболеваниями туберкулеза, вирусного гепатита «С» в *** не содержатся. Кроме того, указал, что ФИО13 с жалобами на ненадлежащее медико-санитарное обеспечение, нарушения санитарно-эпидемиологических требований в *** не обращался, на диспансерном учете по контакту с больными активной формой туберкулеза не состоял.

Из копии медицинской карты осужденного ФИО2 также видно, что за весь период отбывания наказания в ИК-5 он в медсанчасть с подозрением у него наличия туберкулеза, гепатита или ВИЧ-инфекции не обращался.

На основании вышеизложенного доводы административного иска о нарушении прав административного истца на надлежащие условия содержания в связи с тем, что с ним в отрядах на общих условиях содержались осужденные, ранее уже содержавшихся в местах лишения свободы, осужденные больные туберкулезом, ВИЧ-инфицированные и больные гепатитом В и С, судом во внимание не принимаются, нарушение законов в данных случаях не имеется.

Доводы ФИО2 о том, что он со стороны сотрудников учреждения подвергался полному обыску, что нарушало его права, судом также не принимаются, так, обыск осужденных происходит в соответствии с внутренними приказами и инструкциями. Ограничение личной неприкосновенности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, посредством обысков установлено федеральным законом. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ст.10 УИК). УИК РФ в ч. 5 ст. 82 устанавливает, что осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.

Доводы административного истца о том, что по отношению к нему сотрудники учреждения относились невежливо, грубили, не подтверждается письменными доказательствами, так в дело не представлены жалобы административного истца на незаконные действия (бездействия) сотрудников ФКУ ***, в судебном порядке ФИО2 с соответствующими административными исковыми заявлениями в период своего отбывания наказания также не обращался. Наоборот ФИО2 за все время отбытия наказания дисциплинарным взысканиям не подвергался, поощрений не имел, на профучетах не состоял, содержался в обычных условиях содержания, согласно характеристике осужденный характеризовался удовлетворительно.

Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 № 480-О-О).

Таким образом, в ФКУ *** УФСИН России по Кировской области соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.

Условия отбывания наказания административным истцом суд не признает как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку они не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.

В доказательство заявленных требований истец предоставляет план-схемы спальных помещений и объяснения лиц, содержащихся с административным истцом в ФКУ ИК-5, однако из указанных документов не следует о ненадлежащем содержании и нарушениях действующих норм Российского законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы.

Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении.

При этом доказательств обращения истца в период его содержания в ФКУ *** УФСИН России по Кировской области компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в колонии, в том числе в части непригодных к употреблению продуктов питания, на некачественное медицинское обслуживание, негативное отношение к нему со стороны администрации учреждения истцом в материалы дела не представлено.

В ответе Кировской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ указано, что <дата> в их адрес поступило обращение от ФИО2, прокурорская проверка по данному обращению не проводилась, обращение перенаправлено в Кировский областной суд для рассмотрения. При этом, сам административный истец существо обращения от <дата> пояснить не смог, о чем оно было не помнит.

В соответствии со п.1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Однако, в нарушение требований закона ФИО2 не заявлено требование об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении. Судебные акты либо иные административные решения вышестоящих органов в порядке подчиненности, по разрешению споров о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ *** УФСИН России по Кировской области, в качестве доказательств суду также не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно пункту 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2019 N 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду не исчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Жалоба в Европейский суд по правам человека подана ФИО2<дата>, жалобе присвоен *** «Ulanovich v.Russia»

С настоящим административным исковым заявлением ФИО2 обратился в суд - <дата>, то есть в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 5 Федеральный закон от 27.12.2019 № 494-ФЗ.

При таких обстоятельствах довод административного ответчика о том, что административным истцом нарушен срок для обращения с административным иском не основан на нормах материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 170-175 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к ФСИН России, ФКУ *** УФСИН России по Кировской области, *** о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, признании действий незаконными – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Е.Г. Аксенова

Мотивированное решение изготовлено, с учетом положений ст. 177 КАС РФ, – 08.07.2022.

Решение12.07.2022