ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1081/18 от 31.10.2018 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1081/2018 *

УИД 33RS0015-01-2018-001290-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Г.В.Никуловой,

при секретаре судебного заседания В.И.Гараян,

с участием:

- представителя административного истца пом. прокурора Петушинского района Кравцова М.Р.,

- представителя административного ответчика ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области- Печенкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Петушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петушинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области, в котором после уточнения просит обязать ответчиков в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на следующих земельных участках: в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 33; в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества координаты места размещения отходов: Ш55 56 37, Д038 51 33; в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 34.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Петушинского района на основании информации администрации Нагорного сельского поселения проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации на территории Петушинского района, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации процесса сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории муниципального образования Нагорное сельское поселение.

В результате проверки, проведенной прокуратурой района, установлены следующие места несанкционированного размещения отходов возле СНТ «Родник»: в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью не менее 0,0015 га и объемом 50 м3, координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 33; в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью не менее 0,08 га и объемом 40 м3, координаты места размещения отходов: Ш55 56 37, Д038 51 33; в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью не менее 0,005 га и объемом 25 м3, координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 34. Лица виновные в размещении бытового мусора на указанных земельных участках в ходе проверки не установлены. Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены. Следовательно, они являются незаконными, а, значит, подлежат ликвидации. На этом основании заявлен настоящий иск.

Представитель административного истца помощник прокурора Петушинского района Кравцов М.Р. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования в полном объеме, считает, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на землях лесного фонда лежит на ответчиках.

Представитель административных ответчиков - ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области Печенкина Ю.Н. в судебном заседании иск не признала, считает, что на административных ответчиков не может быть возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на землях лесного фонда. Указала, что в 2017 году внесены изменения в Лесной кодекс РФ, а именно утратила силу ст.55 ЛК РФ и Правила санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года №414, в силу которых в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлялись, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В настоящее время порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах при использовании, охране и защите лесов определены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года №607, согласно которых очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Мотивированные отзывы приобщены к материалам дела.

Заинтересованное лицо администрация Нагорного сельского поселения Петушинского района своего представителя в суд не направила, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия на человека.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

В силу ч. 6 ст. 101 Земельного кодекса порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется указанным Кодексом и лесным законодательством.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.ст.13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

В силу положений ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении принципа уважения личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как установлено судом в ходе проверки прокуратурой Петушинского района установлены следующие места несанкционированного размещения отходов:

- в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью не менее 0,0015 Га и объемом 50 м3, координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 33;

- в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью не менее 0,08 Га и объемом 40 м3, координаты места размещения отходов: Ш55 56 37, Д038 51 33;

- в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества выявлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью не менее 0,005 Га и объемом 25 м3, координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 34;

Лица виновные в размещении бытового мусора на указанных земельных участках в ходе проверки не установлены.

Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены.

Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Данное обстоятельство никем из сторон не оспаривалось.

Статьей 42 ЗК РФ среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

В силу ст. 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемом случае на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) и защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из п. 1.1 Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области № 898 от 20.12.2006, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006, Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области. В силу п. 2.1 названного Положения к полномочиям Департамента относится, в том числе, решение вопросов владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) и защиты (п.2 Правил). Поскольку проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями Департамента, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия, не может расцениваться как нецелевое.

В силу п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

С учетом вышеприведенных требований земельного, лесного и иного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, организация мероприятий по ликвидации обнаруженных в ходе проверки мест размещения несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области.

Кроме того, суд приходит к выводу, что введенная с 01.03.2017 года норма п.3 ст.60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области.

С учетом вышеизложенного, суд не может положить в основу решения доводы представителя ответчиков Печенкиной Ю.Н. и согласиться с позицией ответчиков ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда на органы местного самоуправления, а в данном конкретном случае на администрацию Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области.

Анализируя собранные доказательства, суд приходит к выводу, что наличие несанкционированных свалок на землях лесного фонда, а именно в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество» негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Невыполнение ответчиками вышеуказанных норм законодательства охраны окружающей среды и природопользования влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также на охрану их жизни и здоровья.

Несмотря на это, ответчиками надлежащим образом не выполняются требования закона относительно очистки территории лесного квартала №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество» от несанкционированных свалок, не предпринимается достаточных мер для ликвидации и недопущения образования несанкционированных свалок на землях лесного фонда.

Принятие мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов законным владельцем земельных участков является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, прав неопределенного круга лиц, в том числе временно пребывающих на данной территории на благоприятную окружающую среду, что свидетельствует об обоснованности заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Петушинского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению, срок выполнения заявленных требований является разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административные исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов.

Обязать ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на следующих земельных участках:

- в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 33;

- в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества координаты места размещения отходов: Ш55 56 37, Д038 51 33;

- в лесном квартале №42 выдел 26 Панфиловского участкового лесничества координаты места размещения отходов: Ш55 56 38, Д038 51 34.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

*

Судья: /подпись/ Г.В.Никулова