ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1081/2022 от 15.08.2022 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

№ 2а-1081/2022

57RS0027-01-2022-001648-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2022 года г. Орёл

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Золотухина А.П.,

при помощнике судьи Михайловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шиленок Ольги Игоревны к Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Шиленок О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, указав в обоснование заявленных требований, что административный истец Шиленок О.И., выдвинутая региональным отделением Всероссийской партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в качестве кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу , представила в территориальную избирательную комиссии Северного района города Орла заявление о ее регистрации в качестве кандидата, а также необходимые документы, в том числе подписные листы, содержащие 51 подпись избирателей.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Северного района г. Орла принято решение об отказе Шиленок О.И. в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу , с указанием на то, что по результатам проверки 51 подпись избирателей признана недействительной в соответствии с подпунктами «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то есть сбор подписей с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ.

Административный истец считает указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку оно противоречит положениям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и нарушает пассивное избирательное право административного истца. Факт того, что кандидат Шиленок О.И. является директором ООО «Феникс-Ойл» нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, в данном конкретном случае не является. Доказательств того, что административный истец, являясь директором ООО «Феникс-Ойл», получила подписи у граждан избирателей с использованием своего служебного положения, а именно у находящихся в служебной или иной зависимости с ООО «Феникс-Ойл» граждан-избирателей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи им заработной платы, иных социальных выплат в целях их принуждения материалами проверки не получено. При этом Шиленок О.И. лично осуществляла обход граждан-избирателей, проживающих на избирательном участке, находясь в отпуске. По указанным основаниям административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шиленок О.И. в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу ; обязать Территориальную избирательную комиссию Северного района г. Орла зарегистрировать Шиленок О.И. в качестве кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и представленных документов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Орловской области; Избирательная комиссия Орловской области.

В судебном заседании административный истец Шиленок О.И. и ее представитель ФИО4 заявленные административные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно представитель ФИО4 пояснила, что сам по себе факт обладания правовым статусом члена органов управления организации независимо от формы собственности не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству. Исключение возможности использования должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах, как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла председатель ФИО5, по доверенности ФИО6 административные исковые требования не признали по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу Шиленок О.И., выдвинутым Региональным отделением «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Орловской области, были представлены документы для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с 51 подписью избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. При проверке указанных подписных листов было установлено, что лицом, осуществлявшим сбор подписей являлась сама кандидат Шиленок О.И., которая согласно сведениям о месте работы, содержащимся в представленном в территориальную избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться, занимает должность директора общества с ограниченной ответственностью «Феникс-Ойл». Также данные сведения о месте работы и занимаемой должности кандидата указаны в подписных листах.

Пунктом 6 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен прямой запрет участия органов управления организаций независимо от формы собственности в сборе подписей. Подписи, собранные с нарушением указанного требования, в соответствии с подпунктом «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона являются недействительными.

По результатам проверки подписных листов, на основании сведений о месте работы, представленных кандидатом в избирательную комиссию, недействительными в соответствии с подпунктом «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона были признаны 51 подпись избирателей. Количество достоверных и действительных подписей составило 0 (ноль), что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу . ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Северного района города Орла было принято обжалуемое решение . Считают, что нарушений положений закона при принятии территориальной избирательной комиссией Северного района города Орла обжалуемого решения допущено не было, решение законно и обоснованно.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Орловской области по доверенности ФИО7 поддержал доводы об отказе в удовлетворении иска, изложенные представителями административного ответчика.

Представитель Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Орловской области председатель ФИО8 считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, заключение старшего помощника прокурора Северного района г. Орла ФИО9, полагавшего, что в связи с отсутствием нарушений действующего законодательства административные исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) предусмотрено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10).

В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 75 Федеральный закон № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федеральный закон № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

При этом в соответствии с п. 26 ст. 38 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является, в числе прочего, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п.п. «к» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

В судебном заседании установлено, что Решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам № на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении исполнения полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования город Орёл» полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, установленные пунктом 9.1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении выборов в органы местного самоуправления на территории муниципального образования город Орёл возложены на территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла.

Решением территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий Орловской области по дополнительным выборам депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по дополнительным выборам депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам, назначенным на ДД.ММ.ГГГГ, возложены на территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла.

ДД.ММ.ГГГГ Шиленок О.В., выдвинутая Региональным отделением «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Орловской области, представила в территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла документы для выдвижения кандидатом на дополнительных выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу , в том числе подписные листы с 51 подписью избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

По результатам проверки подписных листов, было установлено, что лицом, осуществлявшим сбор подписей являлась сама кандидат Шиленок О.И., которая занимает должность директора общества с ограниченной ответственностью «Феникс-Ойл». Также данные сведения о месте работы и занимаемой должности кандидата указаны в подписных листах.

В связи с изложенными обстоятельствами, 51 подпись избирателей, представленные административным истцом были признаны недействительными.

Поскольку количество достоверных и действительных подписей составило 0 (ноль), что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу , Территориальной избирательной комиссией Северного района города Орла ДД.ММ.ГГГГ было принято обжалуемое решение об отказе Шиленок О.И. в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу .

В обоснование своих доводов о незаконности указанного решения Территориальной избирательной комиссией Северного района города Орла, административный истец Шиленок О.И. ссылается на то, что сбор подписей осуществлялся ею лично в период отпуска, в представленных подписных листах с 51 подписью избирателей отсутствуют подписи сотрудников ООО «Феникс-Ойл». В подтверждение указанных доводов истцом представлено заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ, приказ учредителя общества ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Шиленок О.И. отпуска без сохранения заработной платы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, штатное расписание работников ООО «Феникс-Ойл» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав положения закона, оценив представленные доказательства, а также пояснения сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Согласно положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наличие должностного (служебного) статуса не препятствует участию в выборах в качестве кандидата, но предполагает необходимость - для кандидатов, являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, - освобождения от выполнения должностных (служебных) обязанностей (пункт 2 статьи 40).

В связи с этим сам по себе факт обладания правовым статусом руководителя - директора организации не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству.

Для кандидатов, являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" специально оговаривает недопустимость использования преимуществ своего должностного положения, определяя, какие именно действия под этим понимаются (пункты 1 и 5 статьи 40). Исключение возможности использования должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N 457-О).

Из этого следует, что лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок, тогда как такая возможность для них не исключается при освобождении от должностных обязанностей (например, кратковременный отпуск) в течение соответствующего периода избирательной кампании.

Личное участие названных лиц в сборе подписей обусловлено целями реализации их собственного пассивного избирательного права. В условиях местного самоуправления важное значение имеет поддержание непосредственных взаимоотношений населения с органами муниципальной власти, когда граждане-избиратели заинтересованы в личных контактах с кандидатом. Соответственно, возможность для лица, являющегося членом органа управления организации, лично осуществлять сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это имеет место вне связи с его должностной деятельностью, способствует укреплению демократических начал организации публичной власти и повышению ответственности выборного должностного лица перед населением.

Материалами дела подтверждается, что Шиленок О.И. действительно является единоличным органом управления - директором ООО «Феникс-Ойл», однако сбор подписей избирателей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проводился ею в период краткосрочного отпуска без сохранения заработной платы, соответственно, на тот момент она не осуществляла свои полномочия руководителя общества.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не было представлено доказательств того, что подписи собирались Шиленок О.И. с использованием своего служебного положения на рабочих местах и в рабочее время избирателей, в процессе и в местах выдачи им заработной платы, иных социальных выплат, при этом, в представленных подписных листах отсутствуют подписи сотрудников ООО «Феникс-Ойл».

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шиленок Ольги Игоревны к Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шиленок Ольге Игоревне в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2022 года.

Судья А.П. Золотухин