Дело № 2а-1082/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Заводоуковск 10 ноября 2016 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Агаповой О.Е.,
при секретаре Сурниной А.В.,
с участием представителя административного истца Т.А., заинтересованного лица старшего помощника прокурора М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации ФИО13 городского округа к судебному приставу - исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по ...Б.И., межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по ... об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ФИО2 городского округа (далее административный истец, Администрация) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по ...Б.И. (далее Б.И., административный ответчик), межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по ... (далее МО ОИП УФССП России, административный ответчик) об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора. Свои требования мотивирует тем, что межрайонным отделом судебных приставов на основании исполнительного листа ВС № ... от ... года выданного по решению ФИО2 районного суда от ... возбуждено исполнительное производство от ......-ИП в отношении Администрации ФИО2 городского округа. ... исполнительное производство было передано в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам. Постановлением судебного пристава исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам от ... исполнительное производство принято к исполнению, присвоен ... - ИП. Судебным приставом-исполнителем Б.И.... вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере ... рублей в связи с тем, что должником не осуществлено в добровольном порядке исполнение указанного решения в установленный срок. Данное постановление получено Администрацией .... Администрация считает, что неисполнение исполнительного документа связано с наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля органа местного самоуправления: передача полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов субъектам Российской Федерации и утверждение ... постановлением ......-п Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ..., устанавливающей перечень мест размещения полигонов ТКО. В связи с этим ... (до вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора) Администрация обратилась в Заводоуковский районный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от ......-ИП. Определение об отказе в прекращении исполнительного производства вынесено ... и не вступило в законную силу в связи с подачей в Тюменский областной суд двух частных жалоб: Администрацией ФИО2 городского округа от ... и Департамента недропользования и экологии ... от ... Таким образом, в настоящее время вопрос о наличии или отсутствии объективных независящих от органа местного самоуправления причин неисполнения исполнительного документа находится на рассмотрении Тюменского областного суда. Информация об исполнении судебного решения регулярно направлялась судебным приставам с приложением подтверждающих документов. Также Администрация ФИО2 городского округа считает, что вынесение данного определения нарушает правовой режим иммунитета бюджета, установленного ст. 239 Бюджетного кодекса РФ. В Соответствии с ч. 1 данной счатьи иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных ст.ст. 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. В соответствии с. ч. 2 обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Таким образом, перечень оснований, по которым возможно обращение взыскания на средства бюджета не на основании судебных актов, является закрытым. При этом к данному перечню не отнесено вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность взыскания исполнительского сбора с органов местного самоуправления на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Согласно Уставу муниципального образования Заводоуковский городской округ, утвержденному решением Думы от ......, администрация городского округа является муниципальным казенным учреждением (ч. 2 ст. 39 Устава). В соответствии с Письмом ФССП России от ...... «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», следует, что взыскание исполнительского сбора с казенного учреждения возможно только в порядке исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В рамках указанного исполнительного производства предметом исполнения является обязанность организовать на территории Шестаковской сельской администрации полигон ТБО. Следовательно, постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным. Кроме того, в постановлении неверно указана дата исполнительного производства с учетом передачи его из одного отдела в другой: ..., а не .... На основании вышеизложенного и руководствуясь пп. 3 п. 1 ст. 39, ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121 Федерального закона от ... № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1, 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ административный истец просит:
признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от ..., вынесенное судебным приставом-исполнителем Б.И. в рамках исполнительного производства от ......-ИП.
К административному исковому заявлению было приложено ходатайство административного истца администрации ФИО2 городского округа о приостановлении исполнительного производства, согласно которому в рамках рассмотрения заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора суд рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства, ссылаясь на пп.3 п. 1 ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 359 Кодекса административного судопроизводства РФ от ... № 21-ФЗ просит: исполнительное производство от ......-ИП приостановить до вступления в законную силу решения ФИО2 районного суда по административному исковому заявлению администрации ФИО2 городского округа об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (л.д. 13).
... судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам по электронной почте представила отзыв на административное исковое заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ..., в соответствии с которым требования, содержащиеся в исполнительном документе в 5-ти дневный срок не были исполнены, не представлены доказательства уважительности нарушения сроков исполнения исполнительного документа, вызванными чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящихся вне контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения обязанности. В связи с этим в рамках исполнительного производства со ссылкой на неисполнение должником требований исполнительного документа без уважительной причины в установленный для добровольного исполнения срок, ... судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей. При этом отмечает, что законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований неимущественного характера в зависимости от субъектного состава участников исполнительного производства. Таким образом, судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» совершены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должником к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Ссылка заявителя на то, что Администрация не имеет возможности исполнить решение – несостоятельна. Это не является доказательством того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. На основании изложенного полагает, что постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора от ... соответствует нормам законодательства об исполнительном производстве и не нарушает прав и законных интересов должника. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 36,50,112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит: административное исковое заявление администрации ФИО2 городского округа о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП оставить без удовлетворения (л.д. 38-39).
Представитель административного истца Т.А., действующая на основании доверенности от ...... (л.д.4), в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просила удовлетворить требования административного искового заявления, а также удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнительного производства.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 межрайонного прокурора старший помощник ФИО2 межрайонного прокурора М.Э. в судебном заседании пояснила, что не поддерживает доводы и требования административного искового заявления, а также ходатайства о приостановлении исполнительного производства.
Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по ...Б.И., представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по ..., представитель заинтересованного лица Департамента недропользования и экологии ... в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.33,34,35,36), сведений о причинах неявки в суд не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС, с учетом мнения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица суд рассмотрел дело в отсутствии административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и не просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица старшего помощника ФИО2 межрайонного прокурора М.Э., изучив материалы дела, суд считает требования административного истца администрации ФИО2 городского округа не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и в силу части 8 статьи 30 судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
На основании статьи 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 8 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 11,12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов административного дела (копии постановления судебного пристава-исполнителя от ... о возбуждении исполнительного производства, копии постановления судебного пристава-исполнителя от ... о принятии исполнительного производства к исполнению), следует, что ... на исполнение судебному приставу-исполнителю М.Т. поступил исполнительный лист № ВС ... от ... г., выданный Заводоуковским районным судом ... по делу ..., предмет исполнения: обязать организовать на территории Шестаковской сельской администрации ФИО2 городского округа полигон твердых бытовых отходов, организовать эксплуатацию созданного полигона в отношении должника Администрации ФИО2 городского округа ... в пользу взыскателя ФИО2 межрайонного прокурора. Возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Данное постановление было вручено представителю администрации ФИО2 городского округа под роспись ...Т.А..... судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполни УФССП по ...Х.О. вынесла постановление о принятии к исполнению исполнительного производства ...-ИП, переданного из ФИО2, присвоив данному исполнительному производству регистрационный ...-ИП (л.д.40,42 оборотная сторона)
Требования о добровольном исполнении требований исполнительного документа неоднократно направлялись судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по ... в адрес должника Администрации ФИО2 городского округа (л.д.45 оборотная сторона, л.д.47, л.д.48 оборотная сторона).
В соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года, если в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов, при этом использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по ...Б.И. от ..., с должника Администрации ФИО2 городского округа ... взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей (л.д.8).
Судом установлено, что срок добровольного исполнения решения суда по иску ФИО2 межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ФИО2 городского округа ... об обязании организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов, истек.
Вместе с тем, никаких действий по исполнению вступившего в законную силу ... решения суда должником администрацией ЗГО не совершено, соответственно, судебным приставом-исполнителем обоснованно, по истечении установленного законом срока, обоснованно взыскан исполнительский сбор, поскольку установлено неисполнение должником в установленный срок исполнительного документа, в том числе, отсутствие уважительных причин такого неисполнения.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, входят проверка соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя.
Оценив в совокупности все представленные по настоящему делу доказательства, и, принимая во внимание то, что основанием для взыскания исполнительского сбора послужило неисполнение требований, установленных судебным приставом-исполнителем в добровольном порядке, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, необходимых для признания оспариваемого постановления незаконным.
Таким образом, требования административного истца администрации ФИО2 городского округа ... об отмене и признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ... удовлетворению не подлежат.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о приостановлении исполнительного производства от ......-ИП.
Согласно ст. 359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Приостановление или прекращение исполнительного производства производится судом, выдавшим исполнительный лист, либо судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается судом в десятидневный срок в порядке, установленном частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях: оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях: принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
Приостановление исполнительного производства по основаниям, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 39 ФЗ "Об исполнительном производстве" является правом, а не обязанностью суда. Таким образом, не всякое оспаривание действий, постановлений или бездействия должностных лиц службы судебных приставов может влечь за собой приостановление исполнительного производства.
Кроме того, решение ФИО2 районного суда ... по гражданскому делу ... от ..., на основании которого был выдан исполнительный лист серии ВС ..., вступило в законную силу .... На основании вышеуказанного исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих основания для приостановления исполнительного производства.
Таким образом, суд пришел к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства, поскольку отсутствуют основания для приостановления исполнительного производства, поскольку обжалование постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора, не препятствует исполнению судебного постановления в целом.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22, ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления администрации ФИО2 городского округа к судебному приставу - исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по ...Б.И., межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по ... об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора отказать.
Ходатайство администрации ФИО2 городского округа о приостановлении исполнительного производства ...-ИП от ... оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Заводоуковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись О.Е. Агапова
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2016 года