КОПИЯ
Дело № 2а-96/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Октябрьское 08 февраля 2016 года
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Столбовой О.А.,
при секретаре Пунтусовой С.В.,
с участием прокурора Дроженко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Челябинской области к Мяконькскому сельскому поселению Октябрьского муниципального района, Октябрьскому муниципальному району Челябинской области о наложении обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о наложении обязательства по передаче в Октябрьский муниципальный район полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых поселением, в обоснование указав, что требование о проведении данной экспертизы является обязательным и прямо предусмотрено Федеральными законами «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также «О противодействии коррупции». Поскольку данная экспертиза длительное время не проводится на территории сельского поселения, прокурор, руководствуясь положениями ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просит возложить данные обязанности на Октябрьский муниципальный район в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Дроженко И.Н. требования прокурора в указанной части поддержал.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель поселения просил о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласился, причина неявки представителя муниципального района неизвестна (л.д.39, 41, 47).
Суд с учетом мнения участника процесса считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп.38 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (далее - Закон № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.3 Закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии со ст.2 Закона № 172-ФЗ основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной, экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п.3 ст.13 Закона Челябинской области № 353-ЗО от 29 января 2009 года «О противодействии коррупции в Челябинской области» органы местного самоуправления устанавливают порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проводят указанную экспертизу.
Согласно ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Судом установлено, что на территории Мяконькского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области не действует орган, должный проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых поселением. Указанные обстоятельства представителем сельского поселения не оспаривались, следуют из объяснений главы поселения и справки (л.д.9, 42).
Вместе с тем, как следует из анализа вышеприведенных норм, принятие правовых актов, касающихся деятельности по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения, а также осуществление полномочий по противодействию коррупции в виде антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие Мяконькского сельского поселения в части неисполнения указанных полномочий нарушает права неопределенного круга лиц на противодействие коррупции, при этом реальных условий для проведения антикоррупционной экспертизы в конкретном поселении действительно не имеется, в связи с чем требования прокурора в части наложения на административных ответчиков обязанности по устранению нарушения закона путем передачи полномочий в указанной части на Октябрьский муниципальный район Челябинской области, в котором имеется больше возможностей для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд также полагает, что указанный прокурором трехмесячный срок передачи полномочий со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным.
Руководствуясь ст.ст.175, 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Мяконькское сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области передать, а Октябрьский муниципальный район Челябинской области - принять полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления Мяконькского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий подпись.
Копия верна.
Судья О.А.Столбова.
Секретарь С.В.Пунтусова.