ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1083/15 от 08.02.2016 Октябрьского районного суда (Челябинская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-96/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Октябрьское 08 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Столбовой О.А.,

при секретаре Пунтусовой С.В.,

с участием прокурора Дроженко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Челябинской области к Мяконькскому сельскому поселению Октябрьского муниципального района, Октябрьскому муниципальному району Челябинской области о наложении обязательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о наложении обязательства по передаче в Октябрьский муниципальный район полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых поселением, в обоснование указав, что требование о проведении данной экспертизы является обязательным и прямо предусмотрено Федеральными законами «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также «О противодействии коррупции». Поскольку данная экспертиза длительное время не проводится на территории сельского поселения, прокурор, руководствуясь положениями ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просит возложить данные обязанности на Октябрьский муниципальный район в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор Дроженко И.Н. требования прокурора в указанной части поддержал.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель поселения просил о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласился, причина неявки представителя муниципального района неизвестна (л.д.39, 41, 47).

Суд с учетом мнения участника процесса считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.38 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (далее - Закон № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.3 Закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В соответствии со ст.2 Закона № 172-ФЗ основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной, экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с п.3 ст.13 Закона Челябинской области № 353-ЗО от 29 января 2009 года «О противодействии коррупции в Челябинской области» органы местного самоуправления устанавливают порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проводят указанную экспертизу.

Согласно ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Судом установлено, что на территории Мяконькского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области не действует орган, должный проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых поселением. Указанные обстоятельства представителем сельского поселения не оспаривались, следуют из объяснений главы поселения и справки (л.д.9, 42).

Вместе с тем, как следует из анализа вышеприведенных норм, принятие правовых актов, касающихся деятельности по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения, а также осуществление полномочий по противодействию коррупции в виде антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие Мяконькского сельского поселения в части неисполнения указанных полномочий нарушает права неопределенного круга лиц на противодействие коррупции, при этом реальных условий для проведения антикоррупционной экспертизы в конкретном поселении действительно не имеется, в связи с чем требования прокурора в части наложения на административных ответчиков обязанности по устранению нарушения закона путем передачи полномочий в указанной части на Октябрьский муниципальный район Челябинской области, в котором имеется больше возможностей для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд также полагает, что указанный прокурором трехмесячный срок передачи полномочий со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным.

Руководствуясь ст.ст.175, 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Мяконькское сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области передать, а Октябрьский муниципальный район Челябинской области - принять полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления Мяконькского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий подпись.

Копия верна.

Судья О.А.Столбова.

Секретарь С.В.Пунтусова.