Дело № 2а-133/2021
УИД- 05RS0047-01-2020-003600-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Хасавюрт
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Дибирасулаева А.Ж.,
при секретаре судебного заседания Айдамировой Х.Л.,
с участием прокурора Турабова Т.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан (участковая избирательная комиссия №) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении оповещения административного истца о заседании комиссии при составлении протокола о результатах выборов и сводной таблицы результатов выборов депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в лице участковой избирательной комиссии №, в котором просит признать незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении оповещения административного истца о заседании комиссии при составлении протокола о результатах выборов и сводной таблицы результатов выборов депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Собрания депутатов сельского поселения МО «<адрес>» <адрес> седьмого созыва. ДД.ММ.ГГГГ прошли выборы депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва. Выборы в муниципальном образовании «<адрес>» проходили в трех избирательных участках №№ Во второй половине дня после 10.00. часов он наблюдал в УИК №, где по окончании голосования получив итоговый протокол, направился в УИК №, чтобы узнать результаты голосования в этом УИК. Подсчет голосов в УИК № затянулся приблизительно до 23:30, после чего он направился в УИК №, которая должна была составить протокол о результатах выборов и сводную таблицу. Однако членов УИК № на избирательном участке не было. Он позвонил председателю УИК № и спросил у него, почему не составляются протокол о результатах выборов и сводная таблица. На, что получил ответ, что он скоро приедет. Однако он не приехал, и на звонки не отвечал. Около 01.00 часов он позвонил дежурному прокурору Республики Дагестан, и сообщил о незаконных действиях председателя УИК №. Около 03.00 часов ДД.ММ.ГГГГ им письменно сообщено о вышеуказанных незаконных действиях председателя УИК № в ОМВД России по <адрес>. В результате незаконных действий УИК № нарушены его права гарантированные статья 30. Гласность в деятельности комиссий и статья 70. Порядок определения результатов выборов, референдума Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При написании данного административного искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ в 13.00 часов, ими от председателя УИК № получена копия итого протокола УИК об итогах голосования и снята фотокопия сводной таблицы, где отсутствуют подписи членов комиссии и печать.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № – ФИО2, действующий по доверенности в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» - председатель ТИК ФИО3, в судебном заседании требования административного искового заявления не признал, просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
Прокурор в заключении посчитал административный иск ФИО1 необоснованным, просил в его удовлетворении отказать.
Выслушав сторон, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ и пункту 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ от «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд или лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Пункт 11.2 статьи 64 Закона N 67-ФЗ предусматривает, что при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов.
Согласно пункту 1 статьи 68 Закона N 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 названного Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
В силу п. 8, 9 ст. 68 Закона N 67-ФЗ непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в трех избирательных участках №№.
В силу ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом, продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов, голосование начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов.
Как указывает заявитель, ДД.ММ.ГГГГ во второй половине дня после 10.00. часов он наблюдал на избирательном участке №, где по окончании голосования получив итоговый протокол, направился в УИК №, где подсчет голосов затянулся до 23:30, после чего он направился в УИК №, однако членов избирательной комиссии на избирательном участке не было.
Соответственно, административному истцу ФИО1 было известно о проведении выборов на избирательном участке № МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, однако он своевременно до закрытия УИК № не воспользовался своим правом присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и составлении протокола о результатах выборов и сводной таблицы.
В силу части 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу требований части 1 статьи 62 КАС РФ административный истец по делам о защите избирательных прав обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, поскольку иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам этой категории не предусмотрен названным кодексом.
Однако, в нарушение части 1 статьи 62 КАС РФ административный истец суду не представил безусловных доказательств обстоятельств, на которые он ссылался как на основание своих требований.
Таким образом, судом не установлено бездействия со стороны административного ответчика.
Кроме того, ФИО1 был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании недействительными итогов голосования, протоколов участковых избирательных комиссий.
На основании приведенных выше норм материального права и установленных обстоятельств административного дела суд приходит к выводу об отказе удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к избирательной комиссии МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан (участковая избирательная комиссия №) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении оповещения административного истца о заседании комиссии при составлении протокола о результатах выборов и сводной таблицы результатов выборов депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2021 года
Председательствующий /подпись/ А.Ж. Дибирасулаев