Дело № 2а-1083/2019 28 марта 2019 года 29RS0014-01-2019-000973-29 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Москвиной Ю.В., при секретаре Кузнецовой В.С., при участии административного истца прокурора Десяткова А.А., представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению заместителя Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах государства, неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий. В обоснование исковых требований указал, что ответчиком не принимаются меры к исполнению требований Водного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения определения границ зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов 27 февраля 2015 года утвержден график проведения таких мероприятий, определены муниципальные образования, где водные объекты могут оказать негативное воздействие, установлены сроки исполнения. Так, срок подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления в границах муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – МО «Холмогорский муниципальный район») на р. Емца, р. Северная Двина, р. Пинега определен – 4 квартал 2018 года. Вместе с тем работы в данном направлении не проведены. До настоящего времени границы зон затопления, подтопления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, предложения о формирования таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали. Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятий, проведение которых в таких зонах запрещено законом. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по определению границ зон затопления, подтопления, предусмотренных статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», обязать ответчика направить в Федеральное агентство водных ресурсов подготовленные совместно с администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» предложения об определении границ зон затопления, подтопления на р. Емца, р. Северная Двина, р. Пинега в границах МО «Холмогорский муниципальный район» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Административный истец старший помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Десятков А.А. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что административный ответчик признает обязанность по определению границ зон затопления, подтопления, однако за шесть месяцев данные работы не провести, исполнение проходит в несколько этапов, на проведение которых необходимо не менее 13 месяцев. Требование о признании бездействия незаконным является необоснованным, поскольку министерством принимаются все возможные меры для своевременного проведения работ по определению границ зон затопления, подтопления. Считает, что административный истец без законных оснований вторгается в нормальную деятельность исполнительных органов государственной власти Архангельской области. Единственной причиной невыполнения данных работ является отсутствие достаточного финансирования. Просит в удовлетворении административного иска отказать. Представитель заинтересованного лица администрации МО «Холмогорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, согласно которому не возражает против удовлетворения административных исковых требований, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости (статья 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Кроме того, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил). Как следует из материалов дела, в целях обеспечения определения границ зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов 27 февраля 2015 года был утвержден график определения границ зон затопления, подтопления, в том числе на территории Архангельской области. Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени границы зон затопления, подтопления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены. Предложения о формировании таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятии, проведение которых в таких зонах запрещено законом. Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий. Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Указом Губернатора Архангельской области от 19 октября 2009 года № 32-у утверждена структура исполнительных органов государственной власти Архангельской области. Полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области разграничены. Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп (далее - Положение), именно министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере водных отношений. Подпункт 69.1 пункта 8 Положения прямо устанавливает полномочия Министерства по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Анализируя вышеизложенные положения закона, имеющиеся в деле письменные доказательства, суд полагает, что именно министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, осуществляющим функции по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны. Наличие таких полномочий не оспорено и самим Министерством. При этом довод административного ответчика об отсутствии со стороны Министерства бездействия подлежит отклонению, в связи с непредставлением надлежащих доказательств. Поскольку судом установлено неисполнение административным ответчиком обязанности по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, требования прокурора о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению. Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. С учетом всех обстоятельств по делу, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает указанный прокурором в административном иске срок исполнения неразумным. С учетом процедур, необходимых для направления предложений об определении границ зон затопления, подтопления суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 марта 2020 года. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: административное исковое заявление заместителя Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить. Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий по определению границ зон затопления, подтопления, предусмотренных статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реках Емца, Северная Двина, Пинега в границах муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок до 01 марта 2020 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Ю.В. Москвина |