Дело № 2а-1084/2021 (УИД 27RS0002-01-2021-001262-74)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.Г. Супонькиной, с участием представителя административного истца по ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГКУ "РОСГРАНСТРОЙ" к ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО, УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
ФГКУ «Росгранстрой» обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с административным иском к ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО, УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование иска указав, что 08.04.2021г. ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением исполнительного документа исполнительный лист № ФС № от 21.12.2020г., выданного Центральным районным судом г.Хабаровска по делу № от ДАТА о понуждении Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой,) в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие в речном грузопассажирском постоянном пункте пропуска Хабаровск (грузовое направление) (далее - РПП Хабаровск (грузовое направление)) специально оборудованного помещения для безопасного хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья, оснащенного холодильным оборудованием. ФГКУ Росгранстрой ведется работа по исполнению решения суда, а именно запрашиваются лимиты бюджетных обязательств у главного распорядителя бюджетных средств - Министерства транспорта РФ (далее - Минтранс России) в соответствии с п.1.6 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного распоряжением Минтранса России от ДАТА № СА-78-<адрес> с тем, ФГКУ Росгранстрой обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п.2.4 Устава). Пунктом 5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. ФГКУ Росгранстрой не вправе осуществлять действия, связанные с оснащением и обустройством пунктов пропуска без соответствующего решения главного распорядителя бюджетных средств - Минтранса России, и вне утвержденной бюджетной сметы. В соответствии с абз.1 ст.12 Закона РФ от ДАТА№ «О государственной границе Российской Федерации» пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами РФ или правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств. Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованными федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными органами и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу РФ. При разработке сказанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу) (абз.2 ст.12 Закон о Границе РФ). При этом порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством РФ (абз.3 ст.12 Закон о Границе РФ). То есть оснащение, строительство, оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реконструкции существующего пункта пропуска и с соблюдением порядка, установленного Правительством РФ. Ссылаясь на ст.79, 38, 161 БК РФ указали, что концепцией реализации государственной политики в сфере обустройства объектов государственной границы РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДАТА№-р, определено, что проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации осуществляется в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы РФ. В настоящее время такими программами являются федеральная целевая программа «Государственная граница РФ (2012-2022 годы)», реализуемая в рамках государственной программы «Обеспечение государственной безопасности» и ведомственный проект «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу РФ» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». На основании вышеизложенного, расходы на оснащение пунктов пропуска осуществляются только при реконструкции существующих пунктов пропуска либо при строительстве новых. Однако, реконструкция РПП Хабаровск (грузовое направление) вышеуказанными федеральными целевыми программами не предусмотрена. На сегодняшний день сумма бюджетных расходов, необходимая для исполнения решений судов по искам транспортных прокуроров, составляет более 1 миллиарда рублей, не обеспеченных лимитами федерального бюджета по вышеуказанным государственным программам. Минтрансом России постоянно поднимается вопрос о ненадлежащем состоянии и проблемах бюджетного финансирования пунктов пропуска, однако, с учетом жестких бюджетных ограничений предложения Минтранса России по выделению дополнительного финансирования Минфином России не поддержаны. Так, по информации ФГКУ Росгранстрой о потребности в дополнительном финансировании на исполнение вступивших в силу решений судов Минтрансом России направлено соответствующее обращение в Минэкономразвития России, однако, предложения Минтранса были отклонены (письмо Минтранса РФ от ДАТА№-ИС). Вместе с тем, Министерство финансов РФ рассмотрело предложения Минтранса России по дополнительному финансированию мероприятий, необходимых для содержания (эксплуатации), проведения ремонтных работ, технического дооснащения и замены оборудования в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, предоставив ответ письмом от ДАТА№ о несогласовании предложений. В 2020г. ФГКУ Росгранстрой направлено письмо в Минтранс от ДАТА № АТ-1880/06 о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на 2020-2022 годы, в том числе на исполнение решения суда, однако, до настоящего времени лимиты бюджетных обязательств не доведены. Ссылаясь на ст.4, ч.1, 6, 7 ст.112 ФЗ от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п.1 ст.401 ГК РФ, указали, что ФГУП Росгранстрой принимает все возможные меры для исполнения решения суда. Кроме того, ФГКУ Росгранстрой является казенным учреждением, деятельность которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, в пределах доведенных до него главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем применение к казенному учреждению меры наказания в виде взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. будет носить не превентивный, а неоправданно карательный характер. Имеются решения суда, вступившие в законную силу, об освобождении ФГАУ Росгранстрой от взыскания исполнительского сбора по причине отсутствия соответствующего финансирования. На основании изложенного, просили: освободить ФГКУ Росгранстрой от взыскания исполнительского сбора; приостановить исполнительное производство №-ИП от 11.02.2021г. до момента вынесения решения по существу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленное административное исковое заявление, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании представил отзыв на иск, где со ссылками на ст.2, 112 ФЗ от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», указал, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 руб. с должника-организации. В случае, неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается, с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя 5 000 рублей и 50 000 рублей с должника-организации. Из представленных Отделом материалов следует, что в Отделе на принудительном исполнении находится исполнительное производство от ДАТА№-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № выданного Центральным районным судом г.Хабаровска сущность исполнения, Обязать ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения п.2, 23 Типовых требований к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых Государственную границу РФ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от ДАТА№н, обеспечив наличие в речном грузопассажирском постоянном пункте пропуска Хабаровск (грузовое направление) специально оборудованного помещения для безопасного хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья, оснащенного холодильным оборудованием. Копия постановления о возбуждении исполнительно производства направлена сторонам. 13.03.2021г. копия постановления о возбуждении ИП вручена под входящий № должнику-организации 12.03.2021г. В соответствии с ч.2 ст.30 Закона должнику-организации ФГКУ «Росгранстрой» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Должник, уведомленный надлежащим образом о возбуждении исполнительного производства, требования исполнительного документа в установленный законом срок не исполнил, об ответственности за неисполнения требований в срок извещен. Ссылаясь на ст.112, 64 Закона указал, что действующее законодательство не предусматривает строгой последовательности и периодичности совершения исполнительных действий, их количества и объема. В связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, ДАТА судебным приставом-исполнителем Отдела вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50000 руб. в рамках №-ИП от 11.02.2021г. Поскольку процессуальный документ, вынесен соответствующим должностным лицом, в рамках действующего законодательства об исполнительном производстве, соблюдена форма его вынесения согласно требованиям ст.14 ФЗ № 229-ФЗ, то оснований для отмены и признания их незаконным не имеется, а так же никаких противоречий с формой данного процессуального документа, не имеется, судебный пристав-исполнитель в силу своих полномочий как должностного лица применяет требования в соответствии с Законом об исполнительном производстве, в целях исполнение требований исполнительных документов. Таким образом, считал, что исполнительский сбор, вынесенный 08.04.2021г в отношении заявителя является законным и не противоречит требования действующего законодательства, а именно исполнительский сбор вынесен после истечения срока для добровольного исполнения и не подтверждения должником исполнения возложенных на него судом обязательств. Из смысла ч.1 ст.198 АПК РФ, следует, что для признания решений недействительными (незаконными) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей. Таким образом, отсутствие двух обязательных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Однако оспариваемое постановление, не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности. На основании изложенного, указал, что в исковом заявлении ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" к ОСП по Кировского <адрес> в части оспаривания действия (бездействия) в рамках исполнительного производства №-ИП заявлений не содержится, на основании вышеизложенного заявление об освобождении ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" от уплаты исполнительского сбора оставил на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> и ЕАО в судебное не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, их неявка судом обязательной не признавалась.
В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 02.04.2018г. (вступившим в законную силу 08.05.2018г.) исковое заявление Хабаровского транспортного прокурора в интересах РФ к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Рограницы» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства в пункте пропуска через государственную границу РФ, удовлетворено; На ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» возложена обязанность, в течение 2-ух лет со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения пунктов 2, 23 Типовых требований к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в речном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от ДАТА№н, обеспечив наличие в речном грузопассажирском постоянном пункте пропуска Хабаровск (грузовое направление) специально оборудованного помещения для безопасного хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья, оснащенного холодильным оборудованием.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска УФССП России по <адрес> ФИО2 от 11.02.2021г., по рассмотрению исполнительного документа: исполнительный лист № ФС № от 21.12.2020г., выданный Центральным районным судом г.Хабаровска по делу №, вступившим в законную силу 08.05.2018г., предмет исполнения: обязать должника в течение 2-ух лет со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения пунктов 2, 23 Типовых требований к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в речном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от ДАТА№н, обеспечив наличие в речном грузопассажирском постоянном пункте пропуска Хабаровск (грузовое направление) специально оборудованного помещения для безопасного хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья, оснащенного холодильным оборудованием, в отношении должника ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», в пользу взыскателя Хабаровский транспортный прокурор, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы». Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения с момента получения копии постановления.
На постановление СПИ ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска о возбуждении ИП от 11.03.2021г. ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» от ДАТА№-юг-551/5-ф направлен ответ, из которого следует, что должником ведется работа по исполнению решения суда, а именно запрашиваются лимиты бюджетных обязательств у главного распорядителя бюджетных средств – Министерства транспорта РФ в соответствии с п.1.6 Устава ФГКУ Росгранстрой, утв. распоряжением Минтранса России от ДАТА № СА-78-<адрес> с тем, ФГКУ Росгранстрой обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п.2.4 Устава). ФГКУ Росгранстрой не вправе осуществлять действия, связанные оснащением и обустройством пунктов пропуска без соответствующего разрешения главного распорядителя бюджетных средств – Минтранса России, и вне утвержденной бюджетной сметы. Оснащение пунктов пропуска через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реконструкции существующего пункта пропуска и с соблюдением порядка, установленного Правительством РФ. Письмом от ДАТА № АТ-1880/06 ФГКУ Росгранстрой направило Минтрансу России расчеты и обоснования для дополнительного финансирования на обустройство пунктов пропуска. Однако до настоящего времени лимиты бюджетных обязательств для исполнения решения суда в полном объеме не доведены.
Требованием ведущего СПИ ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО2 от 12.03.2021г. от ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в срок до 19.03.2021г. до 16-45 час. истребовано предоставить информацию об исполнении решения суда и предоставить: учредительные документы (в том числе изменения к ним); приказ о назначении на должность руководителя; устав организации; должностные инструкции руководителя; а также предоставить письменную информацию, почему до настоящего времени решение суда не исполнено. Данное требование получено должником 12.03.2021г.
08.04.2021г. СПИ ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., копия которого направлена должнику по почте 02.06.2021г., что подтверждается штампом Федеральной почтовой службы.
Данное постановление было получено должником по почте 13.05.2021г., что подтверждается входящим штампом.
13.05.2021г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО2 в отношении ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» составлен Протокол № об административном правонарушении, которое выразилось в том, что 13.05.2021г. в 13 час. 40 мин. по адресу: г.Хабаровск, <адрес> каб.14 ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» являясь должником по ИП №-ИП об обязании ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение 2-ух лет со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения пунктов 2, 23 Типовых требований к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в речном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от ДАТА№н, обеспечив наличие в речном грузопассажирском постоянном пункте пропуска Хабаровск (грузовое направление) специально оборудованного помещения для безопасного хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья, оснащенного холодильным оборудованием, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, не исполнило решение суда, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Определением заместителя начальника отделения ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО4 от 13.05.2021г. назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении 11.06.2021г. в 10-00 час. по адресу: г.Хабаровск, <адрес>.
Пунктом 3 ст.219Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконным решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящий иск предъявлен в суд 18.05.2021г., то есть установленный законом срок для оспаривания постановления административным истцом не пропущен, с учетом доводов административного истца о дате получения копии постановления.
В силу положений ст.ст.30, 64 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в ходе принудительного исполнения действует в соответствии с требованиями исполнительного документа.
В соответствии со ст.112Федерального Закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не предъявил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДАТА№-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи49,50,52-54,55 Конституции РФ).
Согласно п.1 ст.401Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Вместе с тем, согласно ч.6, 7, 8, 10 ст.112 «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В пунктах 74, 75 постановления от ДАТА№ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда России разъяснил, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи62 КАС РФ, часть 4 статьи200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Согласно п.1 ст.401Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суд учитывает, что ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, а административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, в рамках возложенных на него полномочий приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, в связи с чем в его действиях отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности для применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, а также то обстоятельство, что административный истец неоднократно информировал судебного пристава-исполнителя о проводимой работе и невозможности исполнения судебного акта в срок, установленный судебным приставом, по объективным причинам, суд приходит к выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя оснований для взыскания с ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» исполнительского сбора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора, при отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Освободить ФГКУ "РОСГРАНСТРОЙ" от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> г. Хабаровска УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО3 от 08.04.2021г., вынесенному в рамках исполнительного производства от 11.02.2021г. №-ИП.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 15.07.2021 года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело №А-1084/2021 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска
Секретарь с/з Супонькина А.Г.