ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1085/2016 от 03.02.2016 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-1085/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Ю.Б. Банниковой,

при секретаре Е.А. Скорых,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Поломошновой ЛД о признании недействующим в части нормативно-правого акта,

УСТАНОВИЛ:

Поломошнова Л.Д. обратилась в суд с заявлением, с учетом его уточнения (л.д.28), о признании недействующим, в части с момента издания постановления администрации города Бийска № 4242 от 23.12.2014 года и о возложении обязанности на администрацию города Бийска по публикации решения суда в газете «Муниципальный вестник» и «Бийский рабочий».

В обоснование заявленных требований указала, что ей и другим гражданам, относящимся к категории льготных пассажиров, запрещен проезд по Единому социально проездному билету только в легковых такси, а в автобусах-газелях категории М2, так называемом «маршрутном такси», проезд не запрещен по ЕСПБ и соответствующему удостоверению. Постановление Администрации города Бийска № 4242 от 23.12.2014 года не соответствует Положению о порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.12.2014 года № 554, – поскольку содержит указание об установлении полной стоимости ЕСПБ на услуги по перевозке отдельных категорий граждан, а также пенсионеров по возрасту, всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме маршрутных такси). Таким образом, постановление Администрации г. Бийска от 23.12.2014 года № 4242 нарушает права заявителя на доступность транспортных услуг в г. Бийске по льготному проезду в маршрутном такси по ЕСПБ и соответствующему удостоверению, которые узаконены Постановлением Администрации Алтайского края от 15.12.2014 года № 554. В связи с изложенным просит признать не действующим с момента издания постановление Администрации г. Бийска от 23.12.2014 года № 4242, вступившее в законную силу с 01.01.2015 года, опубликованное в газете «Муниципальный вестник», в части дважды повторяющихся слов «маршрутных» в словосочетании «кроме маршрутных такси», из-за несоответствия Положению «О порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), утвержденному Постановлением Администрации Алтайского края от 15.12.2014 года. Также просит обязать Администрацию г. Бийска опубликовать решение суда не только в газете «Муниципальный вестник», но и в газете «Бийский рабочий».

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 07 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 01 декабря 2015 года указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

В связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года, дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В судебном заседании Поломошнова Л.Д. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в уточненном заявлении, дав аналогичные пояснения.

Заинтересованное лицо Администрация города Бийска в судебное заседание представителя не направила, будучи надлежаще извещенной о месте и времени его проведения, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просила учесть ранее выраженную позицию в отношении заявленных требований.

Ранее при рассмотрении данного дела в представленном отзыве представитель Администрации города Бийска заявленные требования не признал, указывая, что проект оспариваемого постановления до его принятия прошел правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуре г. Бийска. Организация транспортного обслуживания населения в г. Бийске осуществляется транспортными средствами категории М2 и М3, при этом в городе Бийске не осуществляется перевозка пассажиров в режиме маршрутного такси. В то же время указанное в оспариваемом заявителем постановлении понятие «маршрутное такси» не может быть исключено из постановления, поскольку срок действия оспариваемого постановления не ограничен, и данное понятие будет актуальным, в случае принятия решения об осуществлении перевозок в г. Бийске в режиме маршрутного такси.

В соответствии с ч.5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, учитывая мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения Поломошновой Л.Д., заслушав заключение помощника прокурора г. Бийска Ануфриевой О.А., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч.11 ст. 213 КАС РФ, утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что Поломошнова Л.Д. относится к категории граждан, имеющих право на льготный проезд в городском пассажирском транспорте по единому социальному проездному билету (ЕСПБ).

Постановлением администрации г. Бийска от 23 декабря 2014 г. N 4242 «Об установлении полной стоимости Единого проездного билета на услуги по перевозке отдельных категорий граждан, а также пенсионеров по возрасту (женщины -55 лет, мужчины – 60 лет) всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме маршрутных такси) по муниципальной маршрутной сети города Бийска», установлена полная стоимость единого проездного билета на месяц на услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры по социальной поддержке, а также пенсионеров по возрасту (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме маршрутных такси) по муниципальной маршрутной сети города: в зимний период в размере 721,79 рубля; в садоводческий (летний) период в размере 725,29 рубля.

Данное постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник» № 48 (400) от 24.12.2014 года.

Поломошнова Л.Д. просит признать указанное постановление недействующим в части указания на слова «маршрутных» в словосочетании «кроме маршрутных такси», как противоречащим Положению «О порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), утвержденному Постановлением Администрации Алтайского края от 15.12.2014 года, в котором установлен порядок обеспечения проездными билетами, дающими право на льготный проезд на территории Алтайского края всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания – автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения.

В ходе рассмотрения дела оспариваемое Постановление администрации г. Бийска от 23 декабря 2014 г. N 4242 утратило силу в связи с изданием Постановления администрации г. Бийска от 15 сентября 2015 г. N 1713 «Об установлении полной стоимости Единого проездного билета на услуги по перевозке отдельных категорий граждан, а также пенсионеров по возрасту (женщины -55 лет, мужчины – 60 лет) всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме маршрутных такси) по муниципальной маршрутной сети города Бийска».

Согласно п.1 ч.2 ст. 214 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая, что прекращение производства по административному делу в рассматриваемом случае является правом, а не обязанностью суда, суд полагает необходимым рассмотреть дело по существу.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 5 закона Алтайского края от 12.09.2007 № 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» организация транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах осуществляется администрацией муниципального образования.

Оспариваемое Постановление администрации г. Бийска от 23 декабря 2014 г. N 4242 принято в соответствии с положениями Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края (принят Решением Думы города Бийска от 23 июня 2005 г. N 250) – то есть принято полномочным органом, с соблюдением формы и вида, в которых Администрация города Бийска вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования (опубликовано в газете «Муниципальный вестник» № 48 (400) от 24.12.2014 года).

Рассматривая вопрос соответствия оспариваемого нормативного правового акта (в том числе, в части, содержащей указание на маршрутное такси) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, разъясняя понятие "легкового такси", не определяют понятия "перевозки в режиме маршрутного такси".

В то же время, такое понятие определено региональным законодательством: на основании ст. 2 Закона Алтайского края от 12 сентября 2007 года N 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» перевозками в режиме маршрутного такси признаются перевозки, выполняемые по установленным маршрутам на автобусах категории М2 класса В (ГОСТ Р 52051-2003) с предоставлением услуг более высокого качества (только на местах для сидения, повышенная скорость доставки, возможность посадки и высадки пассажиров по их просьбе в местах, разрешенных для остановки транспортных средств Правилами дорожного движения) и льгот, установленных перевозчиком.

Таким образом, оспариваемое постановление, содержащее указание на такой вид транспорта, как маршрутное такси, не противоречит положениям Закона Алтайского края от 12 сентября 2007 года N 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае».

Поломошнова Л.Д. ссылается на несоответствие оспариваемого Постановления Положению о порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд, утвержденному Постановлением Администрации Алтайского края от 15 декабря 2014 года N 554, устанавливающему на территории Алтайского края порядок обеспечения проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения.

Между тем, суд не находит оснований согласиться с данными доводами, в силу следующего.

Статьей 2 Закона Алтайского края от 12 сентября 2007 года N 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» установлены понятия маршрутного такси, как автомобильного маршрутного транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа, следуя по маршрутам, проходящим по территории Алтайского края, и соответствующего вышеприведенным требованиям; а также легкового такси, как оборудованного согласно установленным требованиям транспортного средства, относящегося к категории М1 (ГОСТ Р 52051-2003), отечественного или зарубежного производства, предназначенного для осуществления перевозки пассажиров и багажа.

Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд, утвержденное Постановлением Администрации Алтайского края от 15 декабря 2014 года N 554, содержит ссылку на такой вид транспорта, как «такси», не конкретизируя его категорию – маршрутное такси или легковое такси, из чего следует вывод о том, речь в указанном документе идет как о маршрутном, так и о легковом такси; иное толкование противоречило бы положениям Закона Алтайского края от 12 сентября 2007 года N 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае», имеющего большую юридическую силу, и не предусматривающего понятие «такси» без указания его вида – «маршрутное» либо «легковое».

Следовательно, оспариваемое Постановление администрации г. Бийска от 23 декабря 2014 г. N 4242, содержащее словосочетание «маршрутное такси», не противоречит в указанной части Положению о порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд, утвержденному Постановлением Администрации Алтайского края от 15 декабря 2014 года N 554.

Несоответствия Постановления администрации г. Бийска от 23 декабря 2014 г. N 4242 иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.

Разрешая вопрос о том, нарушены ли оспариваемым постановлением права, свободы и законные интересы Поломошновой Л.Д., суд исходил из следующего.

Перевозка пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Бийска регулируется решением Думы города Бийска от 25.08.2009 года № 98, а также постановлением Администрации города Бийска от 27.04.2010 года № 944 «О конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города Бийска».

Решением Думы города Бийска от 25.08.2009 года № 98 «Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска», установлено, что перевозки пассажиров и багажа в городе Бийске осуществляется автомобильным пассажирским транспортом общего пользования: транспортными средствами категории М2 и М3.

Перечень маршрутов городского транспорта общественного пользования в городе и статус маршрутов (городской, садоводческий, экспресс), установлены постановлением Администрации города Бийска от 27.04.2010 года № 944 «О конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города Бийска» (приложение № 3).

Указанными нормативно-правовыми актами перевозка пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Бийска транспортными средствами в режиме маршрутного такси не предусмотрена, из чего су делает вывод о том, что транспортные средства, прошедшие конкурс на право осуществления перевозок пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Бийска, осуществляют перевозки в обычном режиме, с предоставлением льгот, установленных законодательством.

На основании постановления Администрации города Бийска от 25 октября 2013 г. N 3357 «Об утверждении порядка распределения средств организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку отдельных категорий граждан по Единому проездному билету всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования по муниципальной маршрутной сети (кроме такси)», утвержден Порядок распределения средств организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки отдельных категорий граждан по единому проездному билету всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования муниципальной маршрутной сети (кроме такси).

Из положений указанного постановления следует, что в настоящее время всем транспортным средствам, осуществляющим перевозку граждан по маршрутной сети г. Бийска производится возмещение затрат на перевозку льготной категории граждан.

Следовательно, в период действия оспариваемого Постановления администрации г. Бийска от 23 декабря 2014 г. N 4242, Поломошновой Л.Д. был доступен льготный проезд в автомобильном транспорте, осуществляющем перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Бийска, вне зависимости от наличия в названном Постановлении указания на «маршрутное такси».

Данные выводы суда подтверждаются доводами, содержащимися в отзыве Администрации города Бийска, представленном в материалы дела 25.06.2015 г., из которого следует, что в период принятия и действия оспариваемого Постановления в г. Бийске не осуществляется перевозка пассажиров в режиме маршрутного такси, однако понятие «маршрутное такси» будет являться актуальным в случае принятия решения об осуществлении в городе Бийске перевозок в режиме маршрутного такси.

То обстоятельство, что отдельными перевозчиками города недобросовестно исполняются обязанности по предоставлению льготного проезда гражданам, является основанием для оспаривания их действий по отказу предоставлении льготного проезда, но не может служить основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.

Таким образом, требования Поломошновой Л.Д. о признании не действующим с момента издания в части дважды повторяющихся слов «маршрутных» в словосочетании «кроме маршрутных такси» в постановлении Администрации г. Бийска от 23.12.2014 года № 4242, вступившем в законную силу с 01.01.2015 года, опубликованном в газете «Муниципальный вестник», из-за несоответствия Положению «О порядке обеспечения отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), утвержденному Постановлением Администрации Алтайского края от 15.12.2014 года, удовлетворению не подлежат.

Поскольку не подлежат удовлетворению основные требования заявителя о признании нормативно - правого акта недействующим в части, то соответственно не подлежат удовлетворению требования о возложении на администрацию г. Бийска обязанности по публикации решения в средствах массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании недействующим в части с момента издания постановления администрации города Бийска № 4242 от 23 декабря 2014 года, возложении обязанности на администрацию города Бийска опубликовать решение суда в газете «Муниципальный вестник» и «Бийский рабочий», Поломошновой ЛД отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления судом в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Председательствующий Ю.Б. Банникова