Дело № 2а-1086/2020
55RS0007-01-2020-001172-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06.08.2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Первая звезда" к Администрации города Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
ООО «Первая звезда» обратилось в суд с административным иском к Администрации города Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части, просил признать постановление Администрации г. Омска № 969-п от 16.07.2012 «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части устанавливающим прохождение красной линии через границы земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 348 кв.м., адрес установлен относительно здания, расположенного по адресу: <адрес>, а также через границы нежилого здания по указанному адресу, с момента вступления решения в законную силу (л.д.5-10 т.1).
В ходе рассмотрения дела требования уточнила, просила суд признать недействующим Постановление Администрации г. Омска № 969-п от 16.07.2012 «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части устанавливающим прохождение красной линии через границы земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 348 кв.м., адрес установлен относительно здания, расположенного по адресу: <адрес>, с момента вступления решения в законную силу (л.д. 190-191 т.1).
В обоснование указано, что ООО «Первая звезда» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 348 кв.м.. категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - розничные рынки продовольственных и промышленных товаров (кроме торговли автотранспортными средствами), общественные туалеты, кроме встроенных в жилые дома и детские учреждения, адрес (местоположение) <адрес>, относительно здания, расположенного: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Также ООО «Первая звезда» является собственником нежилого здания, кадастровый №, общей площадью 171,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое строение, расположенное по адресу: <адрес> дата постройки ДД.ММ.ГГГГ. Спорный земельный участок пересекает красная линия, установленная проектом планировки территории, утвержденным Постановлением Администрации города Омска № 696-п от 16.07.2012 г. Административный истец считает, что оспариваемое постановление не соответствует действующему градостроительному законодательству в части прохождения красной линии по земельному участку, принято без учета прав и законных интересов собственника и приводит к невозможности в полном объеме реализовать свои права, как собственника земельного участка и магазина, расположенного на нем, в частности произвести реконструкцию объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством, а именно получить соответствующее разрешение. Учитывая сложившееся землепользование, а также давность постройки объекта недвижимости, полагает, что установление красных линий не соответствует действительности, внесены ошибочно и была разработана без учета фактического землепользования. Полагает, что оспариваемое Постановление, устанавливающее прохождение красной линии через территориальную зону ОД1-968 и, соответственно, по земельному участку и нежилому зданию, определяющее границы автомобильной дороги за пределами границ территориальной зоны ИТ-2, противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а также требованиям ст.ст. 30, 34. 36, 42, 45 ГрК РФ, не учитывает фактическое использование земельного участка и существующую застройку. Также указано на несоответствие координат поворотных точек определяющих фактическое прохождение трамвайных путей и планируемых (л.д. 192-196 т.1).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Первая звезда» по доверенности (л.д.70-72 т.1) ФИО1 требования поддержала с учетом уточненной редакции иска и дополнительных доводов.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска по доверенности ФИО2 (л.д.161-162 т.1) требования не признала в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 74-78 т.1), суду пояснила, что на картах (схемах) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, отображены не все автомобильные дороги местного значения, а только дороги, в отношении которых планируется осуществление дорожной деятельности и существует необходимость проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, из Схемы размещения объектов транспорта местного значения (пункт 11.2) раздела 5 Карты (схемы) территориального планирования Генерального плана следует, что на соответствующей схеме отображены только дороги федерального значения, окружная магистраль, магистрали общегородского значения, магистрали районного значения и дороги в промышленных и коммунально-складских зонах. В то же время рассматриваемая в настоящем споре автомобильная дорога по <адрес>, не являющаяся магистральной дорогой, не подлежит включению в схему размещения объектов транспорта местного значения, утвержденную Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск. Неотображение в пункте 11.2 «Схема размещения объектов транспорта местного значения» раздела 5 Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск автомобильной дороги по <адрес> само по себе не опровергает фактическое наличие указанной дороги и возможность ее отображения в проекте планировки территории. Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 № 828 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области», действующим на момент издания оспариваемого нормативного акта, в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включена автомобильная дорога общего пользования местного значения «<адрес>» (идентификационный №), протяженностью 0,839 км (строка 376 Перечня). Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения» в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения также включена автомобильная дорога общего пользования местного значения «<адрес>» (идентификационный №), протяженностью 0,810 км (строка 375 Перечня). В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. Данное правило соответствует требованию части 3 статьи 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В соответствии с преамбулой Правил они являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В соответствии с Правилами спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ2 и границах территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения (ОД 1-968). При этом согласно пункту 1 статьи 42 Правил улично-дорожная сеть (код 12.0.1) относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны ОД1. Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, под видом разрешенного использования «улично-дорожная сеть» (код 12.0.1) понимается размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств. В связи указанным просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства, действующая по доверенности ФИО3 (л.д.33-34 т.2) поддержала доводы представителя Администрации г. Омска, представила письменный отзыв с дополнениями (л.д.173-180 т.1, л.д.112-116 т.2), суду пояснила, что Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. В соответствии с Чертежом планировки территории, расположенной в границах: Ленинградская площадь - проспект К.Маркса - улица Братская - граница полосы отвода железной дороги - правый берег реки Иртыш - в Центральном. Ленинском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 16.07.2012 № 969-п. земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий административному истцу на праве собственности, частично расположен в границах красных линий. Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30. Согласно Схеме развития метрополитена, трамвая и троллейбуса, утвержденной в составе Генерального плана муниципального образования рассматриваемый земельный участок находится в границах линии движения трамвая. В указанной связи, доводы административного истца о требуемом наличии в материалах по обоснованию информации о планируемой реконструкции линии движения трамвая противоречат ст.42 ГрК РФ, поскольку указанная норма содержит перечень требуемых документов, которые в полном объеме представлены суду. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В данном суду заключении помощник прокурора г. Омска Кудрявцев Р.И. полагал заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу положений ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно п. 7 ч. 4 названной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.
Пунктом 1 постановления Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица».
Согласно части 5 статьи 7 Устава города Омска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (часть 6 статьи 7 Устава города Омска).
Судом установлено, что административный истец ООО «Первая звезда» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 348 кв.м.. категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - розничные рынки продовольственных и промышленных товаров (кроме торговли автотранспортными средствами), общественные туалеты, кроме встроенных в жилые дома и детские учреждения, адрес (местоположение) <адрес>, относительно здания, расположенного: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13, 237-243 т.1, л.д.85-88 т.2)
Также ООО «Первая звезда» является собственником нежилого здания, кадастровый №, общей площадью 171,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.244-245 т.1).
Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое строение, расположенное по адресу: <адрес> дата постройки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-43 т.1).
В рамках реализации своих полномочий Администрацией города Омска принято Постановление от 16.07.2012 № 969-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», которым, в том числе, утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградская площадь - проспект К. Маркса - улица Братская - граница полосы отвода железной дороги - правый берег реки Иртыш - в Центральном, Ленинском административных округах города Омска (л.д.79-80 т.1).
Данное Постановление Администрации города Омска было опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 38, от 19.07.2012, размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении) (л.д.111-127 т.1).
На основании постановления Администрации города Омска от 22.11.2011 № 1550-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» назначены и проведены 20 декабря 2011 года публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах: улица Масленникова - улица Б. Хмельницкого - улица 1-я Военная - улица Братская - проспект К. Маркса - в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах города Омска; Ленинградская площадь - проспект К. Маркса - улица Братская - граница полосы отвода железной дороги - правый берег реки Иртыш - в Центральном, Ленинском административных округах города Омска (л.д.130-131 т.1).
В соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки частей территории муниципального образования городской округ город Омск от 20.12.2011 в ходе подготовки публичных слушаний по проекту планировки замечаний и предложений не поступило. Публичные слушания признаны состоявшимися (л.д.128-129 т.1).
Как следует из материалов дела, административный истец участия в публичных слушаниях не принимал, возражений относительно предложенного проекта планировки не заявлял.
Согласно пункту 4 статьи 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации города Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку.
В рамках реализации полномочий Администрацией города Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ было принято обжалуемое постановление.
В границах данной территории расположен названный выше земельный участок, что сторонами по делу не оспаривается.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с Чертежом планировки территории, расположенной в границах: Ленинградская площадь - проспект К. Маркса - улица Братская - граница полосы отвода железной дороги - правый берег реки Иртыш - в Центральном, Ленинском административных округах города Омска, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах красных линий (л.д. 115 т.1).
Пунктом 20 статьи 1 ГрК РФ определено, что объекты местного значения – это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 8.2 Закона Омской области от 09.03.2007 № 874-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области» предусмотрено, что к видам объектов местного значения, подлежащих отображению на генеральном плане городского округа, в области автомобильных дорог местного значения относятся объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
На картах (схемах) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, отображены не все автомобильные дороги местного значения, а только дороги, в отношении которых планируется осуществление дорожной деятельности и существует необходимость проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из Схемы размещения объектов транспорта местного значения (пункт 11.2) раздела 5 Карты (схемы) территориального планирования Генерального плана следует, что на соответствующей схеме отображены только дороги федерального значения, окружная магистраль, магистрали общегородского значения, магистрали районного значения и дороги в промышленных и коммунально-складских зонах.
В то же время рассматриваемая в настоящем споре автомобильная дорога по <адрес>, не являющаяся магистральной дорогой, не подлежит включению в схему размещения объектов транспорта местного значения, утвержденную Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск.
Между тем, неотображение в пункте 11.2 «Схема размещения объектов транспорта местного значения» раздела 5 Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск автомобильной дороги по <адрес> само по себе не опровергает фактическое наличие указанной дороги и возможность ее отображения в проекте планировки территории.
Постановлением Омского городского Совета от 22.07.2009 № 828 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области», действующим на момент издания оспариваемого нормативного акта, в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включена автомобильная дорога общего пользования местного значения «<адрес>» (идентификационный №), протяженностью 0,839 км (строка 376 Перечня) (л.д.132 т.1).
Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения» в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения также включена автомобильная дорога общего пользования местного значения «<адрес>» (идентификационный №), протяженностью 0,810 км (строка 375 Перечня) (л.д.133-134 т.1).
В соответствии с Правилами спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ2 и границах территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-968).
При этом согласно пункту 1 статьи 42 Правил улично-дорожная сеть (код 12.0.1) относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны ОД1.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, под видом разрешенного использования «улично-дорожная сеть» (код 12.0.1) понимается размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Иных сведений (о нахождении земельного участка в рамках иной территориальной зоны) в деле нет.
Сторона административного истца указывает на ошибочность включения красной линии, поскольку по заключению специалистов ООО «<данные изъяты>» было установлено несовпадение координат фактически имеющихся трамвайных путей с планируемыми (л.д.203-250 т.1 – л.д.1-11 т.2, л.д.84 т.2).
Обсуждая доводы в указанной части, суд учитывает следующее.
Согласно Схеме развития метрополитена, трамвая и троллейбуса, утвержденной в составе Генерального плана муниципального образования рассматриваемый земельный участок находится в границах линии движения трамвая (л.д. 82 т.2).
Согласно ч.4 ст. 42 ГрК РФ (в ред. от 25.06.2012, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Часть 4 ст. 42 ГрК РФ содержит перечень материалов по обоснованию проекта территории в графической форме: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2)схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3)схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Согласно ч.6 ст.42 ГрК РФ (в ред. от 25.06.2012) пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся: 1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории; 2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности; 3) иных вопросов планировки территории.
Из анализа представленной суду документации по планировке территории усматривается, что фактическое прохождение трамвайных путей имеет вектор размещения отличный от установленного в Генеральном Плане и разработанном на его основание материалов.
То обстоятельство, что в Генеральном плане расположение прохождения трамвайных путей запланировано в строгом соответствии с требованиями СНиП III-39-76 Трамвайные пути, не свидетельствует об ошибочности координат точек размещения трамвайных путей.
Поскольку размещение трамвайных путей в Генеральном плане учтено в соответствии с требованиями законодательства по их размещению, отличие от фактического их прохождения не указывает на планируемую реконструкцию, и, соответственно обязательному включению в документацию по обоснованию установления красных линий в соответствии со ст. 42 ГрК Рф не требует.
Учитывая изложенное, доводы административного истца об обязательном включении в материалы по обоснованию информации о планируемой реконструкции линии движения трамвая отклоняются судом, также подлежат отклонению и доводы об ошибочности сведений о координатах точек.
Как верно указывает в своих возражениях административный ответчик, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Соответственно, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города, а также при утверждении проектов планировки в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку, как отмечалось, согласно действующему законодательству названные документы являются документами планирования. Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
С учетом вышеизложенных норм следует, что решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. Кроме того, решения генеральных планов реализуются в виде принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создании объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Таким образом, в дальнейшем в рамках реализации генерального плана законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.
Генеральному плану, не оспоренному, как следует из объяснений сторон, в установленном порядке, обжалуемое постановление в оспариваемой части соответствует.
На основании приведенных обстоятельств, доводы административного искового заявления признаются судом неубедительными и подлежащими отклонению.
Судом в ходе рассмотрения спора не были установлены, в том числе, обстоятельства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а именно, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие части оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебные расходы по делу суд относит на административного истца.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ООО "Первая звезда" к Администрации города Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Васильева
В окончательной форме решение принято 11.08.2020г.