ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1086/2021 от 24.05.2021 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1086/2021

УИД 73RS0013-01-2021-003735-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24.05.2021 г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 УФСИН России по Ульяновской области, управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого сославшись на то, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду. В ходе проверки выявлены нарушения в части обязательного привлечения к труду осужденных и обязанности администрации создавать рабочие места. Согласно сведениям о трудовой адаптации осужденных в ИК-10, по состоянию на 01.03.2021 при среднесписочной численности трудоспособных осужденных 1099 человек, трудоустроено только 301, что составляет 27%. Остальные 798 трудоспособных осужденных не трудоустроены. С целью устранения выявленных нарушений 28.02.2020 и 08.02.2021 в адрес начальника УФСИН России по Ульяновской области вносились представления. В ответах на них сообщалось о проведении работы по увеличению численности осужденных, привлекаемых к труду. Информация по результатам проверки показала, что в ИК-10 организовано 481 рабочее место, из них 379 в центре трудовой адаптации, остальные привлечены к оплачиваемому труду по хозяйственному обслуживанию учреждения. По состоянию на 01.03.2021 в ИК-10 отбывали наказание 1220 человек, из которых 1099 трудоспособных, но из них только 277 привлечено к труду, 822 – не трудоустроены по независящим от них причинам. Кроме того, 388 осужденных имеют задолженность по исполнительным производствам на общую сумму 206282,43 руб., требования по которым исполнены лишь на 433,41 руб. Помимо вышеуказанного, проведенной в феврале 2020 года проверкой в ИК-10 выявлены нарушения уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем начальнику УФСИН России по Ульяновской области 28.02.2020 внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени нарушения не устранены. Не проведены работы по замене кровельного покрытия штрафных помещений и дежурной части, по внутренней отделке коридора штрафных помещений, камер ШИЗО №№2, 4 карантинного отряда. В результате на стенах и потолках помещений имеются следы штукатурки и протечек воды, разводов от нее. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Просил обязать ИК-10 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных рабочие места с учетом раздела плана основных организационных мероприятий «Обеспечение трудовой занятости осужденных к лишению свободы», утвержденного приказом ФСИН России от 15.02.2019 № 116; обязать ИК-10 в течение одного года со дня вступления решения в законную илу устранить нарушения в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, а именно кровельного покрытия зданий дежурной части и штрафных помещений, расположенных на территории исправительного учреждения, с целью устранения причин возникновения подтеков, отслоения штукатурки на стенах и потолках коридора штрафных помещений, камер ШИЗО №2,4 и карантинного отряда.

При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - ФСИН России.

Представитель административного истца помощник Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Буркин К.Е. административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Просил об удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Дитяткина Т.П., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, в иске просила отказать, указав, что учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги. Рабочие места в учреждении формируются, исходя из количества заказов, имеющихся в настоящее время, и в дальнейшем это количество может уменьшаться либо увеличиваться, в зависимости от количества заказов, число которых не является постоянным. Фактически, на 20.04.2021 в учреждении содержится 1195 осужденных, 985 – трудоспособных, из которых трудоустроено 339 человек, в т.ч. 236 – в центре трудовой адаптации и 103 человека - на оплачиваемых работах по хозяйственному обслуживанию. На первое полугодие 2021 гола запланирован показатель по среднесписочной численности осужденных, занятых на оплачиваемых работах в количестве 217 человек. По состоянию на 22.04.2021 штатная численность осужденных, трудоустроенных на участках центра трудовой адаптации составляет 236 человек, что составляет 108,76% от запланированного количества трудоустроенных. Общее количество трудоустроенных – 339 человек. С целью привлечения осужденных к труду ИК-10 дополнительно заключаются государственные контракты и договоры. Открыты два новых вида производства. С требованиями об устранении нарушений в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения ИК-10 также не согласно, поскольку все имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Финансирование осуществляется из федерального бюджета через лицевой счет в казначействе. Расходование средств осуществляется согласно смете расходов. Нецелевое использование не допускается. Ежегодно ИК-10 направляются бюджетные заявки в УФСИН России по Ульяновской области на выделение денежных средств на нужды учреждения, Однако, денежные средства в необходимом объеме не поступают. Без поступления необходимого финансирования учреждение не имеет права размещать заказ на выполнение ремонтов. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указал, что 18.02.2021 в адрес ФСИН России направлена заявка на выделение дополнительного финансирования, в т.ч. на объекты здания ДПНК дежурная часть, здание ПКТ, в котором находятся штрафные помещения. Дополнительные лимиты бюджетных обязательств в 2021 году на ремонт зданий ИК-10 не доводились. В 2021 году до ИК-10 доведены 50000 руб. на приобретение строительных материалов. Согласно п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. УФСИН России по Ульяновской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств, осуществляет свою деятельность через территориальные органы. Считает, что понуждение УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа ФСИН России к обеспечению выполнения мероприятий, является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УИС и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.

Представитель заинтересованного лица ФСИН России Шевчик В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях на иск. Дополнительно указал, что учреждение не может организовать работу всех трудоспособных осужденных по многим причинам: отсутствие образования; специальностей; допуска; сезонность работ; отсутствие заказов; поставок; большая сменяемость спецконтингента; условия содержания осужденных, при которых они должны работать, не выходя из камер и отряда; профилактический учет (склонные к побегу, суициду, членовредительству, к дезорганизации и массовым беспорядкам, как правило, не выводятся на работу, за ними должен быть постоянный надзор); осужденные, имеющие инвалидность; осужденные, которые по медицинским показаниям не могут работать. При освобождении половины осужденных останется много рабочих мест. Не имея заказов, осужденные будут официально трудоустроены, но заработную плату получать не будут. Нормами закона установлено право учреждения привлекать осужденных к труду с учетом трудоспособности, возможностей и специальностей. УИК РФ не содержит норм, предусматривающих первоочередное устройство на работу осужденных, имеющих исполнительные листы, по которым являются должниками. Что касается требований об устранении нарушений в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, то указанные функции возложены на ФСИН России. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением его права как главного распорядителя средствами федерального бюджета, является вмешательство в его административно-хозяйственную деятельность. Просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на учреждения, исполняющие наказания, возложена обязанность, в том числе по обеспечению привлечения осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования.

Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (ст. 17 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессионального обучения осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Судом установлено, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.

Согласно плану развития производственной деятельности ИК-10 численность трудоспособных осужденных составляла в 2019 - 946, в 2020 – 1041, на 01.03.2021 – 1099. При этом, фактический вывод на работу составлял в 2019 году – 311, в 2020 - 312, на 01.03.2021 – 277 (л.д.13-41).

В процессе проверки установлено, что в ИК-10 организовано 481 рабочее место, из них 379 в центре трудовой адаптации, остальные привлечены к оплачиваемому труду по хозяйственному обслуживанию учреждения. При этом, по состоянию на 01.03.2021 в ИК-10 отбывало наказание 1220 осужденных, из которых 1099 трудоспособных, из них только 277 привлечено к труду, 822 – не трудоустроено по независящим от них причинам.

Отсутствие работы отрицательно влияет на исправление осужденных и влечет неисполнение решений судов о возмещении ими материального ущерба и морального вреда потерпевшим.

Из числа осужденных 388 имеют задолженность по исполнительным листам на общую сумму 206282, 43 руб., требования по которым исполнены лишь на 433.41 руб.

Указанное выше, по мнению суда, не соответствуют конституционному принципу охраны прав потерпевших от преступлений (ст. 52 Конституции Российской Федерации), закрепившему обязанность государства по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба. Данное конституционное положение согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29.11.1985), согласно которой лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный вред, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

В ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации законодатель закрепил в качестве одной из целей наказания - восстановление социальной справедливости, одним из проявлений которой является возмещение ущерба как отдельному потерпевшему, так и обществу в целом.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации).

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Указанный конституционный принцип закреплен в ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, а также они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.

Поскольку в силу ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации труд в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, является обязанностью каждого осужденного, гарантированное ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вознаграждение за труд в условиях изоляции становится источником доходов осужденных, являющихся должниками по исполнительным документам.

По смыслу ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации материально-бытовое обеспечение осужденных, не получающих пенсию и заработную плату, осуществляется за счет государства.

Согласно ст.ст. 18 и 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

-обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

-создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

-осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы.

По мнению суда, отсутствие в ИК-10 рабочих мест для осужденных с заработной платой препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, не привлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 15 Закона). В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду ст. 7 Закона предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду.

Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определена Распоряжением Правительства РФ от 27.10.2007 № 1499-р.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Следовательно, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и требованиями Конституции Российской Федерации для осужденных установлена обязанность трудиться, а для администраций исправительных учреждений - привлекать осужденных к труду.

Ненадлежащая деятельность ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, связанная с планированием собственной производственной деятельности и определением перспектив ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест с заработной платой для осужденных, не позволяет эффективно реализовать механизмы восстановительного правосудия, направленные на реальное возмещение вреда, причиненного жертве преступления, а также выполнить обязанность по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба, возложенную на государство.

ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31.03.2011№185 (л.д.57-69).

В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного Устава, предметом и целями деятельности Учреждения являются исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Соответственно, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области должно принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности учреждения нарушений законов, предусматривающих создание необходимого количества рабочих мест с заработной платой и обязательное привлечение осужденных к труду.

Доводы представителей административных ответчиков относительно отсутствия материальной базы, отсутствия заказов на продукцию не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении иска. Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы должны планировать собственную производственную деятельность и определять перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для всех осужденных, обязанных и способных трудиться. Деятельность ИК-10, связанная с планированием собственной производственной деятельности и определением перспектив развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, не позволяет эффективно реализовать механизм правосудия, направленный на реализацию возмещения вреда, причиненного потерпевшим, а также выполнить обязанность по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба, возложенную на государство.

Вместе с тем, суд считает, что ответчиком по рассматриваемому административному иску выступает только ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, как самостоятельное юридическое лицо, участник бюджетного процесса, функционирующее в соответствии с Уставом. Более того, все приведенные выше нормативные положения закрепляют обязанность привлекать осужденных к труду только за администрацией исправительного учреждения.

Соответственно, административный иск, заявленный к исправительному учреждению, подлежит удовлетворению в указанной части.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в Федеральном законе от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно Уставу ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, соответственно имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на исправительном учреждении.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось административным ответчиком отсутствие замены кровельного покрытия штрафных помещений и дежурной части, по внутренней отделке коридора штрафных помещений, камер ШИЗО №№ 2, 4 карантинного отряда не соответствуют материально-бытовым и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Неудовлетворительное состояние систем кровельного покрытия является причиной нарушений целостности отделочного слоя потолка и стен штрафных помещений, камер ШИЗО №№2, 4 карантинного отряда, что противоречит Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 №276, а также требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора о том, что со стороны административного ответчика имеет место нарушение противоэпидемических требований, что само по себе нарушает конституционные права неопределенного круга лиц как из числа осужденных, так и сотрудников учреждения, выполняющих свои профессиональные обязанности.

Доводы административного ответчика о том, что проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков требует бюджетных средств, в отсутствие которых не имели возможности провести капитальный ремонт, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

Само по себе направление бюджетных заявок в УФСИН России по Ульяновской области не является основанием для освобождения административного ответчика от соблюдения санитарных правил.

С учетом изложенного, административные исковые требования Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области о понуждении устранения нарушений в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения также подлежит удовлетворению в части требований, заявленных к исправительному учреждению.

При этом в соответствии с ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – один год со дня вступления его в законную силу, при этом суд учитывает объем удовлетворенных исковых требований, объем работ, которые необходимо сделать для исполнения судебного решения, конкретные обстоятельства дела.

В удовлетворении административного иска к УФСИН России по Ульяновской области надлежит отказать в полном объеме, поскольку указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по вышеуказанным основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить частично.

Обязать Исправительную колонию №10 Управления ФСИН России по Ульяновской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных рабочие места с учетом раздела плана основных организационных мероприятий «Обеспечение трудовой занятости осужденных к лишению свободы», утвержденного приказом ФСИН России от 15.02.2019 №116.

Обязать Исправительную колонию № 10 УФСИН России по Ульяновской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, а именно кровельного покрытия зданий дежурной части и штрафных помещений, расположенных на территории исправительного учреждения, с елью устранения причин возникновения подтеков, отслоения штукатурки на стенах и потолках коридора штрафных помещений, камер ШИЗО №2, 4 и карантинного отряда.

В удовлетворении административного иска Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 03.06.2021.

Председательствующий судья О.П. Кочергаева