К делу № 2а-1088/2022
УИД: 23RS0022-01-2022-002351-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кропоткин 12 июля 2022 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Жалыбина С.В.
при секретаре судебного заседания Полухиной А.Г.
с участием заместителя прокурора Кавказского района Полухиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Кавказского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу о признании распространяемой в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кавказского района просит суд признать информацию, содержащуюся на странице: запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для включения указателя страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Административный истец мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Кавказского района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен Интернет-ресурс, на странице которого размещена информация противоречащая действующему федеральному законодательству и ущемляющая права хозяйствующих субъектов: . Вход на указанную Интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием вышеуказанного сайта, а также скопировать информацию без ограничения и передать ее другим лицам может любой пользователь сети «Интернет». Распространение информации в сети «Интернет» содержащей сведения о приобретении образовательной лицензии, на странице Интернет-сайта с адресом противоречит целям и задачам действующего законодательства. С учетом изложенного, Интернет-сайт с адресом: содержит информацию, которая вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости действий по приобретению образовательной лицензии, поскольку не имеет указаний на их противоправность и предусмотренное законом наказание. Распространение информации в сети «Интернет» о незаконных способах получения (приобретения) образовательной лицензии на странице Интернет-сайта с адресом: противоречит целям и задачам действующего законодательства. В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, административный истец считает, что вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца административное исковое заявление поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому просит принять решение на усмотрение суда.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: прокуратурой Кавказского района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в ходе которой выявлены Интернет-ресурс, на странице которого размещена информация о приобретении образовательной лицензии: . Вход на указанную Интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием вышеуказанных сайтов, а также скопировать информацию без ограничения и передать ее другим лицам может любой пользователь сети «Интернет».
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее- Закона № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 91 Закона № 237-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (ч. 3 ст. 91 Закона № 237-Ф3).
Таким образом, нормами действующего законодательства регламентирован порядок получения лицензиатом (организацией или индивидуальным предпринимателем) лицензии на осуществление образовательной деятельности который не может быть нарушен.Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Распространение информации в сети «Интернет» о приобретении образовательной лицензии: противоречит целям и задачам действующего законодательства.
При этом статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
Проведенной прокуратурой района в целях идентификации доменного имени через интернет-сервис о приобретении образовательной лицензии: запрошены сведения, которые не позволяют идентифицировать собственника вышеуказанного сайта и его адрес местонахождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Аналогичная норма закреплена ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, суд полагает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180,188 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Кавказского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу о признании распространяемой в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся на Интернет-странице: , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда обратить к немедленному исполнению, направить в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для исполнения, включения страницы сайта: в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», - содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12 июля 2022 года.
Председательствующий: