ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2017 от 13.01.2017 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-108/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышин 13 января 2017 года

Камышинский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Дыблина В.Ю.,

при секретаре Галан Ю.В.,

с участием прокурора Матвеевой М.И.,

административного истца Таранцова М.А. и его представителя Давыдова М.А.,

представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии города Камышина Анихреева С.Ф.,

представителя административных ответчиков - Территориальной избирательной комиссии города Камышина, участковой избирательной комиссии № 4337, участковой избирательной комиссии № 4328, участковой избирательной комиссии № 4316 Донцовой Е.С.,

представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии Волгоградской области Илюшиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Таранцова Михаила Александровича к Территориальной избирательной комиссии города Камышина, Участковой избирательной комиссии № 4337, Участковой избирательной комиссии № 4328, Участковой избирательной комиссии № 4316 об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии города Камышина, об отмене решений участковых избирательных комиссий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 М.А. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам Территориальной избирательной комиссии .... (далее – ТИК ....), Участковой избирательной комиссии № .... (далее – УИК № ....), Участковой избирательной комиссии № .... (далее - УИК № ....), Участковой избирательной комиссии № .... (далее – УИК № ....) об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии ...., об отмене решений участковых избирательных комиссий.

В обоснование заявленных требований указал, что он был зарегистрирован кандидатом в депутаты ФИО2 РФ по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... постановлением Избирательной комиссией ....№ .... от ДД.ММ.ГГГГ. После чего он организовал свою избирательную кампанию с назначением доверенных лиц и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось голосование на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания РФ.

ТИК .... получила от военного командования сведения об избирателях, якобы, проживающих на территории воинских частей, дислоцированных на территории ..... Информация об избирателях была получена по акту приёма-передачи форм, установленных для вкладного листа списка избирателей, на основе которых без соблюдения требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации») военнослужащие в количестве более 2 000 человек участковыми избирательными комиссиями № ...., 4328, 4316 были включены в списки избирателей по одномандатному избирательному округу № .....

В день голосования члены УИК № ...., УИК № ...., УИК № .... выдавали гражданам, информация о которых была передана военным командованием, бюллетени для голосования по одномандатному избирательному округу № .... без требования от них документов, подтверждающих факт регистрации по месту проживания или месту пребывания на территории воинской части или одномандатного избирательного округа более 3-х месяцев до дня голосования; без проверки факта поступления от них личного письменного заявления, поданного в ТИК .... за 60 - 21 день до дня голосования, о включении их в список для голосования; без проверки сообщений территориальных комиссий об исключении граждан из списков избирателей по избирательным участкам по месту их регистрации по мету жительства; без требования открепительных удостоверений.

Считает, что списки избирателей по одномандатному избирательному округу № .... в УИК № ...., УИК № ...., УИК № .... были составлены с грубым нарушением вышеназванного федерального закона, при организации голосования не была исключена возможность двойного голосования граждан по различным избирательным участкам, а также была предоставлена возможность голосовать лицам, которые не имели на это права, поэтому результаты голосования не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В целях пресечения незаконного голосования по одномандатному избирательному округу № .... административным истцом ДД.ММ.ГГГГ были направлены жалобы в ИКВО и ТИК .....

В направленных жалобах административный истец, в том числе через доверенное лицо ФИО6 просил пресечь попытки избирательных комиссий включать в списки избирателей по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... военнослужащих, которые зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № .... менее 3-х месяцев до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № .... более 3-х месяцев до дня голосования, но от которых не поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № .... более 3-х месяцев до дня голосования, от которых поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования, но в отношении которых поступила информация о том, что данные избиратели уже были исключены из списка избирателей по месту их жительства на основании выдачи им открепительных удостоверений или в связи с удовлетворением ранее поданных заявлений о включении их в список избирателей по другому месту пребывания.

ИКВО уклонилась от рассмотрения жалобы административного истца и письменный ответ в его адрес не поступил до настоящего времени.

ТИК .... рассмотрела жалобу ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут, но в её удовлетворении отказала, при этом председатель ТИК ....ФИО7 пояснил, что в ТИК .... от граждан, зарегистрированных по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № ...., на ДД.ММ.ГГГГ не поступило ниодного письменного личного заявления о включении их в список избирателем на соответствующих избирательных участках, поэтому поводу никаких запросов по системе ГАС «ВЫБОРЫ» ТИК .... не делала.

На основании изложенного, просит признать незаконным действия Территориальной избирательной комиссии ...., выразившееся в отказе удовлетворить требования жалобы зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО2 РФ по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... Таранцова Михаила Александровича от ДД.ММ.ГГГГ. Отменить результаты голосования по одномандатному избирательному округу № .... на избирательном участке № .... на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания РФ, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ. Отменить результаты голосования по одномандатному избирательному округу № .... на избирательном участке № .... на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания РФ, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ. Отменить результаты голосования по одномандатному избирательному округу № .... на избирательном участке № .... на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания РФ, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО2 М.А. и его представитель Давыдов М.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, и просили удовлетворить их в полном объёме.

Представитель административного ответчика – ТИК ....ФИО7 в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении, и просил отказать в их удовлетворении.

Представитель административных ответчиков - ТИК ...., УИК № ...., УИК № ...., УИК № ....ФИО8 в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, и просила отказать в их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица – ИКВО ФИО9 в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении, и просила отказать в их удовлетворении.

Представители заинтересованных лиц - войсковой части № ...., войсковой части № ...., извещённые в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых просили рассмотреть административное дело в их отсутствие и в удовлетворении административных исковых требований отказать.

С учётом положений ч. 3 ст. 243 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц, надлежаще извещённых о времени и месте рассмотрения административного дела.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа ФИО2 власти, выборным должностным лицом.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы ФИО2 власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

На основании ч. 2 ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата ФИО2 по этому одномандатному избирательному округу. Право избирать депутата ФИО2 по одномандатному избирательному округу имеет также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования и включенный в список избирателей в соответствии с частью 11 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 11 ст. 17 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» избиратель, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка не менее чем за три месяца до дня голосования, может быть включен в список избирателей на этом избирательном участке на основании личного письменного заявления, поданного в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования. В заявлении указывается адрес места жительства избирателя. Избиратель, подавший заявление, включается в список избирателей на этом избирательном участке до передачи списка в участковую избирательную комиссию. В случае составления списка избирателей участковой избирательной комиссией избиратель включается в список избирателей на основании переданного из территориальной избирательной комиссии заявления. Информация об этом передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в территориальную или участковую избирательную комиссию по месту жительства избирателя. Территориальная или участковая избирательная комиссия, получившая данную информацию, в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка, а при необходимости и наименования субъекта Российской Федерации. Если к моменту поступления данной информации избиратель уже был исключен из списка избирателей по месту его жительства на основании выдачи ему открепительного удостоверения или в связи с удовлетворением ранее поданного заявления о включении его в список избирателей по другому месту пребывания, информация об этом в таком же порядке передается в территориальную или участковую избирательную комиссию, в которую подано (передано) заявление избирателя о включении его в список избирателей по месту пребывания. Такая информация является основанием для исключения избирателя из списка избирателей по месту его пребывания.

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что ФИО2 М.А. являлся зарегистрированным кандидатом на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу – .... - Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... (Том № .... л.д. 205).

ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному кругу № .... – Волгоградский одномандатный избирательный округ избирательный участок № .... (Том № .... л.д. 36).

ДД.ММ.ГГГГ подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному кругу № .... – Волгоградский одномандатный избирательный округ избирательный участок № .... (Том № .... л.д. 35).

ДД.ММ.ГГГГ подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному кругу № .... –Волгоградский одномандатный избирательный округ избирательный участок № .... (Том № .... л.д. 37).

Постановлением ТИК .... от ДД.ММ.ГГГГ№ .... утверждены итоги голосования по одномандатному избирательному округу № .... на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ на территории .... (Том № .... л.д. 117-118, 119).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 М.А. подал жалобу на имя председателя ИКВО, указав, что при посещении ДД.ММ.ГГГГ.... он был проинформирован председателем ТИК .... о нахождении на территории Волгоградского одномандатного избирательного округа № .... нескольких воинских частей, в которых военнослужащие проходят службу как по контракту, так и по призыву, и включении всех военнослужащих в списки избирателей по указанному одномандатному округу. Посчитав данное намерение прямым нарушением законодательства о выборах в депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации, просил председателя ИКВО пресечь попытки избирательных комиссий включить в списки избирателей по Волгоградскому одномандатному округу № .... военнослужащих, которые зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № .... менее 3-х месяцев до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № .... более 3-х месяцев до дня голосования, но от которых не поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60-21 день до дня голосования; зарегистрированы по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа № .... более 3-х месяцев до дня голосования, от которых поступило личное письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60-21 день до дня голосования, но в отношении которых поступила информация о том, что данные избиратели уже были исключены из списка избирателей по месту их жительства на основании выдачи им открепительных удостоверений или в связи с удовлетворением ранее поданных заявлений о включении их в список избирателей по другому месту пребывания (Том № .... л.д. 14-17).

ДД.ММ.ГГГГ жалоба аналогичного содержания была подана ФИО2 М.А. на имя председателя ТИК .... (Том № .... л.д. 18-21).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в ТИК .... от доверенного лица кандидата в депутаты ФИО2 М.А. – ФИО6 поступила жалоба о нарушениях на избирательном участке № .... (на территории ФКУ ИК-5), а именно по настоянию командования в/ч 74507 голосовали военнослужащие вместе с жёнами, фактически проживающие и зарегистрированные в городе. В связи с чем, просит проверить весь список проголосовавших на данном участке военнослужащих и особенно их жён, поскольку избирательная комиссия участка не выполнила обязанности по проверке места регистрации избирателей (Том № .... л.д. 22).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГФИО2 М.А. направлена жалоба прокурору ...., в которой просил приять меры прокурорского реагирования для пресечения нарушения законодательства в ходе голосования военнослужащих в .... по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... и недопущения искажения волеизъявления граждан и фальсификации итогов голосования по округу (Том № .... л.д. 28-31).

Как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, вышеназванные жалобы ФИО2 М.А. и его доверенного лица были рассмотрены и в их удовлетворении отказано.

Проверяя доводы, изложенные в жалобах и административном исковом заявлении, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы ФИО2 власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Таким образом, активное и пассивное избирательное право предоставлено военнослужащим специальным федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.

В соответствии с п. 6 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву (ч. 3 ст. 17 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации»).

Из правового анализа вышеуказанных норм права следует, что законодателем предусмотрены специальные нормы, регулирующие порядок и основания включения в список избирателей, имеющих особый правовой статус, а именно военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части.

Таким образом, утверждение административного истца о том, что в данном случае должен быть применен порядок, предусмотренный п. 11 ст. 17 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» для избирателей, зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка, ошибочно и основано на неверном толковании норм материального права.

В целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) от ДД.ММ.ГГГГ№ .... и от ДД.ММ.ГГГГ№ .... были утверждены Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Согласно п. 2.1.5. Инструкции должностные лица, указанные в абзаце третьем пункта 2.1.3 настоящей Инструкции, передают сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, в территориальную комиссию по акту, форма которого приведена в приложении № .... к настоящей Инструкции, не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Сведения должны содержать указанные в пункте 2.1.4 настоящей Инструкции персональные данные избирателей, место жительства которых находится в пределах расположения соответствующей воинской части, и избирателей, которые проходят военную службу по призыву и приказом командира воинской части зачислены в штат воинской части.

Сведения представляются командиром воинской части и руководителями военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей. Соответствующая территориальная комиссия обеспечивает воинскую часть, в том числе военную профессиональную образовательную организацию и военную образовательную организацию высшего образования, необходимым количеством бланков вкладного листа списка избирателей и (или) их шаблонами на машиночитаемом носителе. Должностные лица, указанные в абзаце третьем пункта 2.1.3 настоящей Инструкции, организуют внесение сведений об указанных выше избирателях в бланки вкладного листа списка избирателей (без проставления напротив данных избирателей порядковых номеров и без указания сведений о паспорте или документе, его заменяющем).

Территориальная комиссия включает в состав списка избирателей на соответствующем избирательном участке часть списка избирателей воинской части, за исключением тех избирателей, которые содержатся в списке избирателей, составленном с использованием ГАС «Выборы», продолжая сквозную нумерацию страниц списка и порядковых номеров напротив данных о каждом избирателе.

Из п. 2.1.6. вышеназванной Инструкции следует, что избиратель, подавший заявление по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, включается в список избирателей на основании указанного заявления по предъявлении паспорта или документа (документов), заменяющего (заменяющих) паспорт, подтверждающего (подтверждающих) факт регистрации избирателя по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка не менее чем за три месяца до дня голосования.

Заявление, поданное таким избирателем, принимается и регистрируется территориальной комиссией.

Сведения об избирателях, подавших заявление по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, включаются в список избирателей отдельной книгой до передачи списка в участковую комиссию.

Книга списка избирателей, подавших заявления по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, снабжается титульным листом по форме, приведенной в приложении № .... или № .... настоящей Инструкции, в который под надписью «Список избирателей» вносятся слова «(зарегистрированных по месту пребывания)». При этом номер книги и количество книг на титульном листе территориальной комиссией не указывается. Данная книга списка избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии и передается в участковую комиссию в составе списка избирателей в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.9 настоящей Инструкции.

Сведения в данную книгу списка избирателей вносятся, как правило, в порядке адресов, по которым эти граждане зарегистрированы, или в алфавитном порядке. В этом случае в графе «Адрес места жительства» списка избирателей указывается адрес места пребывания.

Руководитель организации, в ведении либо оперативном управлении которой находятся жилые объекты, по адресам которых зарегистрированы избиратели, подавшие заявления по месту пребывания в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 17 Федерального закона № 20-ФЗ, может представить в территориальную комиссию (по согласованию) сведения о таких избирателях по форме, приведенной в приложении № .... к настоящей Инструкции, в формате редактора Microsoft Excel не позднее чем за 21 день до дня голосования.

Уведомление о включении избирателя в список избирателей по месту пребывания направляется территориальной комиссией по месту жительства избирателя в порядке, установленном пунктом ДД.ММ.ГГГГ настоящей Инструкции.

Территориальная комиссия по месту жительства избирателя исключает избирателя из списка избирателей в порядке, предусмотренном пунктом ДД.ММ.ГГГГ настоящей Инструкции.

Пунктом 4.1. Методических рекомендаций предусмотрено, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона о выборах депутатов активным избирательным правом на выборах депутатов ФИО2 седьмого созыва по федеральному избирательному округу обладают все военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона о выборах депутатов активным избирательным правом на выборах депутата ФИО2 по соответствующему одномандатному избирательному округу обладают:

военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, место жительства которых находится на территории этого одномандатного избирательного округа;

военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, зарегистрированные по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа, в том числе на территории воинской части, не менее чем за три месяца до дня голосования и включенные в список избирателей на основании их личного письменного заявления, содержащего адрес места жительства, поданного в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования;

военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву (включая курсантов до заключения контракта), по месту прохождения службы на основании приказа командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.

В силу п. 14 ст. 16 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных письменных заявлений или устных обращений граждан в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти города федерального значения, их должностных лиц, органов, осуществляющих ФИО2 регистрацию актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее чем в 18 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ командирами войсковых частей № .... и № .... были переданы в ТИК .... сведения об избирателях для составления ТИК .... списка избирателей на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации (Том № .... л.д. 114, 115, 116).

Согласно п. 2.3.4. Инструкции уточнение списка избирателей осуществляется незамедлительно на основании официальных документов командира воинской части - о регистрации избирателя по месту жительства в пределах расположения воинской части либо о снятии его с регистрационного учета по месту жительства, а также об избирателях, проходящих военную службу по призыву.

Во исполнении данных требований Инструкции командир войсковой частей № ....ДД.ММ.ГГГГ передал УИК № .... первый экземпляр списка избирателей на 33 листах, включающего отдельную книгу со сведениями об избирателях, экземпляр дополнительного списка избирателей на 2-х листах, включающего отдельную книгу со сведениями об избирателях в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» (Том № .... л.д. 127, 128).

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ командир воинской части № .... передал УИК № .... сведения об 299 избирателях для составления списка избирателей, а УИК № .... – сведения о 1 496 избирателях (Том № .... л.д. 140, 148).

Решением и протоколом заседаний участковых избирательных комиссий вышеуказанные сведения об избирателях были включены в списки избирателей военнослужащих воинских частей № .... и № .... (Том № .... л.д. 139, 149).

Из письменных пояснений командиров войсковых частей № .... и № .... следует, что предоставление сведений об избирателях – военнослужащих осуществлялось войсковыми частями в строгом соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Сведения предоставлялись по актам о передаче сведений об избирателях для составления участковыми избирательными комиссиями и территориальной комиссией .... списка избирателей на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. При этом после подведения итогов голосования списки избирателей были возвращены в опечатанном виде участковыми комиссиями на хранения в войсковые части также по акту. Списки избирателей-военнослужащих содержат персональные данные военнослужащих и членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения войсковых частей, принявших участие в голосовании на избирательных участках № ...., 4337, 4316 ДД.ММ.ГГГГ. Указанные сведения на основании приказа Министра обороны России № .... от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации» составляют ФИО2 тайну. В связи с чем, предоставление данных сведений в суд не предоставляется возможным (Том № .... л.д. 168-169, 175-176).

При этом в списки избирателей – военнослужащих вошли лица, проходящие службу по призыву и по контракту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении № ....-О от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, то они, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, имеют особый правовой статус, который отражает характер выполняемых ими задач в сфере реализации особой деятельности, вызванной необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства (постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-П, от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-П, от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-П, от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-П, от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-П и др.). Кроме того, контрактом на прохождение военной службы могут быть предусмотрены различные сроки прохождения военной службы - от одного года до десяти лет в зависимости от основания их заключения, а также допускается продление контракта и заключение контракта на неопределенный срок (статья 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

По смыслу оспариваемых положений пункта 3 статьи 16 и пункта 6 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, предполагается необходимость юридического подтверждения отсутствия у названных граждан иного места жительства. Тем самым исключаются какие-либо основания для вывода о неправомерности отнесения сравнительно немногочисленной категории военнослужащих, зарегистрированных в установленном порядке при воинской части по месту их службы, к составу населения соответствующей муниципальной единицы (территории).

Следовательно, не может быть подвергнуто сомнению и законодательное признание за ними активного избирательного права именно по зарегистрированному в установленном порядке месту их жительства, в особенности с учетом того, что в системе действующего правового регулирования обеспечение для них иным образом возможности реализации конституционного права избирать органы местного самоуправления с соблюдением конституционных принципов всеобщего и равного избирательного права было бы недостижимо.

Требование пункта 6 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о формировании и уточнении командиром воинской части сведений об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, и о составлении на основании этих сведений части списка избирателей, направляемой в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий, конкретизировано в Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы ФИО2 власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ....).

Названный нормативный правовой акт в положениях раздела 4 устанавливает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено вне территории воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях; факт нахождения места жительства на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подразделениями Федеральной миграционной службы и органами местного самоуправления). При этом избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, командованием соединений, воинских частей и иных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, командование воинских частей, иных воинских формирований оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, которые в целях обеспечения реализации избирательных прав военнослужащих, а также в части, касающейся организации голосования, - иных избирателей, проживающих на территории расположения воинской части, при проведении выборов в органы ФИО2 власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления руководствуются названными Методическими рекомендациями (пункты 1.1 и 1.5).

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что списки избирателей – военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, по одномандатному избирательному округу № .... были составлены соответствующими участковыми избирательными комиссиями в соответствии с требованиями вышеуказанных федеральных законов, а также Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и Методических рекомендаций по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на основании сведений, переданных командирами воинских частей № .... и № ...., а, следовательно, оснований для удовлетворения жалоб административного истца и его доверенного лица не имелось.

При этом суд считает необходимым отметить, что сами факты обращений с жалобами в избирательные комиссии не могут подтверждать с достоверностью доводы о допущенных нарушениях, поскольку при проверке жалоб, изложенные в них обстоятельства не подтвердились.

Кроме того, жалобы от избирателей и наблюдателей на несоблюдение порядка составления списков избирателей, в том числе избирателей – военнослужащих в ТИК .... и ИКВО не поступали.

Согласно пп. «а» п. 1.2. ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 1 ч. 3 ст. 100 ФЗ «О выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Исходя из толкований, данных в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-П, отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах соответствующих выборов возможна при таких, указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

Из показаний свидетеля ФИО10 следует, что он на выборах ДД.ММ.ГГГГ являлся членом избирательной комиссии № .... с правом совещательного голоса от партии КПРФ, в его обязанности входило наблюдение за ходом избирательного процесса, а именно, чтобы не было нарушений, избирателями не выносились бюллетени с избирательного участка, избиратели не участвовали в повторном голосовании. В указанный день голосование военнослужащих проходило с 8 часов утра до 13 часов. Военнослужащие приходили на избирательный участок двумя колоннами. Свидетель подходил и интересовался, каким образом отмечаются военнослужащие, не могут ли они пойти повторно голосовать. Возле стола регистрации стоял офицер, который ему пояснил, что военнослужащие идут по взводам, и что каждый офицер знает своих людей. ФИО11, член избирательной комиссии с правом решающего голоса записывал военнослужащих в листы, где отмечаются избиратели для получения бюллетеней, а проверял ли он у них документы свидетель не видел. При этом свидетель не видел, что военнослужащие повторно голосовали. Указал, что в день голосования нарушения избирательного законодательства на участковой избирательной комиссии № .... он не видел, письменные жалобы в участковую избирательную комиссию в день голосования не поступали.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ показала, что она ДД.ММ.ГГГГ была наблюдателем от кандидата ФИО2 М.А. на участковой избирательной комиссии № ...., в её обязанности входило наблюдать за ходом избирательного процесса. Свидетель видела, что бюллетени выдавались военнослужащим при предъявлении военного билета. При этом при голосовании военнослужащих каких-либо жалоб по вопросу не включения в список голосования избирателей не поступало. Указала, что часть военнослужащих не заходила в кабины для голосования, при этом письменных жалоб на данные действия она не подавала.

Из показаний свидетеля ФИО13 следует, что он принимал участие в проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена участковой избирательной комиссии № .... с правом решающего голоса. Об обстоятельствах голосования военнослужащих на данном избирательном участке показал следующее. За отдельным столом член участковой избирательной комиссии при предъявлении военных билетов выдавал военнослужащим по два бюллетеня, и они шли голосовать. Возникали вопросы к председателю участковой избирательной комиссии в частности по поводу документов, почему голосование военнослужащих происходит по предъявлению военного билета. Была написана жалоба председателю участковой избирательной комиссии и в прокуратуру по поводу того, что невозможно было проконтролировать являются ли военнослужащие жителями данного округа, однако при рассмотрении жалоб он не присутствовал. Из разговора с военнослужащими стало известно, что некоторые из них зарегистрированы за пределами Волгоградского региона. При этом председатель участковой избирательной комиссии, в свою очередь, ответила, что все военнослужащие имеют временную регистрацию на территории воинской части. В разговоре с военнослужащими свидетель не выяснял вопрос о том, проходят они военную службу по контракту или по призыву. По поводу того, что заходили ли все военнослужащие или нет в кабины для голосования, специального внимания свидетель не обращал, препятствий для голосования военнослужащим никто не осуществлял. Свидетель подписал протокол итогов голосования, при этом особого мнения по итогам голосования он не высказывал.

В судебном заседании свидетель ФИО14 суду показал, что на выборах ДД.ММ.ГГГГ он был представителем кандидата в депутаты ФИО2 М.А., членом территориальной избирательной комиссии .... с правом совещательного голоса. На избирательном участке № .... списки военнослужащих не были никем заверены, имелось только сопроводительное письмо командира части о направлении список на количестве листов. В списках, поданных командирами воинских частей, военнослужащие находились в одном списке, а члены их семей в другом списке. Для работы с избирателями было выставлено 6 столов, он отправился к одному из них, над которым была размещена надпись «члены семей военнослужащих». Попросив у одной из избирательниц паспорт, свидетель узнал из данных на странице «Место регистрации», что живёт женщина в .... и имеет городской адрес проживания, следующая женщина была из ..... Зафиксировав данную информацию с указанием 18 фамилий, ФИО14 направил жалобу в прокуратуру. Со слов этих женщин свидетелю стало известно, что они являются супругами военнослужащих, однако номер воинской части, где служат данные военнослужащие свидетелю неизвестно. Из бесед с военнослужащими на избирательном участке № .... свидетель узнал, что всем членам семей военнослужащих было велено голосовать именно на этом избирательном участке. Тех граждан, которых не было в списках, члены участковой избирательной комиссии вписывали собственноручно. В результате количество зарегистрированных избирателей на участке № .... возросло с 1995 до 2761, вследствие чего полученных избирательных бюллетеней не хватило. При этом как дополнительно вносились фамилии в списки для голосования членами УИК свидетель не видел.

Оценивая показания свидетелей в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что указанные свидетелями обстоятельства не свидетельствуют о существенных нарушениях избирательного процесса, которые могли повлиять на волю избирателей и являться основаниями для отмены результатов голосования.

Между тем, доказательств существенных нарушений избирательного процесса УИК № ...., УИК № ...., УИК № ...., влияющих на волю избирателей и являющихся основаниями для отмены результатов голосования по одномандатному избирательному округу № .... на избирательных участках № ...., № .... и № ...., административным истцом в нарушение ст. 62 КАС РФ суду не представлено.

В тоже время отсутствие нарушений, являющихся основанием для отмены итогов голосования, подтверждается подписанными членами участковых избирательных комиссий протоколами об итогах голосования по вышеуказанным избирательным участкам.

Оценивая перечисленные действия участковых избирательных комиссий, суд квалифицирует их, как не противоречащие требованиям избирательного законодательства и приходит к выводу об отсутствии в них признаков противоправного бездействия. Тогда как необходимым условием для удовлетворения соответствующего требования является не только нарушение прав заявителя оспариваемым бездействием (действиями), но и несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту.

Основной задачей деятельности избирательных комиссий в соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является обеспечение реализации и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществление подготовки и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. В этих целях, в соответствии с пп. «и» п. 10 ст. 24 вышеназванного федерального закона Избирательная комиссия муниципального образования, в том числе рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Оспариваемые действия избирательных комиссий не противоречат приведенным законоположениям, напротив осуществляя их, комиссия действовала в соответствии со своей основной задачей - обеспечить реализацию и защиту избирательных прав, как избирателей, так и баллотирующихся кандидатов. Исходя из этого, последние обоснованно исходили из того, что оснований для удовлетворения жалоб ФИО2 М.А. не имеется.

Поскольку в целом действия избирательных комиссий (включая действия ТИК ...., выразившиеся в отказе удовлетворить жалобу административного истца) соответствовали целям и задачам их создания, не противоречили нормам ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд считает, что нарушения порядка составления списков избирателей, голосования и установления итогов голосования на Волгоградском одномандатном избирательном округе № .... допущено не было.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушениях со стороны избирательных комиссий, подлежат отклонению.

Наряду с перечисленным, суд полагает, что оснований для отмены результатов выборов по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... не имеется, поскольку оспариваемые действия и бездействие избирательных комиссий, в любом случае не повлекли искажение результатов волеизъявления избирателей названного участка, тогда как в соответствии с пп. «б» п. 1.2 ст. 77 приведенного выше Федерального закона наличие указанного условия является обязательным при решении вопроса об отмене результатов выборов.

При изложенных обстоятельствах, военнослужащие воинских частей № .... и 74507 и члены их семей, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации, включены в списки избирателей по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... в соответствии с действующим законодательством РФ.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, оснований полагать, что имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, оснований для отмены результатов голосования по Волгоградскому одномандатному избирательному округу № .... на избирательных участках № ...., № ...., № .... не имеется.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска ФИО2 М.А. к ТИК ...., УИК № ...., УИК № ...., УИК № .... об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии ...., об отмене решений участковых избирательных комиссий отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Таранцова Михаила Александровича к Территориальной избирательной комиссии ...., Участковой избирательной комиссии № ...., Участковой избирательной комиссии № ...., Участковой избирательной комиссии № .... об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии ...., об отмене решений участковых избирательных комиссий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Ю. Дыблин