ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2018 от 07.03.2018 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-108/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 марта 2018 года город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Макарова О.В., при секретаре Лапиной Е.С., с участием административного истца Лохина А.А., представителя административного ответчика Дмитриевой Е.В., представителей заинтересованных лиц Кутузовой Н.В., Вазганава К.Д., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лохина Александра Анатольевича к администрации Кольчугинского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Лохин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кольчугинского района. Просил признать незаконным бездействие при решении вопроса ремонта дорожного покрытия и уличного освещения по <адрес>, обязать восстановить уличное освещение до 23.02.2018, капитально отремонтировать дорожно-асфальтовое полотно в июне - июле 2018 года, восстановить пешеходный тротуар с левой стороны и окюветить дорожное полотно по всей длине улицы.

В обоснование административного искового заявления указано, что в период с 2013 по 2017 год административный ответчик бездействовал, не принимая мер к обслуживанию и ремонту дорожного полотна улицы. Уличное освещение от <адрес> до <адрес> отсутствует. Дорожное полотно не соответствует ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», п. 3.1.2. На улице глубина повреждений дорожного покрытия доходит до 20 см., ширина до 160 см., длина до 180 см. Нарушены стандарты СНиП 3.06.03-85. Инициативная группа жителей улицы неоднократно обращалась к административному ответчику с просьбой отремонтировать дорожное покрытие и восстановить уличное освещение от <адрес> до <адрес>. Частично дорожное полотно было повреждено и демонтировано уличное освещение при прокладке магистральных канализационных труб от очистных сооружений поселка <адрес> к очистным сооружениям <адрес> обязана была восстановить все нарушенное после прокладки труб, но бездействует в течение пяти лет. Нарушены права жителей и гостей улицы, которые разбивают личный транспорт. Пройти в темное время суток невозможно из-за ям и отсутствия освещения. На улице проживает много детей, которые вынуждены ходить и ездить по улице в сады, школы, больницы.

В судебном заседании административный истец Лохин А.А. поддержал заявленные требования. Пояснил, что параметры ям и выбоин на дороге он замерял сам рулеткой два года назад. К ответчику по вопросам, относящимся к предмету спора, никогда не обращался. Обращались другие жители улицы. В 2016 году на улице производилась подсыпка выбоин и ям щебнем. На эти цели выделялось 43 м3 асфальтового лома. Местными силами асфальтовый лом был уложен на дорогу. В 2015-2016 годах дважды дорога выравнивалась грейдером. Уличное освещение в настоящее время восстановлено до <адрес>. Повесили пять фонарей от <адрес> до <адрес>. Около его дома освещение есть. Последствия прокладки труб МУП «Коммунальник» в полном объеме не устранены. Необходимо капитально отремонтировать дорожное полотно, окюветить его по всей длине улицы, восстановить пешеходный тротуар. Вывод о необходимости именно капитального ремонта делает сам, исходя из общих рассуждений. Полагает, что применение срока давности по делу невозможно, так как дорога с каждым днем становится хуже. С весны 2013 года по ней стало проблематично ездить, возникли проблемы с освещением. С этого момента дорога и освещение не соответствовали ГОСТам. Он в тот период проживал на улице и наблюдал за этим. Двигаясь по дороге, попадал в ямы, заполненные водой, оставались царапины от дорожного покрытия на днище автомобиля, но он не вызывал сотрудников ГИБДД и не оформлял данный факт. Иного ущерба, определяемого техническим путем, не возникало.

Представитель административного ответчика Дмитриева Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что с требованиями, указанными в административном исковом заявлении, административный истец в администрацию никогда не обращался. Факты, на которые он ссылается в административном исковом заявлении, ничем не подтверждены. Административный истец оспаривает бездействие в период с 2013 по 2017 год. Административное исковое заявление подано в суд в январе 2018 года. Административное исковое заявление подано ненадлежащим лицом и с нарушением срока его подачи, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Полномочия муниципального образования Кольчугинский район в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта город Кольчугино и электроосвещения улиц исполняет МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района». Постановлением администрации Кольчугинского района от 29.12.2014 № 1642 утверждена муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района» на период с 2015 по 2018 годы. Программа предусматривает мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения. Постановлением администрации района Кольчугинского района от 29.12.2014 №1643 утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района» на период с 2015 по 2017 годы. Одним из мероприятий является организация уличного освещения. Мероприятия по техническому обслуживанию сетей уличного освещения включают в себя обслуживание имеющихся сетей. Денежных средств на монтаж сетей уличного освещения бюджетом не предусмотрено. Совместная проверка, проведенная 24.01.2018 заинтересованным лицом и прокуратурой, подтвердила наличие уличного освещения на спорном участке ул. 1 линия ЛПХ. Все мероприятия данных программ исполняются в рамках выделенных средств. Расходование бюджетных средств осуществляется строго в рамках указанных в программах мероприятий. Расходование их на иные мероприятия является нецелевым использованием. В данные программы мероприятия по ремонту дорожного покрытия на <адрес>, а также восстановлению уличного освещения по <адрес> не включены. При утверждении мероприятий, приоритет имеют социально-значимые объекты. Дорога по <адрес>, а также освещение по данной улице такими объектами не являются. Районный бюджет является дотационным. Средств на проведение работ по ремонту дорожного покрытия всех дорог муниципального образования и монтаж сетей уличного освещения всего муниципального образования недостаточно. Областных программ, за счет которых можно было бы выполнить эти работы, не имеется. На сегодняшний день уличное освещение у дома истца восстановлено. Работы по времени выполнены позднее проверки состояния освещения прокурором. Проверок качества дорожного покрытия на улице не было.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» Кутузова Н.В. с исковыми требованиями также не согласилась. Поддержала позицию представителя административного ответчика. Пояснила, что административный истец лично никогда не обращался с заявлениями в администрацию. Были обращения иных жителей улицы. Административный истец утверждает, что его права нарушаются с 2013 года. По делу пропущен срок исковой давности. О нарушении его прав истец узнал задолго до обращения в суд с иском. Срок исковой давности должен отсчитываться с того момента, когда истец узнал, что его право нарушено. В акте комиссионного обследования сети уличного освещения от 24.01.2018 указано, что на <адрес> имеется централизованное уличное освещение, находящееся в муниципальной собственности, от <адрес> до <адрес>. Далее от <адрес> до <адрес> расположено три светильника наружного освещения на опорах. Данные светильники установлены жителями и обслуживаются подрядчиком ООО «СК «Усадьба». Контракт заключен между МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» и ООО «СК «Усадьба». К материалам дела были приобщены постановление администрации Кольчугинского района от 28.12.2017 №2458, постановление администрации Кольчугинского района от 29.12.2017 №2491, отчеты об исполнении муниципальных программ, предусмотренных этими постановлениями. Областных программ нет. Данные программы городские, но в них могут быть заложены денежные средства из областного бюджета. В программах нет конкретных улиц, указаны только определенные мероприятия. Выделяется определенное финансирование на конкретное мероприятие. Вопрос о том, какие мероприятия и на каких улицах будут производиться, решает начальник МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» совместно с администрацией Кольчугинского района. Бюджетных средств недостаточно для выполнения всех мероприятий. Приоритет отдается дорогам, где осуществляется транспортное сообщение, где расположены объекты социальной инфраструктуры. В случае дополнительного финансирования денежные средства тратятся на дороги, которые не являются приоритетными.

Представитель заинтересованного лица, Кольчугинского межрайонного прокурора, Вазганава К.Д. в судебном заседании пояснила, что 27.12.2017 в прокуратуру поступило обращение Лохина А.А. с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования на бездействие администрации Кольчугинского района по капитальному ремонту дорог и освещению на улицах <адрес> Провести проверку качества дорожного полотна не смогли, так как не позволили погодные условия. В ходе проверки освещения было установлено, что освещение на <адрес> отсутствует частично. В адрес главы администрации Кольчугинского района было внесено представление об устранении данных нарушений. В настоящий момент представление не рассмотрено.

Представители заинтересованных лиц, МУП г. Кольчугино «Коммунальник», ОГИБДД ОМВД России по Кольчугинскому району Владимирской области, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Ознакомившись с позициями участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По положениям ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу п. 5 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах и вне границ населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что администрацией Кольчугинского района не допущено бездействия при эксплуатации автомобильной дороги и техническом обслуживании объектов уличного освещения на <адрес>.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Из Устава муниципального образования Кольчугинский район, принятого решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от 24.03.2016 № 72/10, следует, что к вопросам местного значения Кольчугинского района отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах и вне границ населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 6). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Кольчугинского района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансирования обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений (п. 2 ст. 7), принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития Кольчугинского района (п. 7 ст. 7).

Согласно Уставу МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района», утвержденному постановлением администрации Кольчугинского района от 22.10.2014 № 1221, его собственником и учредителем является муниципальное образование Кольчугинский район (п. 1.3.). К целям деятельности управления отнесено выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления (п. 2.1.). Для достижения целей управление осуществляет следующие виды деятельности: организация работ по отбору объектов благоустройства и дорожного хозяйства, расположенных на территории Кольчугинского района, для проведения капитального ремонта, строительства, реконструкции (п. 2.2.1.); организация технического обслуживания, модернизации и монтажа объектов уличного освещения (п. 2.2.4.), контроль за состоянием автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования Кольчугинский район, включая их обследование на основе актов осмотра автомобильных дорог, а также данных по диагностике и паспортизации (п. 2.2.6.), подготовка и представление в администрацию Кольчугинского района предложений по осуществлению дорожной деятельности на территории района (п. 2.2.8.), разработка перспективных и годовых программ (планов) развития и эксплуатации автомобильных дорог (п. 2.2.12.), обеспечение разработки необходимых финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог (п. 2.2.14.).

Согласно п. 16.1. Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района, надлежащему содержанию расположенных на ней объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов города Кольчугино Кольчугинского района от 27.07.2017 № 410/68, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц. Все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии.

Дорога по <адрес> включена в реестр муниципальной собственности г. Кольчугино, что подтверждено данными выписки из реестра от 29.01.2018. Указанная дорога отражена в данных технического паспорта улицы <адрес>

Постановлением администрации Кольчугинского района от 29.12.2014 № 1642 (с учетом внесенных изменений) утверждена муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района» на период с 2015 по 2018 годы. Программа предусматривает мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Постановлением администрации района Кольчугинского района от 29.12.2014 №1643 (с учетом внесенных изменений) утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района» на период с 2015 по 2017 годы. Одним из мероприятий является обеспечение работоспособности уличного освещения.

Финансирование и фактическое выполнение указанных в программах мероприятий подтверждено данными отчетов.

Кольчугинской межрайонной прокуратурой проводилась проверка по заявлению административного истца от 26.12.2017 о бездействии администрации Кольчугинского района в части капитального ремонта дорог и системы освещения улиц <адрес>. Из акта совместной проверки прокуратуры и ГИБДД от 24.01.2018 следует, что в связи с погодными условиями проверить качество дорожного полотна не представляется возможным. Из акта совместной проверки прокуратуры, МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» и ООО «СК «Усадьба» от 24.01.2018 следует, что на улице <адрес> до <адрес> имеется централизованное уличное освещение. От <адрес> до <адрес> централизованного уличного освещения не имеется, но расположено три светильника на опорах у домов №, установленные жителями и обслуживаемые подрядчиком ООО «СК «Усадьба». 25.01.2018 Кольчугинским межрайонным прокурором внесено представление главе администрации Кольчугинского района в связи с частичным отсутствием уличного освещения на улице <адрес> Ответ на представление к материалам дела не приобщался.

Из письма МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» от 06.03.2018 следует, что с 31.10.2014 (момент создания управления) по настоящее время на ул. <адрес> производились следующие работы: замена лампы у <адрес> декабре 2014, замена лампы у <адрес> сентябре 2017, замена ламп у домов № в январе 2018, монтаж светильников в количестве 5 штук от <адрес> до <адрес> феврале 2018, доставка асфальтового лома в количестве 43 м3 в июле 2016.

Анализируя позиции участников процесса и исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Исследованными судом доказательствами установлено, что в целях решения вопросов местного значения, касающихся ремонта и содержания автомобильных дорог, обеспечения освещения улиц в темное время суток административным ответчиком создано МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района», разработаны программы мероприятий для реализации функций органа местного самоуправления в означенной сфере, обеспечено их финансирование, подтверждено исполнение. Представитель административного ответчика пояснила, что бюджет муниципального образования является дотационным. Средств на проведение работ по ремонту дорожного покрытия всех дорог муниципального образования и сетей уличного освещения недостаточно.

Лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению функционирования системы освещения улиц является не административный ответчик, а МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района». Указанным юридическим лицом и осуществляются работы, невыполнение которых является предметом спора. Письмом МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» от 06.03.2018 подтверждено, что работы по обслуживанию дорожного полотна и системы освещения на улице <адрес> выполнялись учреждением в декабре 2014, июле 2016, сентябре 2017, январе-феврале 2018 года.

Под бездействием понимается невыполнение возложенных на орган местного самоуправления обязанностей. Однако, в силу указанных обстоятельств, обязанность по непосредственному выполнению работ с дорожным покрытием и системой уличного освещения по месту проживания административного истца у административного ответчика отсутствовала. Администрация Кольчугинского района фактически исполнила возложенные на нее Уставом муниципального образования Кольчугинский район и Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района обязанности по организации дорожной деятельности на территории муниципального образования, освещению улиц. Оснований для вывода о том, что административным ответчиком допущено оспариваемое бездействие, не установлено.

Судом не установлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что состояние дорожного покрытия и системы уличного освещения по месту проживания административного истца не соответствует требованиям действующих нормативных документов. В ходе проведенного прокурором обследования автодороги проверить качество дорожного полотна в связи с погодными условиями не представилось возможным. В составленном прокуратурой акте обследования системы освещения отсутствуют сведения о том, какие положения нормативных актов в данной сфере нарушены и в чем именно выразились эти нарушения. Нет сведений об этом и в представлении прокурора, внесенном в адрес административного ответчика. Кроме того, данное обследование проводилось до выполнения МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» работ по обслуживанию системы освещения в январе-феврале 2018 года и не отражает фактического состояния уличного освещения на улице <адрес> на момент рассмотрения дела. Приложенные административным истцом к материалам дела фотографии не позволяют сделать вывод о несоответствии дорожного полотна и уличного освещения требованиям нормативных актов в части физических параметров повреждений полотна дороги, организации и работоспособности системы освещения. Административный истец в судебном заседании сообщил, что в настоящее время уличное освещение в районе расположения его дома имеется.

По смыслу положений действующего законодательства, гражданин вправе оспорить не всякое бездействие органа местного самоуправления, а лишь то, которое нарушает или оспаривает его права, свободы и законные интересы, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагает какие-либо обязанности. Однако, доказательств причинения оспариваемым бездействием какого-либо определяемого вреда самому административному истцу, его правам, обязанностям или законным интересам суду не представлено. Лохин А.А. к административному ответчику с заявлениями по поводу оспариваемого бездействия никогда не обращался. В тексте административного искового заявления указано, что обращения направлялись инициативной группой жителей улицы. Утверждения истца о причинении вреда иным жителям улицы не могут быть приняты во внимание при разрешении дела, так как истец не вправе представлять их интересы. Исковое заявление фактически подано административным истцом в интересах неограниченного круга лиц, использующих автодорогу и уличное освещение на улице <адрес> тогда как полномочия действовать в защиту прав и законных интересов других лиц у административного истца отсутствуют.

Кроме того, суд принимает доводы представителей ответчика и заинтересованного лица о пропуске истцом трехмесячного срока подачи административного искового заявления (ч. 1 ст. 219 КАС РФ). При этом суд учитывает, что из пояснений административного истца следует, что о нарушении своего права он узнал еще весной 2013 года, параметры ям и выбоин на дороге замерял сам рулеткой в 2016 году, убедившись в их несоответствии требованиям указанного им ГОСТа. Данных о причинах пропуска срока, которые могут быть признаны судом уважительными, не имеется, о восстановлении срока обращения в суд административным истцом не заявлено.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Лохина Александра Анатольевича к администрации Кольчугинского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Макаров