ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2021 от 04.02.2021 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-108/2021

УИД 86RS0003-02-2020-000348-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года г. Нижневартовск

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,

при секретаре Исхаковой Г.Р.,

с участием помощника прокурора Нижневартовского района Мокина Н.С.,

представителя административного истца по доверенности Ненашевой Е.О.,

представителя административного ответчика по доверенности Ефентьевой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации г. Покачи о признании недействующим в части постановления администрации г. Покачи № 650 от 15.07.2019 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Покачи, утвержденные постановлением администрации г. Покачи от 20.02.2018 № 188,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации города Покачи о признании недействующим с даты принятия постановление администрации города № 650 от 15 июля 2019 года «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи, утвержденные постановлением администрации города Покачи от 20 февраля 2018 года № 188» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов», мотивируя свои требования тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО-Югры, что следует из соглашения № 1, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 31.01.2019.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона ХМАО-Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

15.07.2019 администрацией города Покачи, в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление № 650 «О внесении изменений в постановление администрации города Покачи от 20.02.2018 № 188 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи».

Указанным постановлением изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам.

С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году.

Вместе с тем, административным ответчиком при принятии постановления № 650 от 15.07.2019 использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства 269, что влечет недействительность постановления № 650 от 15.07.2019.

Кроме того, административный истец указывает, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Покачи оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ХМАО-Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 07.12.2018 № 647-рп (далее - Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам: накопления ТКО 4-5 классов опасности, рассчитанных исходя из показателей нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в муниципальных образованиях автономного округа, приведена в таблице 2 «Сведения по объемам и массе ТКО, определенные исходя из расчета по нормативам накопления ТКО».

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Указанное повлекло для административного истца возникновение убытков за период с 02.07.2019 по 31.12.2019 в размере 304 360,66 рублей.

В частной жалобе административный истец указывает на возникновение убытков за период с 02.07.2019 по 31.12.2019 в размере 3 662 378,65 рублей.

Истец просит суд признать недействующим с даты принятия постановление администрации города № 650 от 15 июля 2019 года «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи, утвержденные постановлением администрации города Покачи от 20 февраля 2018 года № 188» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, взыскать с администрации города Покачи судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Ненашева Е.О. обосновала требования, изложенные в административном иске, на удовлетворении которых настаивала в полном объеме, при этом дополнила, что в материалы дела не представлен официальный реестр контейнерных площадок, согласно которого такие площадки являются официальными местами накопления ТКО в г. Покачи.

Представитель административного ответчика Ефентьева Д.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, но при этом настаивала на доводах указанных в возражениях на административное исковое заявление.

Изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора Мокина Н.С. поддержавшего заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании статьи 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО-Югры, что следует из соглашения № 1, заключенного с департаментом промышленности ХМАО-Югры 31 января 2019 года.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона ХМАО - Югры от 17 ноября 2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением администрации города Покачи от 15 июля 2019 года № 650 были утверждены нормативы накопления ТКО на территории города Покачи.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Покачи оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21 октября 2016 года № 559-рп». Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2018 года № 1130.

В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства РФ от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации г. Покачи № 650 от 15.07.2019 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Покачи, утвержденные постановлением администрации г. Покачи от 20.02.2018 № 188, об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи. При этом нормативы накопления отходов для индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 188 от 20 февраля 2018 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьями 11 и 12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04 апреля 2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 № 524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 года № 524/пр не проводились, что не оспаривает и представитель административного ответчика.

Таким образом, постановление администрации города Покачи № 650 от 15.07.2019 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Покачи, утвержденные постановлением администрации г. Покачи от 20.02.2018 № 188, принято без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением администрации города Покачи от 15 июля 2019 года № 650 был изменен ранее установленный норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов в сторону уменьшения.

Постановлением администрации города Покачи от 22 сентября 2020 года № 786, вступившим в законную силу 26 сентября 2020 года, признано утратившим силу оспариваемое постановление администрации городского поселения от 15 июля 2019 года № 650 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи, утвержденных постановлением администрации города Покачи от 20 февраля 2018 № 188».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 КАС РФ суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.

Положения оспариваемого нормативного правового акта (постановление администрации города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 650 от 15 мюля 2019 года) применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Данные обстоятельства, в силу положений 3 абзаца пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» являются основанием для признания указанного постановления недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, административным ответчиком нарушены требования пункта 6 Правил направления субъектами Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установке или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 года № 1815, поскольку обращение в адрес ППК «РЭО», содержащее сведения о результатах замеров в установленный 30-дневный срок до предполагаемой даты установления нормативов, административным ответчиком не направлялось.

Административным ответчиком представлен суду муниципальный контракт № 0187300019100000320001 на выполнение работ по расчету нормативов ТКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, а также разработки документации, отражающей организацию и технологию вывоза мусора на территории города Покачи.

Работа выполняется в сроки, установленные техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту).

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании установлено, что положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан, граждане производили оплату за вывоз ТКО в соответствии с нормативами. Следовательно, положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

В связи с вышеизложенным, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» - удовлетворить частично.

Признать постановление администрации города Покачи № 650 от 15.07.2019 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи, утвержденные постановлением администрации г. Покачи от 20.02.2018 № 188 в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с администрации г. Покачи в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по оплате госпошлины в сумме 4 500 рублей.

Опубликовать решение суда в районной газете «Покачевский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.

Председательствующий: Пересыпкин А.Г.