ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2022 от 04.04.2022 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД: 18RS0015-01-2021-000794-44

Дело № 2а-108/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 04 апреля 2022 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шадриной Г.А., при секретаре судебного заседания Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» актуальной информации о реализации на территории Камбарского района муниципальной программы поддержки предпринимательства в срок до 01.05.2022 года,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Прокурор Камбарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с самостоятельными административными исками к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», Администрации МО «Ершовское», Администрации МО «Шольинское», Администрации МО «Камбарское», Администрации МО «Михайловское», Администрации МО «Нефтебазинское», Администрации МО «Камское», Администрации МО «Борковское», Администрации МО «Армязьское», требуя признать бездействие ответчиков, выразившееся в непредставлении информации о предпринимательстве на официальном сайте муниципального образования, незаконным и возложить обязанность в срок до 01.03.2022 разместить на официальном сайте муниципального образования информацию о предпринимательстве на территории соответствующего муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования и просил возложить обязанность разместить на официальном сайте муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» актуальную информацию о реализации на территории Камбарского района муниципальной программы поддержки предпринимательства в срок до 01.05.2022 года.

Заявленные требования мотивированы следующим.

Прокуратурой Камбарского района в ходе мониторинга официальных сайтов муниципальных образований Камбарского района выявлены нарушения законодательства о содействии развитию малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон) его действие распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона).

Доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться путем обнародования (опубликования) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации (далее - СМИ), размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет» (п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона, доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.

Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в котором создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ч. 1 ст. 10 Федерального закона).

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 10 Федерального закона).

Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрена информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 19 Федерального закона информационная поддержка осуществляется посредством размещения информации на официальных сайтах органов местного самоуправления. Перечень размещаемой информации предусмотрен ч. 2 ст. 19 Федерального закона.

В ходе проверки установлено, что нарушение ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ на официальном сайте муниципальных образований поселений Камбарского района не размещена информация:

о реализации на территории МО муниципальной программы поддержки предпринимательства;

о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности

о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Требование прокурора заявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как вопросы развития малого и среднего предпринимательства непосредственно затрагивают интересы множества лиц, круг которых определить не представляется возможным.

Бездействие Администраций поселений, выразившееся в неисполнении предусмотренной законами и иными нормативными актами обязанностями по размещению информации нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечивается представление информации о предпринимательстве, не оказывается информационное содействие в развитии малого и среднего предпринимательства.

В судебное заседание представитель административного истца в лице заместителя прокурора Камбарского района Николаева Р.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал уточненные исковые требования.

Представитель ответчика Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», ФИО1, действующая на основании доверенности № 01-49/11 от 04.02.2022, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, уточненные исковые требования признала в полном объеме.

Ранее, Администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» представила письменные возражения, в которых указала, что на официальном сайте муниципального образования «Камбарский район» www.kamrayon.ru имеется информация: о реализации на территории МО (по соответствующим поселениям) программы поддержки предпринимательства - муниципальной подпрограммы «Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства», которая входит в состав муниципальной программы: о ходе реализации указанной программы; о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и их классификации по видам деятельности; о числе замещенных рабочих мест; об обороте товаров субъектов малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве доказательств своих возражений, ответчиком представлены скиншоты разделов сайта МО.

Определением суда от 18.02.2022 самостоятельные административные иски прокурора были объединены в одно производство. Изучив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание признание административным ответчиком - Администрацией МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» административного иска, суд находит административные исковые требования прокурора Камбарского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3). Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.

Статьей 6 указанного выше закона предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться: обнародованием (опубликованием) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, а также размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами УР (ст. 32 Устава МО).

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В настоящее время Администрация МО «Ершовское», Администрация МО «Шольинское», Администрация МО «Камбарское», Администрация МО «Михайловское», Администрация МО «Нефтебазинское», Администрация МО «Камское», Администрация МО «Борковское» и Администрация МО «Армязьское» ликвидированы как юридические лица, сведения о их ликвидации внесены в ЕГРЮЛ. С момента назначения Ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемых юридических лиц, их финансово-хозяйственной деятельностью.

При этом, как указано в ч. 4 ст. 4 Закона УР от 30.04.2021 N 41-РЗ "О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа", со дня формирования Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" полномочия администраций поселений, Администрации муниципального образования "Камбарский район" и контрольно-счетного органа муниципального образования "Камбарский район" прекращаются.

Таким образом, анализируя и обобщая указанные выше нормы, суд приходит к выводу о том, что ответчик Администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», являясь органом местного самоуправления, обязан обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности, в том числе о наличии и ходе реализации муниципальной программы поддержки предпринимательства.

Из представленных прокурором скриншотов сайта МО видно, что информация о ходе реализации муниципальной программы поддержки предпринимательства имеется не в полном объеме.

В целях защиты прав на доступ к указанной выше информации неопределенного круга лиц, требование прокурора подлежат удовлетворению.

Срок, заявленный прокурором, в течение которого административный ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, а именно до 01.05.2022 года, суд находит разумным и достаточным для исполнения таких обязанностей. Доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок административным ответчиком в судебное заседание не представлено, возражений по иску с учетом оставшихся на разрешение суда требований не заявлено.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» актуальной информации о реализации на территории Камбарского района муниципальной программы поддержки предпринимательства в срок до 01.05.2022 года, - удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в срок до 01.05.2022 года разместить на официальном сайте муниципального образования информацию о реализации на территории МО муниципальной программы поддержки предпринимательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2022 года.

Председательствующий Шадрина Г.А.