ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-108/2022 от 05.05.2022 Кыринского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-108/2022

УИД 75RS0032-01-2022-000211-65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кыра 5 мая 2022 года

Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Курсиновой М.И.,

при секретаре помощнике судьи Батурине И.А.,

с участием представителя административного истца Рыкзыновой Ц.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района по результатам проведённой проверки выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов с URL-адресами:

заведомо недостоверной, распространяемой под видом достоверных сообщений (фейк-ньюс), о деятельности военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины. На вышеуказанных страницах сайтов размещена информация об обстрелах ряда сел , о возможности применения Россией ядерного или химического оружия против Украины, о применении в России фосфорных и термобарических боеприпасов в под Харьковом. По официальной информации ДД.ММ.ГГГГ Вооруженные силы Российской Федерации наносят удары только по военным объектам, ДД.ММ.ГГГГ пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил о том, что нет сомнений в том, что все цели спецоперации на Украине будут выполнены, при любом развитии событий причин применять там ядерное оружие нет. Размещенная информация на вышеуказанных сайтах создает неправильное формирование мнения у пользователей сайта относительно специальной операции на территории Украины, может способствовать несанкционированным митингам, массовым нарушениям общественного порядка. Доступ на страницы сайтов свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на страницах указанных сайтов распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Данная информация, размещенная на указанных сайтах, используется в целях создания угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей указанные сведения – является распространением запрещенной информации. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайта, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации – закрытию. Частями 9, 10 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровья граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности и связи. Статьей 207.3 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации. Также Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст.207.1 УК РФ), а также за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия (ст.207.2 УК РФ). В силу ч.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Перечисленными нормами предусмотрен запрет на распространение заведомо недостоверной, распространяемой под видом достоверных сообщений (фейк-ньюс) о деятельности военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины. В целях ограничения доступа к сайтам

необходимо внести данные сайты в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки указатель сайтов в этом реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/). Собственников данных интернет страниц сайта установить не представилось возможным (whois.ru). Просит признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами:

, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подля включения указателей страниц сайтов с указанными URL-адресами в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил письменные объяснения по делу, в которых указал о возможности удовлетворения заявленных требований и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 5 ст. 15 вышеназванного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. В данной норме перечислена информация, распространение которой в Российской Федерации с использованием СМИ запрещено, в том числе установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также для распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу части 6 статьи 10 ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение заведомо недостоверной, распространяемой под видом достоверных сообщений (фейк-ньюс), о деятельности военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины.

Как следует из материалов дела, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр сайтов в сети Интернет, содержащих запрещенную информацию, в ходе которого выявлены страницы сайтов, размещенные в сети «Интернет» с URL–адресами:

, на которых размещена информация заведомо недостоверная, распространяемая под видом достоверных сообщений (фейк-ньюс), о деятельности военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины. Так, на указанных страницах сайтов размещена информация об обстрелах ряда сел , о возможности применения Россией ядерного или химического оружия против Украины, о применении в России фосфорных и термобарических боеприпасов в под Харьковом.

Из акта осмотра сайтов в сети Интернет от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по официальной информации ДД.ММ.ГГГГ Вооруженные силы Российской Федерации наносят удары только по военным объектам, ДД.ММ.ГГГГ пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил: « У нас нет сомнений в том, что все цели нашей спецоперации на Украине будут выполнены. При любом развитии событий (на Украине – ИФ) причин применять там ядерное оружие нет». Размещенная информация на вышеуказанных сайтах создает неправильное формирование мнения у пользователей сайта относительно специальной операции на территории Украины, может способствовать несанкционированным митингам, массовым нарушениям общественного порядка. На момент проверки указатель сайтов в этом реестре отсутствует. Установить собственников данных интернет страниц сайтов не представилось возможным.

Таким образом, судом установлено, что прокуратурой в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены вышеуказанные сайты, содержащие запрещенную информацию – заведомо недостоверные, распространяемые под видом достоверных сообщений (фейк-ньюс), о деятельности военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации на территории Украины.

Размещенная информация на вышеуказанных сайтах создает неправильное формирование мнения у пользователей сайта относительно специальной операции на территории Украины, может способствовать несанкционированным митингам, массовым нарушениям общественного порядка.

В силу положений ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частями 9 и 10 статьи 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Статьей 207.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Статьей 207.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия.

Статьей 207.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 9 вышеназванного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно ч.2 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая, что размещенная на вышеуказанных страницах сайтов, информация является заведомо недостоверной, распространяемой под видом достоверных сообщений, при этом данная информация создает неправильное формирование мнения у пользователей сайта относительно специальной операции на территории Украины, может способствовать несанкционированным митингам, массовым нарушениям общественного порядка и за распространение указанной информации, предусмотрена уголовная и административная ответственность, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами:

, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации, запрещено.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подля включения указателя страниц сайтов с URL-адресами:

в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано ввой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Судья: М.И. Курсинова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.