ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1090/2021 от 22.09.2022 Тихвинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 22 сентября 2022 года

<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Алешиной Н.С.,

при секретаре Морозовой И.В.,

с участием:

помощника <адрес> городского прокурора Ермоленко А.О.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> Бердниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <адрес> городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, об обязании организовать постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> городской прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, Комитету по природным ресурсам <адрес>, в котором просил обязать администрацию <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Комитет по природным ресурсам <адрес> с ходатайством о переводе земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> участка, используемого под размещение общественного кладбища, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23, из земель лесного фонда в другую категорию и подтверждающими документами в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> утвердить акт перевода земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> и земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23, из земель лесного фонда в другую категорию и в течение 10 дней со дня утверждения акта о переводе земель из лесного фонда в другую категорию направить сведения об утверждении указанного акта в регистрирующий орган для включения сведений о переводе земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> и земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23, из земель лесного фонда в другую категорию в Единый государственный реестр недвижимости, обязать администрацию <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> в течение двух месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о переводе земель из лесного фонда в земли другой категории организовать постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в отношении земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, Тихвинский муниципальный район, д<адрес> (том 1 л.д.л.д.9-15).

В обоснование заявленных требований указано, что <адрес> городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> сельского поселения земельного законодательства и законодательства в сфере похоронного дела, в ходе которой выявлены крушения закона. Так, на территории <адрес> сельского поселения расположены общественные кладбища, адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, д. <адрес> и по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, березовское участковое лесничество, квартал 23. Указанные кладбища поставлены на кадастровый учет в качестве сооружения и принадлежат на праве собственности <адрес> сельскому поселению. В то же время, сведения о границах земельных участков, используемых под размещение указанных кладбищ, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, на кадастровый учет не поставлены. По фактам выявленных нарушений <адрес> городской прокуратурой в адрес главы администрации <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Согласно ответу администрации, мер к устранению нарушений до настоящего времени администрацией <адрес> сельского поселения не принято. Непроведение кадастровых работ с целью установления границ и площади земельных участков, занятых под кладбищами, отсутствие установленных границ земельных участков, неприведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, неосущесвление кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление прокурора об отказе от части иска и прекращении производства по делу, в котором прокурор отказался от требований к администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Комитет по природным ресурсам <адрес> с ходатайством о переводе земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23, из земель лесного фонда в другую категорию и подтверждающими документами в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, от требований к Комитету по природным ресурсам <адрес> об обязании утвердить акт перевода земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23, из земель лесного фонда в другую категорию и в течение 10 дней со дня утверждения акта о переводе земель из лесного фонда в другую категорию направить сведения об утверждении указанного акта в регистрирующий орган для включения сведений о переводе земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23, из земель лесного фонда в другую категорию в Единый государственный реестр недвижимости, а также от требований от требований к администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Комитет по природным ресурсам <адрес> с ходатайством о переводе земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, д. <адрес>, из земель лесного фонда в другую категорию и подтверждающими документами в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании в течение двух месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о переводе земель из лесного фонда в земли другой категории организовать постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в отношении земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, д. <адрес>, от требований к Комитету по природным ресурсам <адрес> об обязании утвердить акт перевода земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, д. <адрес>, из земель лесного фонда в другую категорию и в течение 10 дней со дня утверждения акта о переводе земель из лесного фонда в другую категорию направить сведения об утверждении указанного акта в регистрирующий орган для включения сведений о переводе земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, д. Дуброво, из земель лесного фонда в другую категорию в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с тем, что данные требования ответчиком администрацией муниципального образования Борское сельское поселение <адрес> муниципального района исполнены в добровольном порядке (том 2 л.д.л.д. 30-32).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокурор представил в суд уточненное исковое заявление в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> участковое лесничество, квартал 23 и обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в отношении земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, на основании ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании помощник <адрес> городского прокурора Ермоленко А.О. уточненный иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> Бердникова А.В., иск не признала, дала пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом, текст которого приобщен к материалам дела. В обоснование возражений указала, что указанное в иске кладбище находится в собственности муниципального образования Борское сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Земельный участок под спорным кладбищем в силу закона находится в собственности муниципального образования Борское сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>. Государственный кадастровый учет и государственная кадастровая регистрация права муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> на земельный участок под спорным кладбищем является правом, а не обязанностью администрации Борского сельского поселения. Таким образом незаконного бездействия администрацией Борского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, используемый под размещение общественного кладбища, не допущено. Кладбище само по себе является участком земли для захоронения тел. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ спорное сооружение – кладбище стоит на кадастровом учете, имеет площадь 5 170,4 кв.м, а также координаты характерных точек контура объекта недвижимости. Таким образом, довод истца о том, что отсутствуют установленные границы кладбища и площадь занятого по кладбище земельного участка, опровергается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН. В материалах дела не содержится документов, подтверждающих факт наличия нарушения прав неопределённого круга лиц. Кроме того, администрация Борского сельского поселения не является лицом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Административный ответчик вправе лишь обратиться в орган регистрации прав с заявлением о ее проведении. Также представитель администрации указала, что спорный земельный участок расположен в пределах земель лесного фонда. Перевод земельного участка из одной категории в другую возможен либо путем включения в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда (требуется внесение изменений в проект генерального плана поселения, утверждаемого <адрес>, а также согласование проекта данного генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) либо путем подачи соответствующего ходатайства (окончательное решение по которому принимает Правительство Российской Федерации). Обе процедуры требуют значительных временных затрат.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и областным законом -ОЗ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Пунктом 50 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на территории <адрес> сельского поселения расположены общественные кладбища, в том числе по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23.

Указанное кладбище поставлено на кадастровый учет в качестве сооружения и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию <адрес> сельское поселение тихвинского муниципального района <адрес> (том 1 л.д.л.д.35-46).

Однако сведения о границах земельного участка, используемого под размещение указанного кладбища, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, на кадастровый учет не поставлены.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого под общественным кладбищем по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, Тихвинское лесничество, Березовское участковое лесничество, квартал 23, что влечет нарушение требований действующего законодательства и неопределенного круга лиц, поскольку непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади, занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорного земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Довод представителя Администрации о том, что законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по оформлению земельного участка под кладбищем отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм материального права.

Иные доводы представителя Администрации, приведенные в поддержку возражений на иск, суд также отклоняет, поскольку они не освобождают Администрацию от обязанности принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельный участок, используемый под размещение общественного кладбища.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает указанный прокурором срок в один год со дня вступления решения суда в законную силу недостаточным и считает необходимым установить срок в три года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, используемый под общественное кладбище по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в отношении земельного участка, используемого под размещение общественного кладбища по адресу <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, квартал 23.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в <адрес> областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд <адрес>, прокурором в тот же срок и в том же порядке может быть подано апелляционное представление.

Судья _______________ Алешина Н.С.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ________________Алешина Н.С.