64RS0022-01-2021-002436-96
Дело № 2а-1090/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства
административное дело по административному исковому заявлению Саратовской таможни к С.Д.С. о взыскании утилизационного сбора и пени,
установил:
Саратовская таможня обратилась в Марксовский городской суд Саратовской области с административным иском к С.Д.С. о взыскании утилизационного сбора и пени. В обоснование административного иска указывает, что административным истцом на основании ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении С.Д.С. на предмет соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными ТК ЕАС. В рамках камеральной проверки было установлено, что С.Д.С. в феврале 2020 года приобрел на территории Республики Армения транспортное средство - легковой автомобиль «NISSAN TIIDA», 2008 года выпуска, №, государственный регистрационный знак № который был задекларирован в Республике Армения по таможенному приходному ордеру № с уплатой таможенных платежей в Республике Армения в размере <данные изъяты> драм (армянская денежная единица). Сумма уплаченных таможенных платежей в Республике Армения составляет <данные изъяты> х 0,1341 = <данные изъяты> руб. (Курс АMD к рублю на дату оформления автомобиля 30 ноября 2019 года составляет 0,1341 руб.). Автомобиль был зарегистрирован 30 ноября 2019 года на имя С.Д.С.. При регистрации автомобилю присвоен учетный номерной знак Республики Армения №, свидетельство №. Согласно сведениям, представленным ГУ МВД по Саратовской области въезд автотранспортного средства «NISSAN TIIDA» государственный регистрационный знак № осуществлен на территорию Российской Федерации 04 февраля 2020 года через МАПП Верхний Ларс. В объяснениях от 24 февраля 2021 года С.Д.С. указал, что транспортное средство «NISSAN TIIDA», 2008 года выпуска, номерной знак № он приобрел в феврале 2020 года в Республике Армения у частного лица за <данные изъяты> рублей. После чего на указанном автомобиле направился на территорию Российской Федерации. Границу пересекал в Верхней Ларсе примерно 04 февраля 2020 года. После чего на указанном автомобиле передвигался по территории Российской Федерации до 24 февраля 2021 года пока не попал в ДТП на пересечении ул. Кутякова/Вольская (г. Саратов). После совершения ДТП сотрудниками ГИБДД был составлен рапорт и передан сотрудникам Саратовской таможни. По поводу декларирования транспортного средства, пояснил, что он его не производил, изучив всю нормативную базу, нарушений не нашел. Вину в совершении административного правонарушения предусмотренную ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ не признал.
Поскольку за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, с момента ввоза транспортного средства у С.Д.С. возникла обязанность об уплате утилизационного сбора. Саратовской таможней заказным письмом с уведомлением от 06 июля 2021 года № направлено в адрес С.Д.С. уведомление об уплате утилизационного сбора, полученное им 15 августа 2021 года.
Согласно КПС «Автотранспорт», в отношении транспортного средства «NISSAN TIIDA», 2008 года выпуска, номерной знак №, выдача паспорта транспортного средства таможенными органами Российской Федерации не осуществлялась. Поскольку С.Д.С. обязанность по уплате утилизационного сбора не исполнил, административный истец просит суд взыскать с него утилизационный сбор, в размере <данные изъяты> рублей, а также пени с 20 февраля 2020 года по 14 октября 2021 года в сумме <данные изъяты> рублей и с 15 октября 2021 года – по день фактического исполнения основного денежного обязательства в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), поскольку общая сумма задолженности, подлежащей взысканию с административного ответчика не превышает сумму в <данные изъяты> рублей, установленную положениями п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Согласно п. 6 ст. 24.1 указанного Федерального закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 3 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Судом установлено, что Саратовской таможней на основании ст. 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка в отношении С.Д.С., на предмет соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными ТК ЕАЭС. В рамках камеральной таможенной проверки установлено, что С.Д.С. в феврале 2020 года приобрел на территории Республики Армения транспортное средство марки NISSAN TIIDA», 2008 года выпуска, №, государственный регистрационный знак № (л.д. 28-38).
Согласно сведениям, предоставленным Комитетом государственных доходов Республики Армения (исх. от 07 апреля 2021 года №), автомобиль «NISSAN TIIDA» был задекларирован в Республике Армения по таможенному приходному ордеру № с уплатой таможенных платежей в Республике Армения в размере <данные изъяты> драм (армянская денежная единица). Сумма уплаченных таможенных платежей в Республике Армения составляет <данные изъяты> х 0,1341 = <данные изъяты> руб. (Курс АMD к рублю на дату оформления автомобиля 30 ноября 2019 года составляет 0,1341 руб.)
Согласно сведениям, представленным ГУ МВД по Саратовской области (исх. от 22 марта 2021 года №) въезд автотранспортного средства «NISSAN TIIDA» государственный регистрационный знак № осуществлен на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ через МАПП Верхний Ларс.
В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № (далее – Правила), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
Согласно п.11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы: расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ; копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно п.11(2) Постановления Правительства от 26 декабря 2013 года №1291, документы, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента: выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования); фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Исходя из вышеизложенного с учетом п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, с момента ввоза вышеуказанного транспортного средства у С.Д.С. возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.
Саратовской таможней заказным письмом с уведомлением от 06 июля 2021 года № в адрес С.Д.С. направлено уведомление об уплате утилизационного сбора. Письмо согласно отчету об отслеживании отправки с почтовым идентификатором вручено адресату 15 августа 2021года (л.д. 39-42).
Обязанность по уплате утилизационного сбора С.Д.С. не исполнил.
В связи с неуплатой утилизационного сбора таможенный орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Марксовского района Саратовской области от 24 сентября 2021 года судебный приказ № от 24 сентября 2021 года о взыскании задолженности по утилизационному сбору отменен по заявлению С.Д.С. (л.д. 14, 15). 20 октября 2021 года административный истец обратился в Марксовский городской суд Саратовской области с административным иском о взыскании утилизационного сбора в порядке административного судопроизводства.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.15 (1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
На основании п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года № 1381 «О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации», внесены дополнения в п.11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291» согласно которым: непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
В соответствии с абз. 2 п.15 (1) Постановления Правительства от 26 декабря 2013 года №1291 в случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Размер утилизационного сбора указан в Постановлении Правительства от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним», а именно к транспортным средствам, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент 0.26 от базовой ставки расчета утилизационного сбора <данные изъяты> руб. (расчет: <данные изъяты> руб. х 0.26 = <данные изъяты> руб.).
Согласно представленных документов, технического паспорта, дата пересечения государственной границы транспортным средством - 04 февраля 2020 год, год выпуска транспортного средства - 2008 год.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных п. 11 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Согласно представленному административным истцом расчету, за период с 20 февраля 2020 года по 14 октября 2021 года сумма пени составила <данные изъяты> рублей.
Произведенный административным истцом расчет суммы пени, суд находит правильным, соответствующим условиям законодательства и периоду просрочки его исполнения. Данный расчет ответчиком не оспорен.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Саратовской таможни о взыскании с С.Д.С. утилизационного сбора в размере <данные изъяты> рублей, а также пени с 20 февраля 2020 года по 14 октября 2021 года в размере <данные изъяты> рублей, и с 15 октября 2021 года – по день фактического исполнения основного денежного обязательства в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание положения ст. 333.19 НК РФ, устанавливающей размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина с зачислением в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 292-294 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с С.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Саратовской таможни утилизационный сбор в сумме <данные изъяты> руб., пени за период с 20 февраля 2020 года по 14 октября 2021 года в сумме <данные изъяты> руб.
Взыскать с С.Д.С. в пользу Саратовской таможни пени начиная с 15 октября 2021 года – по день фактического исполнения основного денежного обязательства в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Взыскать с С.Д.С. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Марксовский городской суд Саратовской области.
Судья М.П. Мурго