ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1091/18 от 15.10.2018 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а -1091/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 года г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Петуховой М.В., при секретаре Суровой О.В., с участием

представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности .2-02/1Д от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам за 2014, 2016 год: транспортному налогу в размере 56929 рублей, пени в размере 191,86 рублей, на общую сумму 57120,86 рублей. Требования мотивированы тем, что ответчик является владельцем транспортных средств и в соответствии со ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога. В установленный законом срок ответчик не уплатил налог за 2014, 2016 годы в размере 56929 рублей, в связи с чем ему были начислены пени в размере 191,86 рублей. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка по ЗАТО г. Зеленогорск был вынесен судебный приказ на взыскание недоимки по налогам и пени в сумме 57120,86 рублей. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен, а задолженность в полном объеме не погашена.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что налоговый орган не имеет возможности начислить ФИО2 транспортный налог на автомобиль <данные изъяты>, исходя из мощности двигателя 200 л.с., так как в силу ст. 85 НК РФ исчисление транспортного налога происходит на основании данных, поступивших из ГИБДД. Представленные административным ответчиком квитанции об оплате налога от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 39372 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1211 рублей подтверждают оплату транспортного налога за 2015 года, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 587 рублей подтверждает уплату налога на имущество на 2016 года. При этом подтверждение оплаты транспортного налога за 2014, 2016 годы отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога, в результате которого уплаченный ответчиком ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог был направлен на погашение недоимки за 2015 год. На недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 36274 рублей и за 2016 год в сумме 21866 рублей ответчику было направлено налоговое уведомление.

В судебном заседании административный ответчик ФИО2 исковые требования признал частично, не оспаривая сумму транспортного налога, начисленного на автомобиль <данные изъяты> за 2014 года в сумме 5291 рублей, за 2016 год 1211 рублей, а также сумму пени в размере 191,86 рублей, возражал против взыскания с него налога за автомобиль <данные изъяты> за 2014, 2016 годы, так как налоговым органом, по его мнению, необоснованно при расчете налога применена мощность автомобиля 405 л.с. в то время как он в 2014 году переделал двигатель автомобиля, изменив его мощность на 200 л.с., что подтверждается заключением ИП ФИО4 В ГИБДД по поводу внесения изменений обращался устно. Приносил заключение в налоговый орган, но ему отказали в перерасчете. В настоящее время автомобиль продан. Кроме того, налоговым органом не учтены его платежи от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 39372 рубля, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1211 рублей и на сумму 587 рублей.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, рассмотрев административный иск в пределах заявленных требований, находит заявленные требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» в редакции, действовавшей в 2014, 2016 годах, налоговая ставка на транспортные средства с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) установлена в сумме 102 рубля за одну лошадиную силу мощности двигателя.

Нормы ст. 362 НК РФ предусматривают, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, мощность двигателя транспортного средства для целей исчисления налога определяется исходя из технической документации на соответствующие транспортные средства, и указывается в регистрационных документах.

Согласно п. 4 ст. 85 НК органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 3. ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 2).

Согласно правилам ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно сведениям Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по учетам Федеральной информационной системы ГИБДД-М ФИО2 в спорные периоды 2014, 2016 годы являлся собственником следующих транспортных средств: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в 2014 году 9 месяцев, в 2016 году 6 месяцев); <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в 2014 году 5 месяцев); <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в 2016 году 3 месяца).

Являясь лицом, на которое зарегистрированы указанные транспортные средства, административный ответчик является плательщиком транспортного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки.

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за данные транспортные средства начислен транспортный налог за 2016 год: за автомобиль <данные изъяты>, мощностью двигателя 405 л.с. за 6 месяцев владения в сумме 20655 рублей (405 х 102 : 12 х 6), <данные изъяты> в сумме 1211 рублей, а также сделан перерасчет транспортного налога за 2014 года: за автомобиль <данные изъяты>, мощностью двигателя 405 л.с. за 9 месяцев владения в сумме 30983 рубля (405 х 102: 12 х 9), TOYOTA <данные изъяты> в сумме 5291 рубль. Данным уведомлением также начислен налог на имущество на общую сумму 587 рублей. Срок уплаты налогов установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок налог не уплачен, ответчику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 58140 рублей и пени по транспортному налогу в размере 191,86 рублей, недоимки по налогу на имущество в сумме 587 рублей и пени по налогу на имущество в сумме 1,94 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административным ответчиком ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ были оплачены недоимка по налогу на имущество в сумме 587 рублей, по транспортному налогу за 2016 года за автомобиль <данные изъяты> в сумме 1211 рублей, что подтверждается чеками-ордерами.

Довод административного истца о том, что чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 оплачен транспортный налог в сумме 1211 рублей за 2015 года, а не за 2016 года, опровергается представленным в материалы дела налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ФИО2 на основании чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ были оплачены не оспариваемые им суммы недоимки по транспортному налогу за 2014 года за автомобиль <данные изъяты> в сумме 5291 рубль, а также по транспортному налогу за 2016 года за автомобиль <данные изъяты> в сумме 1211 рублей и пеня в размере 191,86 рублей на общую сумму 6693,90 рублей.

В остальной части требование налогового органа до настоящего времени не исполнено, доказательств уплаты налога либо наличия задолженности в меньшем размере административным ответчиком в суд не представлено.

Суд, проверив расчеты недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в сумме 56929 рублей и пени в размере 191,86 рублей, признает их арифметически верными, соответствующими подлежащим применению нормам права.

При этом суд считает необходимым уменьшить подлежащую взысканию с административного ответчика сумму задолженности по транспортному налогу и пени на произведенные ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ платежи на общую сумму 7904,90 рублей (1211 + 6693,90), поскольку обязанность по частичной уплате налога в соответствии с полученным налоговым уведомлением в данном случае исполнена налогоплательщиком в порядке, установленном подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ.

Таким образом, сумма недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 годы, подлежащая взысканию с административного ответчика, составляет 49215,96 рублей.

Доказательств, подтверждающих освобождение от обязанности производить уплату недоимки по транспортному налогу, административным ответчиком суду не представлено.

Представленный ФИО2 чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об оплате 39372 рублей по мнению суда не свидетельствует об оплате недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 годы и об исполнении административным ответчиком налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и требования от ДД.ММ.ГГГГ год, так как данный платеж не был персонифицирован плательщиком применительно к конкретному налоговому периоду; согласно налоговому уведомлению, карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом по налогам и пояснениям представителя административного истца поступивший платеж был учтен налоговым органом в счет погашения задолженности за 2015 год, в связи с чем налоговым органом произведен соответствующий перерасчет налога за 2014 год. Данное обстоятельство не опровергнуто административным ответчиком.

Указанные действия налогового органа соответствуют требованиям действующего законодательства, так как очередность исполнения должником обязательств по уплате налогов и сборов определяется ст. ст. 32, 46, 49, 78 НК РФ.

Оснований полагать, что ФИО2 была надлежащим образом исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год, у суда не имеется.

Определением мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ А-29/2018, выданный мировым судьей судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО2 задолженности и пени по транспортному налогу.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом предъявлен настоящий административный иск о взыскании с ФИО2 суммы задолженности по налогу и пени.

Доводы административного ответчика о необходимости перерасчета транспортного налога за 2014, 2016 годы, исходя из мощности двигателя автомобиля NISSAN PATROL 200 лошадиных сил, отклоняются судом, так как допустимых доказательств изменения мощности двигателя автомобиля с 405 лошадиных сил до 255 лошадиных сил суду не представлено.

Представленное ФИО2 в подтверждение своих возражений заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ИП ФИО4, не принимается судом как допустимое доказательство, подтверждающее изменение мощности двигателя автомобиля <данные изъяты>, поскольку не отвечает принципу допустимости и опровергается паспортом транспортного средства <адрес>, сведениями Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск, которыми подтверждается, что согласно ПТС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании первичного таможенного ПТС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя автомобиля <данные изъяты> составляет 405 л.с. С такой мощностью данный автомобиль регистрировался у всех собственников, начиная с 2012 года, как ввезен в Россию, в том числе у ФИО2 За период регистрации автомобиля ФИО2 в РЭО ГИБДД г. Зеленогорска по вопросу изменения мощности двигателя автомобиля не обращался. На обращение ФИО2 в РЭО ГИБДД г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в налоговую инспекцию сведений о мощности двигателя согласно заключению ФИО4 дан ответ, в котором разъяснен порядок перерегистрации транспортных средств.

Доводы административного ответчика о наличии у налогового органа полномочий по самостоятельному изменению мощности двигателя принадлежавшего ему автомобиля основаны на ошибочном толковании норм права, в частности п. 4 ст. 85, ст. 362 НК РФ, согласно которым сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Также суд не усматривает оснований для применения к спорным правоотношениям ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, транспортный налог за 2014 год подлежал уплате после 01.01.2015, недоимка по нему за указанный период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не возникла, следовательно, данная норма не распространяется на указанную недоимку и пени, начисленные на эту недоимку.

Оценив представленные по административному делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 7 по Красноярскому краю подлежащими частичному удовлетворению на сумму 49215,96 рублей.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В связи с удовлетворением требований административного истца с ФИО2 в соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден административный истец, в размере 1676,48 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю частично удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере 49215 (сорок девять тысяч двести пятнадцать) рублей 96 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1676 (одна тысяча шестьсот семьдесят шесть) рублей 48 копейка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Петухова

Мотивированное решение составлено 22 октября 2018 года.