ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1091/19 от 14.11.2019 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд в составе:

председательствующего судьи Шумковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Юзеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Фонду «Фонд поддержки марафона «Конжак» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области Сазонова О.В., действуя на основании доверенности № 14 от 21.01.2019 года, обратилась в суд с иском к Фонду «Фонд поддержки марафона «Конжак» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что ответчиком не выполняются требования Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является основанием для ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В частности, ответчиком в нарушение ч. 3 ст. 32 названного Федерального закона не представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно ч. 3.1 вышеназванного Федерального закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

По факту непредставления отчетности, предусмотренной ч.ч.3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2013-2018 годы Главным управлением в адрес ответчика вынесены письменные предупреждения от 11.11.2015, 16.09.2016, 09.11.2017 года.

На основании ч. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» представитель истца просит ликвидировать Фонд «Фонд поддержки марафона «Конжак» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области не явился, о слушании дела извещен путём направления судебного извещения по известному адресу (л.д.71 т.2), на адрес электронной почты (л.д.71 т.2), а также путем размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда. При подаче административного иска представитель административного истца Сазонова О.В., действующая на основании доверенности от 21.01.2019 года № 14, просила суд рассмотреть административное дело в отсутствие представителя (л.д. 7).

Представитель административного ответчика Фонда «Фонд поддержки марафона «Конжак» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен заблаговременно путем вручения судебной повестки (л.д.70 т.2), а также путем размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда. В адрес суда от представителя административного ответчика Фонда «Фонд поддержки марафона «Конжак» Кольздорфа А.В., действующего на основании доверенности от 05.11.2019, поступили возражения относительно удовлетворения административных исковых требований, указав, что фактические основания (не сдача отчетов), на которых основаны требования Минюста РФ по СО устранены, о чем свидетельствует скрин-шот сайта Минюст РФ. Фонд продолжает осуществлять некоммерческую деятельность по организации на территории городского округа Карпинск горного марафона «Конжак», в рамках которого в 2019 году проведен первый официальный чемпионат России по трейлраннингу. Марафон «Конжак» включен в ежегодный календарь федерации легкой атлетики РФ и в календарь спортивных мероприятий Министерства физической культуры и спорта Свердловской области. Фонд ведет бухгалтерский учет и сдает налоговую отчетность. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен путем направления судебного извещения по известному адресу и электронной почте (л.д.71 т.2), а также путем размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда, в адрес суда от представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга Семенцовой М.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2019 года, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.59-60 т.2).

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что некоммерческая организация Фонд «Фонд поддержки марафона «Конжак» зарегистрирован Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области 31.05.2006 года, заведено регистрационное дело данной организации №18 (л.д.10-17 т.1), присвоен ОГРН 1069600011744 (л.д.11-13 т.1).

Главным управлением Министерства юстиции Российской федерации по Свердловской области выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации могут создаваться, помимо прочего, в форме социальных, благотворительных и иных фондов (ч. 3 указанной выше статьи).

Таким образом, деятельность Фонда «Фонд поддержки марафона «Конжак» регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Подпунктом 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

На основании п. 4.1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705.

В силу п. 3 и абз. 1 п. 5 названного Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, Главное управление Минюста России по Свердловской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2 ст. 32 названного Федерального закона).

При этом п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 30.05.2013) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» определен срок предоставления отчетов некоммерческими организациями – ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета для общественных объединений утверждена Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2010 № 16857).

Кроме того, порядок установлен Приказом Минюста России от 7 октября 2010 года N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из копии контрольного дела №18 Фонда «Фонд поддержки марафона «Конжак», предоставленной административным истцом (л.д.18-30) следует, что 11.11.2015, 16.09.2016 и 09.11.2017 административным истцом в адрес Фонда «Фонд поддержки марафона «Конжак» направлялись предупреждения по факту непредставления вышеуказанных сведений за 2013-2016 годы.

Указанные предупреждения административным ответчиком не получены, возвращены в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу (л.д.21,24,27).

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Фонд «Фонд поддержки марафона «Конжак» не представлял в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области с 2013-2016 годы документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также заявление, подтверждающее их соответствие ч. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

В пункте 32 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 разъяснено, что, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 № 14-П, по конституционно-правовому смыслу положения пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Из ответа МИФНС России №14 по Свердловской области от 29.10.2019 года на судебный запрос следует, что налогоплательщиком Фондом «Фонд поддержки марафона «Конжак» в период с 2013 по 2018 годы предоставлялась налоговая и бухгалтерская отчетность: годовая бухгалтерская отчетность, расчет по страховым взносам, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций. За период с 2013 года по настоящее время отчетность предоставлялась с нулевыми показателями. Последняя отчетность предоставлена 09.10.2019 года, а именно, расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года. Имеются сведения о движении денежных средств (открытым и закрытым за период с 2013 -2017 годы) (л.д. 42-242 т.1, л.д.1-54 т.2).

В соответствии с ответом ГУ - УПФ РФ в г. Краснотурьинске СО от 24.10.2019 на судебный запрос, за период с 2013-2016 годы страхователем Фондом «Фонд поддержки марафона «Конжак» предоставлялась отчетность по форме РСВ-1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» ежеквартально. С 01.01.2017 в ГУ - УПФ РФ в г. Краснотурьинске СО от Фонда «Фонд поддержки марафона «Конжак» предоставлялась отчетность СЗВ-М за период с апреля по декабрь 2018 года на одно застрахованное лицо, за период с января по октябрь 2019 года на одно застрахованное лицо, СЗВ-СТАЖ предоставлен за 2018 год (л.д.55. т.2).

Между тем, из представленной в материалы дела представителем административного ответчика страницы скрин-шота сайта Минюста России следует, что Фонд «Фонд поддержки марафона «Конжак» представил в уполномоченный орган отчетность о деятельности некоммерческой организации, о персональном составе ее руководящих органов по форме №ОН 0001, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме №ОН 0002 (л.д. 74 т.2).

Учитывая, что организация осуществляет свою некоммерческую деятельность с 2006 года, данная деятельность, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, в целом соответствует уставным целям, предоставляет бухгалтерскую и налоговую отчетность, организовывает и проводит на территории городского округа Карпинск горный марафон «Конжак», то ее ликвидация, при условии устранения установленных нарушений, не будет преследовать социально значимую цель, являться необходимой в демократическом обществе.

При этом суд учитывает, что в материалах дела имеются доказательства фактического осуществления Фондом «Фонд поддержки марафона «Конжак» уставной деятельности.

При таких обстоятельствах исковые требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218-228 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Фонду «Фонд поддержки марафона «Конжак» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с принесением апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд.

Председательствующий: судья (подпись) Н.В. Шумкова