ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1091/19 от 19.02.2019 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1091/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2019 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Ореховой Т.Ю.

Секретаря Латышевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по Челябинской области к ФИО1 о взыскании земельного налога, пени,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель истца Межрайонной ИФНС России по Челябинской области обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ответчику ФИО1 о взыскании земельного налога за 2014 год в размере 79 944 руб., земельный налог за 2015 год в размере 68 038 руб., земельный налог за 2016 год в размере 64 907 руб., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 484 руб. 92 коп., сумме 182 170,88 руб. и пени в сумме 15 710,26 руб. В обоснование требований указано что, что ответчик имеет на праве личной собственности земельные участки: ОКТМО 75620410, кадастровый , <адрес>; ОКТМО 75647455 – кадастровый , <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый , <адрес>; ОКТМО: ОКТМО 75647465, кадастровый , Челябинская <адрес>, расположенного за пределами участка, кадастровый , Челябинская <адрес>, расположенного за пределами участка, ОКТМО 75647445- кадастровый <адрес>, расположенного за пределами участка; кадастровый , <адрес>, расположенного за пределами участка; кадастровый , <адрес>, расположенного за пределами участка; ОКТМО 75634440- кадастровый <адрес>, ОКТМО 75634450 – кадастровый , <адрес>, ОКТМО 75634455, <адрес> кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>; кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>, <адрес>, кадастровый .0201010:15, <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, ОКТМО 75620430 – кадастровый , <адрес>, ОКТМО - 75620470 кадастровый <адрес>, ОКТМО 75620490 – кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес><адрес>., кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый Челябинская <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый Челябинская <адрес>, кадастровый Челябинская <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес> кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес><адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый Челябинская <адрес>, кадастровый Челябинская <адрес>, кадастровый <адрес>; ОКТ MO 75647415, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес><адрес>,; ОКТМО 75634460 кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, ОКТМО - 756344 15 кадастровый <адрес>, указав на то, что административный ответчик, является плательщиком земельного налога, так как по сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области имеет в собственности земельные участки. Однако обязанность по уплате налога надлежащим образом не исполняет, в связи с чем за 2014, 2015 и 2016 года образовалась задолженность в указанных размерах. Требования об уплате земельного налога и пени не выполнены, что явилось основанием для обращения в суд с данным иском (л.д. 5,6 т.1, л.д. 10,14, 20-22 т.2).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Челябинской области – ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 220 т.1), в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить, пояснила, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку в 2017 году ответчику был произведен перерасчет земельного налога за 2014-2016 года и выставлено соответствующее требование об уплате налога.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 18 т.2), просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 19 т.2).

Представитель административного ответчика – ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 222 т.1), в судебном заседании просила в иске отказать, поддержала отзыв на иск (л.д. 238-239 т.1), заявила о пропуске срока для обращения в суд истцом.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав в материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Судом установлено и как следует из материалов дела, в период с 2014 по 2016 года ФИО1 на праве собственности принадлежали земельные участки: ОКТМО 75620410, кадастровый , <адрес>; ОКТМО 75647455 – кадастровый , <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый , <адрес>; ОКТМО: ОКТМО 75647465, кадастровый , <адрес>, расположенного за пределами участка, кадастровый , <адрес>, расположенного за пределами участка, ОКТМО 75647445- кадастровый <адрес>, расположенного за пределами участка; кадастровый , <адрес>, расположенного за пределами участка; кадастровый , <адрес>, расположенного за пределами участка; ОКТМО 75634440- кадастровый <адрес>, ОКТМО 75634450 – кадастровый , <адрес>, ОКТМО 75634455, <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>; кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>, <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, ОКТМО 75620430 – кадастровый , <адрес>, ОКТМО - 75620470 кадастровый <адрес>, ОКТМО 75620490 – кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес><адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес><адрес>, кадастровый <адрес><адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>., кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый Челябинская <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес><адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>; ОКТ MO 75647415, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый , <адрес>,; ОКТМО 75634460 кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес><адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, кадастровый <адрес>, ОКТМО - 756344 15 кадастровый <адрес> (л.д. 29-37, л.д. 85-126 т.1).

На данное имущество ответчик должна была оплатить земельные налоги за 2014 год в размере 1 81 855 руб. 69 коп., пени в размере 26 415 руб. 58 коп., в адрес ответчика было направлено требоване от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год- 1 024 906 руб., пени – 80 391 руб. 94 коп. от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 245-248 т.1, л.д. 1-4 т.2). Доказательств оплаты указанных земельных налогов, ответчиком суду не представлено.

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком земельного налога. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не могут превышать:

- 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ. При этом в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени, размер которой исчисляется в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ.

Впоследствии, налоговым органом выставлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об оплате земельного налога за 2014 -2016 года на общую сумму 3 228 151 руб. (л.д. 17-26 т.1). Впоследствии, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2014-2015 года, в адрес ответчика, налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2014-2016 года в размере 1 145 989 руб., пени 5 042 руб. 34 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9 т.1). В установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) требования истца об уплате земельного налога, пени ответчиком исполнены не были.

В силу пункта 1, 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. 2 пункта 2 указанной статьи).

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 4 пункта 1 указанной статьи).

При этом, юридическое значение для исчисления размера налога имеют основания изменения кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости объекта в связи с очередной государственной кадастровой оценкой, новая кадастровая стоимость может использоваться только в последующих налоговых периодах. В налоговом периоде, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, размер налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Поскольку, на момент направления ответчику налогового уведомления налоговый орган, имея сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, сведениями об ее изменении в результате установления ее в размере рыночной стоимости по решению суда не располагал. Доказательств этого ответчиком на момент не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что копия соответствующего решения Арбитражного суда была предоставлена Л.И. в налоговый орган только в декабре 2015 года. Таким образом, налоговый орган на момент направления указанного налогового уведомления правильно рассчитал размер налога исходя из кадастровой (а не рыночной) стоимости земельного участка.

Получив сведения о том, что кадастровая стоимость земельных участков была установлена на основании определения Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 года (л.д. 242-244 т.1), налоговый орган с учетом положений абзаца 4 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ вправе был произвести перерасчет земельного налога за налоговый период 2014-2015 года. Между тем, Налоговым кодексом РФ не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления.

Налоговый кодекс РФ в абзаца 2 пункта 6 статьи 58 и абзаца 3 пункта 2 статьи 52 только устанавливает общую норму о том, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Таким образом, направление налогового уведомления с пересчитанным земельным налогом за 2014 год только в сентябре 2014 года, учитывая, что срок уплаты налога установлен до 01 декабря и перерасчет произведен в пределах трех налоговых периодов, предшествующих календарному году его направления, не противоречит нормам налогового законодательства.

Сроки и порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога и пени соответствуют нормам статьей 52, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Сроки для обращения налогового органа в суд, установленные статьей 48 Налогового Кодекса РФ, не нарушены.

Так, согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что срок исполнения требования истекал ДД.ММ.ГГГГ, что сумма задолженности по нему превысила 3000 рублей, а также дату вынесения мировым судьей судебного участка Курчатовского района г. Челябинска судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Межрайонной ИФНС России по Челябинской области в отношении ФИО1 о взыскании земельного налога (л.д. 133-135 т.1, л.д. 201 т.1), последующую отмену по заявлению ФИО1 на основании определения мирового судьи судебного участка Курчатовского района г. Челябинска судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 217 т.1), обращение налогового органа – Межрайонной ИФНС России по Челябинской области в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52 т.1), в течении 6 месяцев после отмены мировым судьей судебного приказа, суд приходит к выводу о том, что настоящее исковое заявление о взыскании с ФИО1 земельного налога, пени, подано в установленный ст. 48 НК РФ, соответственно, ходатайство стороны ответчика о пропуске срока для обращения в суд и применении последствий пропуска срока виде отказа в удовлетворении требований истца, не подлежит удовлетворению.

Учитывая, что срок исполнения требования истекал ДД.ММ.ГГГГ, что сумма задолженности по нему превысила 3000 рублей, а также дату вынесения судебного приказа судебного приказа - ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в предусмотренный законом срок (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев). После отмены ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа в исковом порядке налоговая инспекция обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с также с соблюдением шестимесячного срока.

Вопреки утверждение стороны ответчика, ошибочное указание мировым судьей в определении об отмене судебного приказа от 02 июля 2-018 года от ДД.ММ.ГГГГ заявителем ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска (л.д. 217 т.1), не свидетельствует о пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку заявление о выдаче судебного приказа и судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ выдавался Межрайонной ИФНС России по Челябинской области.

С учетом определения Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 года (л.д. 242-244 т.1), истец уменьшил исковые требования, просил взыскать с ответчика ФИО1 в бюджет земельный налог за 2014 год в размере 79 944 руб., земельный налог за 2015 год в размере 68 038 руб., земельный налог за 2016 год в размере 64 907 руб., в порядке ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 484 руб. 92 коп., представив соответствующий расчет (л.д. 10-16 т.1), 20-22 т.2). Указанный расчет судом проверен, является правильным, ответчиком не оспорен, контррасчет задолженности не представлен.

Поскольку ответчик ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2014-2016 года, пени не оплатила, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика ФИО1 в бюджет земельного налога за 2014 год в размере 79 944 руб., земельный налог за 2015 год в размере 68 038 руб., земельный налог за 2016 год в размере 64 907 руб., в порядке ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 484 руб. 92 коп., законны и подлежат удовлетворению.

С ответчика надлежит взыскать в порядке ст. 114 КАС РФ государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 5 333 руб. 74 коп.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования административного иска Межрайонной ИФНС России по Челябинской области в полном объеме.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход бюджета земельный налог за 2014 год в размере 79 944 руб., земельный налог за 2015 год в размере 68 038 руб., земельный налог за 2016 год в размере 64 907 руб., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 484 руб. 92 коп., всего взыскать 213 373 руб. 92 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в сумме 5 333 руб. 74 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Т.Ю.Орехова