К делу № 2а-1091/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 09 марта 2022 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю к Макаренко Н. Г. о взыскании суммы задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным иском, в котором просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления в отношении Макаренко Н. Г. (ИНН: №. Взыскать с Макаренко Н. Г. (ИНН: №) суммы задолженности по пени, за неуплату налога на доходы физического лица в размере 12249,89 рублей (КБК 1№).
В обоснование своих требований административный истец указал, что Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю (далее - Инспекция), в соответствии с п.п.2 ч. 1 ст. 32 НК РФ, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в Российской Федерации физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Макаренко Н. Г. в силу закона является плательщиком НДФЛ. Декларирование дохода в таком случае осуществляется посредством представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. ДД.ММ.ГГГГМакаренко Н. Г. представила в налоговой орган декларацию № за 2017 отчетный год в соответствии с которой, ей был начислен налог в размере 318110 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что исчисленная сумма налога в установленные законом сроки уплачена не была, в качестве обеспечительной меры, производится начисление пени. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего установленного законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. В случае невыполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, налоговый орган вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. В нарушении указанной нормы налогового законодательства налогоплательщиком сумма НДФЛ хотя и была уплачена, но с нарушением сроков уплаты, а сумма пени в добровольном порядке уплачена вовсе не была. Руководствуясь ст. 69 НК РФ Инспекция в адрес налогоплательщика направила налогоплательщику требование № об уплате налогов, пеней, сборов и штрафов. В соответствии с п. 4. ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Макаренко Н. Г. требование Налогового органа не исполнила, причитающиеся суммы пени не уплатила. В случае невыполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, налоговый орган вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № Центрального района города Сочи вынесен судебный приказ о взыскании с Макаренко Н. Г. задолженности по пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12249,89 рублей. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен, в связи с поданным Макаренко Н. Г. заявлением, в котором последний не согласен с начисленной ему суммой. После отмены судебного приказа взыскателем заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). Ввиду вышеизложенного, Инспекцией был пропущен срок подачи административного искового заявления. Причиной пропуска процессуального срока, послужила миграция налогоплательщика из одного места налогового учета в другой, в связи со сменой места жительства. В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанными судом уважительными, может быть восстановлен. В связи с изложенным, Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю ходатайствует о восстановлении пропущенного срока.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание ответчик Макаренко Н. Г. надлежаще и своевременно извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения административного дела не ходатайствовала.
В соответствии со ст.ст. 286, 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Межрайонная ИФНС № по Краснодарскому краю ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Макаренко Н. Г. суммы задолженности по пени (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), за неуплату налога на доходы физического лица в размере 12 249,89 рублей.
Учитывая, что административным истцом своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, выражалась воля на взыскание с Макаренко Н. Г. неуплаченной суммы налога и пени в принудительном порядке, неблагоприятные последствия, связанные с неполучением РФ в бюджет налоговых платежей, миграция налогоплательщика из одного места налогового учета в другой, суд находит ходатайство истца о восстановлении срока обращения в суд на подачу настоящего административного иска подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Макаренко Н. Г., ИНН: №ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ Горшкова С.М. является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 229 НК РФ в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Ст. 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в Российской Федерации физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). МАКАРЕНКО Н. Г. в силу закона является плательщиком НДФЛ.
В соответствии с положениями ст. 228 НК РФ в отношении дохода налогоплательщика, от продажи объекта недвижимого имущества, принадлежащего такому лицу на праве собственности, предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Декларирование дохода в таком случае осуществляется посредством представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ.
ДД.ММ.ГГГГМакаренко Н. Г. представила в налоговой орган декларацию № за 2017 отчетный год в соответствии с которой, ей был начислен налог в размере 318110 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что исчисленная сумма налога в установленные законом сроки Макаренко Н. Г. уплачена не была, в качестве обеспечительной меры, производится начисление пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 12249,89 рублей.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, начиная со следующего установленного законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.
В случае невыполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, налоговый орган вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, отразившейся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, исполнение обязанности по уплате пеней неразрывно связана с исполнением обязанности по погашению задолженности должником.
В нарушении указанной нормы налогового законодательства налогоплательщиком сумма НДФЛ хотя и была уплачена, но с нарушением сроков уплаты, а сумма пени в добровольном порядке уплачена вовсе не была.
Руководствуясь ст. 69 НК РФ Инспекция в адрес налогоплательщика направила налогоплательщику требование № об уплате налогов, пеней, сборов и штрафов.
В соответствии с п. 4. ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Макаренко Н. Г. требование Налогового органа не исполнила, причитающиеся суммы пени не уплатила.
В случае невыполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, налоговый орган вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № Центрального района города Сочи вынесен судебный приказ о взыскании с Макаренко Н. Г. задолженности по пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 249,89 рублей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен, в связи с поданным Макаренко Н. Г. заявлением, в котором последний не согласен с начисленной ему суммой.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного Кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы налогового органа, который лишается возможности на получение от должника взысканных сумм.
С учетом установленных обстоятельств, а также в соответствии с требованиями ст. 286 КАС РФ, суд признает заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Так как административный истец на основании п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобожден, с учетом ст.ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина должна быть взыскана с административного ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.
Таким образом, при цене иска в сумме 12249,89 рублей и с учетом удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета, составляет 490 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 290, 292-294, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю срок для подачи административного искового заявления к к Макаренко Н. Г. о взыскании суммы задолженности по налогам.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю к Макаренко Н. Г. о взыскании суммы задолженности по налогам - удовлетворить.
Взыскать с Макаренко Н. Г. (ИНН: №) суммы задолженности по пени, за неуплату налога на доходы физического лица в размере 12249,89 (двенадцать тысяч двести сорок девять) рублей 89 копеек (КБК 1№).
Взыскать с Макаренко Н. Г. государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме 490 (четыреста девяносто) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения, в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"