ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1092/2022 от 26.09.2022 Троицкого районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1092/2022

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Троицк Челябинская область 26 сентября 2022 год

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Курдюковой И.А., с участием помощника прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацией, запрещенной к распространению,

установил:

Прокурор Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением о признании информации, адресованной неопределенному кругу лиц, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах сайтов с URL – адресами: /, информацией, запрещенной к распространению.

Данная информация доступна неограниченному кругу лиц и содержит информацию об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся информацию может любой Интернет-пользователь.

На основании этого просит признать указанную информацию подлежащей запрету, направив информацию в службу по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций для принятия мер к исключению доступа к ней.

Прокурор, участвуя в судебном заседании, поддержала административный иск в части признания информации, размещенной на сайте: , подлежащей запрету, и не поддержала административный иск в части признания информации, размещенной на сайтах: , подлежащей запрету.

Представитель заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Роскомнадзора по Челябинской области) в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещены судебной повесткой, а также извещение о времени и месте рассмотрения административного дела в порядке главы 27.1 КАС РФ размещено на Интернет-портале ГАС «Правосудие». В суд поступили письменные объяснения относительно административного иска, где Управление Роскомнадзора по Челябинской области просит о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя, указывая, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайтах по состоянию на 22.09.2022 года недоступна, а информация, обозначенная на сайте по состоянию на 22.09.2022 года находится в свободном доступе.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска частично.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, которая может быть ограничена в определенных случаях.

Исходя из материалов дела, на день проведения прокурором мониторинга, информация размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах: является общедоступной неограниченному кругу лиц, вход на указанные сайты и просмотры размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, также отсутствуют ограничения на её передачу, копирование и распространение.

Исходя из мониторинга размещенной информации установлено, что на ней размещена информация об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним.

Указанная информация является запрещенной в силу следующего.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149- ФЗ (далее по тексту - ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ), информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Данный перечень ограничен, однако информация которая может быть квалифицирована как информация за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность подпадает так же информация содержащая сведения о механизмах, способах совершения преступления или административного правонарушения, поскольку она противоречит действующему законопорядку и может подрывать основы конституционного строя.

В соответствии ч. ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке оказания услуг телефонной связи» от 09.12.2014 № 1342 «абонентский номер» - телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем.Подмена номера телефона - функция, подменяющая реальный номер абонента на произвольный или на тот, который задаст пользователь услуги. Такая услуга позволяет совершать анонимные звонки.

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования» от 12.02.2020 № 127 под угрозой безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования понимается нарушение способности сети связи противостоять попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам сети связи общего пользования, преднамеренным дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям, при которых нарушается функционирование сети связи общего пользования, а также воздействиям, связанным с распространением в сети «Интернет» информации, доступ к которой подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «е» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 127 регламентировано, что угрозами безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования являются угрозы подмены абонентского номера или уникального кода идентификации абонента при осуществлении соединения, поступающего из-за пределов Российской Федерации, по сети передачи данных (сеанс связи) для передачи голосовой информации в целях распространения заведомо ложных сообщений об актах терроризма и иной информации, создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Подмена абонентских номеров, и ограничение доступа к ним также является противоправным деянием.

В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Исходя из мониторинга сайта сведения о лице, разместившем данную информацию на указанных сайтах, отсутствуют, согласно мониторинга сайта и сведений единого реестра доменных имен сведения о доменном имени, сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет их месте нахождения (т.е. сведения о фактических владельцах сайта и соответствующей размещенной информации) отсутствуют.

Согласно п. 17 ст. 2 ФЗ-149 владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, следовательно несет ответственность за размещенную им информацию (за исключением случаев, если он докажет, что размещенная информация размещена третьими лицами, а не владельцем сайта и, соответственно, последний является информационным посредником).

Решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием включения сведений в единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), в течение суток со дня получения решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Поскольку, установить надлежащих владельцев сайтов не представилось возможным, данный иск рассмотрен лишь с привлечением Роскомнадзора по Челябинской области, которое в силу закона в данном случае является органом, исполняющим решение суда в случае признания информации размещенной в сети Интернет незаконной.

Учитывая изложенное, установив, что размещена информация об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований.

Согласно ст. 15.1 ФЗ- 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), основание включения в реестр является решение суда

Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, то Роскомнадзор и (или) оператор реестра в течение суток со дня его получения, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией, вносят в единый реестр реестровую запись (п. 9 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101)

На основании этого в целях реализации указанного решения и защите прав пользователя информационными ресурсами сведения о сайтах должны быть внесены в единый реестр доменных имен, как запрещенной информации с ограничением доступа к ней.

Однако с учетом того, что страницы сайтов: в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих информацию об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним, распространение которой в Российской Федерации запрещено, внесена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», недоступны, данное является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

Исковые требования прокурора о признании информации, размещенной на странице сайта: , распространение которой запрещено, подлежат удовлетворению, поскольку страница сайта находится в свободном доступе.

Данное подтверждается скриншотами, предоставленными Управлением Роскомнадзора по Челябинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежащей запрету удовлетворить частично.

Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащую запрещенные сведения об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним, на странице сайта с URL-адресом: информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Челябинской области включить указатель страницы сайта: в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащей запрещенные сведения об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В остальной части исковых требований прокурору Троицкого района Челябинской области отказать.

На основании ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья: Е.В. Черетских