Дело № 2а-1095/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., при ведении протокола секретарем Королевой С.Е., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 251 361,66 рублей, из которых налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 250 136 рублей, пени 1 225 рублей.
Впоследствии административный истец представил заявление в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просит взыскать со ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 129 680 рублей, пени 0, 01 рубль, а также принять отказ от административного иска в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 120 456 рублей, пени 1 225,65 рублей.
Определением суда принят отказ от исковых требований в части взыскания со ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 120 456 рублей, пени 1 225,65 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Стэлп», Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Нижегородской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала административные исковые требования.
В судебном заседании административный ответчик, представитель административного ответчика ФИО3, допущенный к участию в деле по уставному ходатайству, административные исковые требования не признали, пояснили суду, что договор купли – продажи недвижимого имущества была признан недействительной решением Арбитражного суда, собственником имущества является ООО «Стэлп», он и должен осуществлять налоговые обязанности в отношении этого имущества.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В развитие указанных положений ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Как установлено п.2 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В частности, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
За исполнение обязанности по уплате налогов с нарушением установленных законом сроков предусмотрена ответственность в виде начисления пени.
В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Статьей 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, жилые помещения, дачи, гаражи, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и иные здания, строения, помещения и сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате в сроки, установленные ст. 409 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Судом установлено, что административному ответчику принадлежит имущество, указанное в налоговом уведомлении.
Судом установлено, что административному ответчику почтовой корреспонденцией было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии по указанному налогу был произведен перерасчет и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный законом срок налог на имущество налогоплательщиком оплачен не был, в связи с чем налогоплательщику были начислены пени и направлено требование об оплате налога, пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма к оплате выставлена в размере 250 136 рублей - налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ, пени – 1 225,66 рублей.
Требование об оплате налога и пени в установленный в требовании срок не исполнено налогоплательщиком.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ договор купли – продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО Стэлп» и административным ответчикам, на основании которого куплено недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, признан недействительным и как следует из решения суда не порождает правовых последствий, поскольку был заключен с нарушением требований, предусмотренных положениями ст.ст. 10,53,209 ГК РФ. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Согласно п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Судом также установлено, что ФИО1 обратилась с заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о перерегистрации недвижимого имущества, государственная регистрация была приостановлена.
Судом установлено, что ФИО1 в Арбитражный суд подавались заявления об отмене мер по обеспечению иска, в удовлетворении заявления отказано.
Как следует из определения Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения принятого по делу решения определением от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры были частично отменены в части запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области совершать регистрационные действия, направленные на переход права собственности от ФИО1 к ООО «Стэлп». Во избежание отчуждения имущества третьим лицам в остальной части ходатайство ООО «Стэлп» было оставлено судом без удовлетворения. Принятые судом обеспечительные меры направлены на запрет Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области совершать любые регистрационные действия, направленные на отчуждение объектов недвижимости, к регистрации прекращения права и снятия объектов с кадастрового учета данная мера не применяется. Обеспечительные меры продолжают действовать до исполнения решения суда, то есть до регистрации перехода права собственности от ФИО1 к ООО «Стэлп», поскольку меры были приняты именно для исключения возможности реализации имущества ФИО1. После регистрации права собственности за ООО «Стэлп» обеспечительные меры теряют актуальность. Осуществлять регистрацию перехода права собственности от ФИО1 к ООО «Стэлп» принятые обеспечительные меры не запрещают.
Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно действовавшей в налоговых периодах 2014 - 2018 гг. редакции пункта 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признавалось движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не было предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ движимое имущество исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.
Общим последствием недействительности сделки в соответствии с нормой пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса является двусторонняя реституция (восстановление прежнего состояния).
По смыслу пункта 1 статьи 54 Кодекса налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции. Одновременно указывается на то, что в случае фактического осуществления реституции, то есть возврата спорных объектов, организация обязана отразить данные финансово-хозяйственные операции на дату их совершения, и с этого момента организация вновь станет плательщиком налога на имущество организаций в отношении указанных объектов (пункт 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148).
Судом установлено, что между ООО «Стэлп» и ФИО1 были подписаны соглашение о передаче недвижимого имущества и акта приема - передачи недвижимого имущества, однако из представленных в материалы дела документов, не следует, что ООО «Стэлп» приняло указанное недвижимое имущество. В материалы дела не представлены документы, отражающие финансово-хозяйственные операции на дату их совершения.
Кроме того, ООО «Стэлп» привлечено к участию в деле, однако в судебное заседание не явилось, документы, которые суд истребовал определением, не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии фактического осуществления реституции, то есть возврата спорных объектов, в связи с чем налогоплательщиком является ФИО1, что не лишает ее впоследствии обратиться в суд для разрешения вопроса возникновения гражданско-правовых требований в части возмещения недобросовестному приобретателю уплаченных им в периоде владения недвижимым имуществом сумм налогов.
Необходимость уплаты пеней с причитающихся с налогоплательщика сумм налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный (дополнительный к уплате налога, на который они начислены) характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено п.2-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей (1500 рублей – для требований, выставленных до ДД.ММ.ГГГГ), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (1500 рублей – для требований, выставленных до ДД.ММ.ГГГГ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей (1500 рублей – для требований, выставленных до ДД.ММ.ГГГГ), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сроки, установленные законодательством РФ налоговым органом соблюдены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также факт допущенного должником нарушения обязательств по уплате обязательных платежей в установленный срок, а также, принимая во внимание, что со стороны административного ответчика не было представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих сумму испрашиваемой задолженности, суд находит возможным удовлетворить требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Нижегородской области в полном объеме.
С административного ответчика в доход местного бюджета применительно к положениям ст.114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать со ФИО1 (паспортные данные), в пользу межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по Нижегородской области налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 129 680 рублей, пени в размере 0,01 рубль.
Взыскать со ФИО1 (паспортные данные) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 793,60 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Е. Маркина