ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1095/2021 от 20.05.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-1095/2021

22RS0011-02-2021-000364-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Копыловой Е.М.,

при секретаре Редькиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании недействующим в части нормативно правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании недействующим в части нормативно правового акта. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Рубцовска в рамках осуществления надзора за соответствием нормативно-правовых актов органов местного самоуправления требованиям действующего законодательства, проведена проверка, по результатам которой установлены нарушения. Так, при проверке постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» (далее по тексту – Постановление) установлено, что нормативный правовой акт не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с ч.1 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Закон) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которыми следует понимать комплекс мер по организации питания, хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.9 Закона). В этой связи ч.2 ст.65 Закона установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Согласно ч.4 ст.65 Закона, не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми. Вместе с тем, в нарушение ч.4 ст.65 Закона, согласно п.2 Постановления установлено, что плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в месяц, в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, составляет 2000 рублей при режиме пребывания 12 часов, в том числе без затрат на питание в размере 1 453,30, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Согласно информации МКУ «Управление образования» г. Рубцовска от 21.04.2020 в калькуляцию затрат платы родителей без затрат на питание в размере 1 453,30 руб., включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, включаются расходы на приобретение мягкого инвентаря (полотенца, наволочки, простыни, пододеяльники, одеяла, подушки и др.) в размере 108,58 руб. в месяц; затраты на выполнение предписаний контролирующих органов, дератизация, дезинсекция и дезинфекция помещений, производственный контроль, поверка весов, бактерицидных ламп, приобретение конфорок, тенов, пакетников на электроплиты, ремонт кухонного оборудования, прожарка белья, химчистка ковров и др. в размере 1257,55 руб. в месяц, расходы на приобретение материалов для организации питания детей (тарелки, чайные пары, ложки, кастрюли и др.) в размере 20,75 руб. в месяц; расходы на приобретение материалов для обеспечения личной гигиены (хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, хлорамин, чистящие средства, туалетная бумага и др.) в размере 66,42 руб. в месяц. В указанной информации также указано, что денежные средства, поступившие на расчетный счет МКУ «Управление образования» г. Рубцовска, при закрытии дошкольных учреждений в летний период направляются муниципальным дошкольным образовательным учреждениям на подготовку данного учреждения к новому учебному году в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Таким образом, включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно – выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по соблюдению ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. Как усматривается из уставов дошкольных образовательных учреждений города, источниками формирования финансовых ресурсов учреждения, в том числе, является плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. Между тем, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, не могут относиться к числу расходов, произведенных родителями в составе платы за присмотр и уход за детьми по следующим основаниям.

В силу статей 2, 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем. Заработная плата выплачивается на основании Трудового законодательства Российской Федерации, и ее выплата ставится в зависимость от уплаты родителями воспитанников платы за присмотр и уход за детьми. На основании изложенного, затраты, связанные с оплатой труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения является прямой обязанностью работодателя, а не обязанностью родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений г.Рубцовска.

Ссылки на решения судов и судебной практики, указанные Администрацией г. Рубцовска в ответе на протест прокурора города являются несостоятельными, так как доводы, изложенные в данных судебных решениях не являются предметом оспаривания прокуратурой города, в связи с тем, что не требуется отменить взимание с родителей платы за присмотр и уход за детьми в полном объеме, а вопрос стоит об исключении из платы периодов выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, то есть тогда, когда фактически не оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми.

02.03.2020 прокурором города в адрес главы города с требованием привести Постановление в соответствие с действующим законодательством принесен протест. Вместе с тем, до настоящего времени данные требования прокурора города не исполнены.

Нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу на соответствие с которым надлежит проверить оспариваемое Постановление, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Выявленные нарушения влекут негативные последствия в виде нарушения прав несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) по взысканию платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города, при фактическом непредоставлении муниципальной услуги.

Административный истец просил признать недействующим п. 2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 № 2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, несоответствующим ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Опубликовать в официальном печатном издании – «Местное время» сообщение о принятом решении, в порядке, установленном п. 11 ст. 68 «Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края».

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава г. Рубцовска ФИО1

Представитель административного истца старший помощник прокурора г. Рубцовска Крупина Ю.Н. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах на административное исковое заявление. В обоснование возражений указали, что в соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено указанным выше Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 55 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее - Устав города Рубцовска), частью 5 статьи 7 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятого решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 20.10.2011 № 678 «О принятии Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края в новой редакции» учредителем муниципальных бюджетных учреждений, в том числе дошкольного образования, на территории города Рубцовска является Администрация города Рубцовска Алтайского края. Из совокупности статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 6, 57, 44, 68 и 70 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края следует, что оспариваемое постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 № 2151 «Об установлении норматива затрат, размера оплаты родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования» принято уполномоченным органом - Администрацией города Рубцовска Алтайского края и подписано уполномоченным лицом - Главой города Рубцовска в соответствии с решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от.28.12.2017 № 89 «Об избрании Главы муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» и распоряжением Главы муниципального образования город Рубцовск Алтайского края от 28.12.2017 № 1-рг. В соответствии с частью 8 статьи 68 Устава города Рубцовска официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «Местное время». В соответствии с частью 11 статьи 68 Устава города Рубцовска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете «Местное время». Оспариваемое постановление вступило в силу, опубликовано в газете «Местное время» 20.08.2019 № 64. Согласование проекта постановления было осуществлено в соответствии с пунктом 3.14 Инструкции по делопроизводству в Администрации города Рубцовска Алтайского края, утвержденным распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22.05.2013 № 2680, и соглашением о взаимодействии прокуратуры г. Рубцовска, Администрации г. Рубцовска Алтайского края, Рубцовского городского Совета депутатов Алтайскогого края в сфере правотворчества, заключенного 11.02.2013. Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми. Из приказа Министерства образования и науки Алтайского края № 36-П «Об установлении максимального размера платы, взимаемой с родителй (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Алтайского края», принятому в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для города Рубцовска максимальный размер платы установлен в 2000 рублей. При этом, ни Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 04.07.2019 № 36-П при установлении максимального размера платы, взимаемой с родителй (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, не устанавливают разграничение размера платы или ее отсутствие в зависимости от периода работы учреждения, то есть осуществления присмотра и ухода за детьми, либо проведения плановых ремонтных работ. Из представленной суду калькуляции затрат на установленную плату родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми при режиме 12 часов в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях города Рубцовска с 01.08.2019 года, в том числе за оспариваемый период, следует, что в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, затраты на оплату труда (уход и присмотр), начисление на оплату труда не предусмотрно. Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, установленный постановлением Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 № 2151, в том числе и пунктом 2 указанного постановления не противоречит, ни упомянутому выше приказу Министерства образования и науки Алтайского края, ни статье Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Следовательно, пунктом 2 оспариваемого постановления не нарушаются требования указанных прокурором статьей 2, 22, 136 Трудового кодекса РФ, а также статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из представляемого суду скриншота, подтверждающего пояснения представителя Администрации города Рубцовска о направлении проекта постановления Администрации города Рубцовска «Об установлении норматива затрат, размера оплаты родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования» следует, что проект указанного выше постановления направлен в прокуратуру города Рубцовска в 09 час. 55 мин. 01.08.2019. Поскольку в установленный Соглашением срок из прокуратуры г. Рубцовска не поступило отрицательное заключение на проект нормативного правоввого акта, Администрацией города Рубцовска постановление № 2151 было принято 15.08.2019. Из представленных суду прокуратурой города Рубцовска материалов следует, что по оспариваемому постановлению в адрес Администрации города Рубцовска прокуратурой города Рубцовска был принесен протест 02.03.2020. Кроме того, 30.03.2020 в Администрацию города прокуратурой города Рубцовска было направлено письмо о необходимости повторно вернуться к рассмотрению протеста. 24.04.2020 в Администацию города Рубцовска прокурором города Рубцовска было направлено требование о предоставлении документов, по результатам рассмотрения которых прокурор города Рубцовска обратился в Рубцовский городской суд Алтайского края с админисративным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействий незаконными и обязании совершить действия. Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 16.07.2020 исковые требования прокурора г. Рубцовска были удовлетворены. Апелляционным определением Судебной коллегии по админисративным делам Алтайского краевого суда от 11.11.2020 решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16.07.2020 было отменено, производство по делу прекращено. Апелляционное определение вступилов в законную силу. Следовательно, со дня принятия оспариваемого постановления по настоящее время прошел 1 год 9 месяцев. Если суд придет к мнению о необходимости удовлетворения уточненного административного иска прокурора города Рубцовска по настоящему делу, Администрация города просит учесть, что на основании оспариваемого постановления были реализованы не только права граждан на присмотр и уход за детьми, но и право муниципального образования город Рубцовск Алтайского края в целом, поскольку финансирование муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования, учреждителем которых является Администрация города Рубцовска, Рубцовска, осуществлялось с учетом установленного размера платы, взимаемой с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней. Если пункт 2 оспариваемого постановления будет признан недействующим с момента принятия постановления, то на бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края может быть возложено дополнительное обязательство по возврату денежных средств родителям (законным представителям). Учитывая, что в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования города Рубцовска в среднем ежегодно находится от 6400 до 6800 детей, возврат денежных средств повлечет увеличение размера дефицита бюджета муниципального образования. Просит прекратить производство по административному делу на основании подпункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как Истец уже обращался в Рубцовский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Адиинистрации города Рубцовска Алтайского края, требуя признать незаконным бездействие по не внесению изменений в пункт 2 Постановления, а именно изменить пункт 2 Постановления, исключив из его состава плату за присмотр и уход за детьми — взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, а также указывал, что включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно - выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по соблюдению ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. В исковом заявлении по делу Истец просит признать недействующим п. 2 Постановления в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течении 30 календарных дней и также указывает, что включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно - выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по соблюдению ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. Предметом спора и объектом спорного правоотношения является пункт 2 Постановления в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течении 30 календарных дней и спор между теми же сторонами - прокуратурой г. Рубцовска и Администрацией города Рубцовска Алтайского края. 11.11.2020 определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16.07.2020 было отменено, производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Рубцовска к Администрации города Рубцовска Алтайского края об оспаривании бездействия прекращено.

Административный ответчик Глава г. Рубцовск АК ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, извещен в установленном порядке.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление образования» города Рубцовска действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора г.Рубцовска поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. В обоснование возражений указал, что в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Инструкции по делопроизводству Администрации города Рубцовска Алтайского края, утвержденной постановлением от 22.05.2013 №2680, МКУ «Управление образования» г.Рубцовска является ответственным учреждением за создание проекта нормативного правового акта оспариваемого истцом. В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ответчиком 15.08.2019 было принято постановление № 2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования» (далее - Постановление). Размер родительской платы рассчитан на основании письма Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 30.04.2013 № 02 - 04/07/234 «О предоставлении информации» и письма Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 23.10.2014 № 02 - 02/02/2825 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми». Ссылка Истца на ст.ст. 2, 22, 136 Трудового кодекса Российской Федерации не состоятельна, так как Ответчик не является работодателем вспомогательного персонала дошкольного образовательного учреждения, а финансирует заработную плату вспомогательного персонала дошкольного образовательного учреждения из средств бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. Пунктом 2 Постановления установлена плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в месяц в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 2 000 (две тысячи) рублей при режиме пребывания 12 часов, в том числе без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.) рублей, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней. При расчете норматива затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях учитываются следуюшие затраты: оплата труда, начисления на оплату труда, увеличение стоимости материальных запасов, в том числе мягкий инвентарь, питание детей, материалы для организации питания, материалы для обеспечения личной гигиены. В период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в дошкольных образовательных учреждениях проводится подготовка к новому учебному году. В данный период в родительскую плату включены расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, финансируемых из средств бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, расходы на выполнение требований санитарного законодательства (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, камерная обработка постельных принадлежностей), и иные организационные мероприятия. Согласно ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Согласно ч. 2 ст.44 Закона об образовании органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помошь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми) в дошкольных образовательных учреждениях. Вышеуказанная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П. Кроме того, в постановлении Конетитуционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П указано, что положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятея под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7, ч.2 Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (ст.71 п. «е» Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с тем родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 пункты «в», «е», 72 (пункт «е» ч.1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт «в» ч.1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим – распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты «в», «з»), 75 (часть3), 114 пункт «а» части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий права и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1). Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление является необходимой формой осуществления народом своей власти, в Российской Федерации оно признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 3 часть 2, статья 12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 часть 1); его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 132 часть 1). Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31). Принимая во внимание, что бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края является дотационным, в связи с чем Ответчик вынужден установить плату родителей (законных представителей) без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.) рублей, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней. Просит прекратить производство по административному делу на основании подпункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации так как имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Истец уже обращался в Рубцовский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края, требуя признать незаконным бездействие по не внесению изменений в пункт 2 Постановления, а именно изменить пункт 2 Постановления, исключив из его состава плату за присмотр и уход за детьми — взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, а также указывал, что включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно - выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по соблюдению ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. В исковом заявлении по делу № Истец просит признать недействующим п. 2 Постановления в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течении 30 календарных дней и также указывает, что включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно - выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по соблюдению ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. Предметом спора и объектом спорного правоотношения является пункт 2 Постановления в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течении 30 календарных дней и спор между теми же сторонами - прокуратурой г. Рубцовска и Администрацией города Рубцовска Алтайского края. 11.11.2020 определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16.07.2020 было отменено, производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Рубцовска к Администрации города Рубцовска Алтайского края об оспаривании бездействия прекращено.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч.1 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Закон) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которыми следует понимать комплекс мер по организации питания, хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 9 Закона создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 65 Закона Министерством образования и науки Алтайского края принят приказ № 36-П от 04.09.2019 «Об установлении максимального размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающих образовательные программы дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Алтайского края». Согласно данному приказу максимальный размер указанной платы в месяц в группах полного и сокращенного дня в г. Рубцовске установлен в сумме 2000 рублей.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» (далее по тексту – Постановление) установлен норматив затрат на оказание муниципальной услуги за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 5 021 (пять тысяч двадцать один) рубль в месяц. Пунктом 2 Постановления установлена плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в месяц в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 2 000 (две тысячи) рублей при режиме пребывания 12 часов, в том числе без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.) рублей, включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 68 Устава города Рубцовска официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «Местное время».

Постановление от 15.08.2019 № 2151 было опубликовано в газете «Местное время» от 20.08.2019 №64, в связи с чем, порядок его опубликования и вступления в законную силу не нарушен.

Кроме этого, оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий органа, подписано уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Рубцовска при осуществлении надзора за соответствием нормативно-правовых актов органов местного самоуправления требованиям действующего законодательства было установлено, что постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

02.03.2020 прокурором города Рубцовска Алтайского края в адрес главы города ФИО1 принесен протест, в котором прокурор города указал, что включение в плату родителей (законных представителей) периодов фактического неоказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно – выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, является незаконным, так как в данный период комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня не осуществляется. Выявленные нарушения влекут негативные последствия в виде нарушения прав несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) по взысканию платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города, при фактическом непредоставлении муниципальной услуги. Прокурор города обратился с требованием привести постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в соответствие с действующим законодательством, изменить п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, исключив из состава платы за присмотр и уход за детьми – взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

По итогам рассмотрения протеста Администрацией города Рубцовска Алтайского края 26.03.2020 в адрес прокурора Рубцовска направлено письменное сообщение, в котором со ссылкой на положения ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава города Рубцовска указал, что при расчете норматива затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях учитываются следующие затраты: оплата труда, начисления на оплату труда, увеличение стоимости материальных запасов, в том числе мягкий инвентарь, питание детей, материалы для организации питания, материалы для обеспечения личной гигиены. В период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в дошкольных образовательных учреждениях проводится подготовка к новому учебному году. В данный период в родительскую плату включены расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, финансируемых из средств бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, расходы на выполнение требований санитарного законодательства (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, камерная обработка постельных принадлежностей) и иные организационные мероприятия. Каких-либо федеральных законов, предусматривающих обязанности субъекта Российской Федерации освобождать от уплаты родителей (законных представителей) за содержание детей (за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при непосещении детьми организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по неуважительным причинам, нет. Администрация города считает, что пункт 2 Постановления не противоречит нормам действующего законодательства РФ.

30.03.2020 заместителем прокурора города Рубцовска в адрес Главы города Рубцовска ФИО1 направлено письмо с требованием безотлагательно вернуться к рассмотрению протеста прокурора города Рубцовска от 02.03.2020 № 02-54-20 и привести постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» в соответствие с действующим законодательством, изменить п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151, исключив из состава платы за присмотр и уход за детьми – взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, поскольку изложенная в ответе на протест прокурора города позиция Администрации г. Рубцовска не является основанной на положениях законодательства. Родительская плата имеет целевое назначение, направляется на организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Если в детском учреждении ведутся ремонтные работы, в связи с чем, дети не посещают детское учреждение, то плата не может взиматься с родителей, так как услуги по присмотру и уходу за детьми не оказываются. Как усматривается из уставов дошкольных образовательных учреждений города, источниками формирования финансовых ресурсов учреждения, в том числе, является плата родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. Между тем, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения, не может относиться к числу расходов, произведенных родителями в составе платы за присмотр и уход за детьми по следующим основаниям. В силу статей 2, 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем. Заработная плата выплачивается на основании Трудового законодательства Российской Федерации, и ее выплата ставится в зависимость от уплаты родителями воспитанников платы за присмотр и уход за детьми. На основании изложенного, затраты, связанные с оплатой труда и начисления на оплату труда вспомогательного персонала образовательного учреждения является прямой обязанностью работодателя, а не обязанностью родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений г.Рубцовска. Ссылки на решения судов и судебной практики, указанные Администрацией г. Рубцовска в ответе на протест прокурора города являются несостоятельными, так как доводы, изложенные в данных судебных решениях являются предметом оспаривания прокуратурой города, в связи с том, что не требуется отменить взимание с родителей платы за присмотр и уход за детьми в полном объеме, а вопрос стоит об исключении из платы периодов выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в дошкольных образовательных учреждениях города, то есть тогда, когда фактически не оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми.

10.04.2020 протест прокурора города Рубцовска на постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» был повторно рассмотрен на совещании у Главы города Рубцовска. По итогам рассмотрения протеста Администрация города полагала доводы, изложенные в протесте, несостоятельными.

Частью 2 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Согласно ч.4 ст.65 Закона не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Согласно информации МКУ «Управление образования» г. Рубцовска от 21.04.2020 в калькуляцию затрат платы родителей без затрат на питание в размере 1 453,30 (одна тысяча четыреста пятьдесят три рубля 30 коп.), включая выполнение плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, включая расходы на приобретение мягкого инвентаря (полотенца, наволочки, простыни, пододеяльники, одеяла, подушки и др.) в размере 108,58 руб. в месяц; затраты на выполнение предписаний контролирующих органов, дератизация, дезинсекция и дезинфекция помещений, производственный контроль, поверка весов, бактерицидных ламп, приобретение конфорок, тенов, пакетников на электроплиты, ремонт кухонного оборудования, прожарка белья, химчистка ковров и др. в размере 1257,55 руб. в месяц, расходы на приобретение материалов для организации питания детей (тарелки, чайные пары, ложки, кастрюли и др.) в размере 20,75 руб. в месяц; расходы на приобретение материалов для обеспечения личной гигиены (хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, хлоромин, чистящие средства, туалетная бумага и др.) в размере 66,42 руб. в месяц. В указанной информации также указано, что денежные средства, поступившие на расчетный счет МКУ «Управление образования» г. Рубцовска, при закрытии дошкольных учреждений в летний период направляются муниципальным дошкольным образовательным учреждениям на подготовку данного учреждения к новому учебному году в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Исходя из вышеизложенного, установлено, что пунктом 2 оспариваемого Постановления установлена, в том числе, плата для родителей (законных представителей) за период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска.

Однако, как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, в указанный период дети данные учреждения не посещают и не могут помещать, в связи с чем, причина непосещения ими в данный период организаций, не является неуважительной. Кроме того, присмотр и уход за детьми в данный период в указанных организациях не осуществляется, однако, родительская плата имеет целевое назначение.

По общему правилу, закрепленному в части 2 статьи 65 Закона об образовании, присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, осуществляется за плату, взимаемую с родителей детей. Однако за учредителем закреплено право самостоятельно финансировать расходы организации, осуществляющей образовательную деятельность, то есть без взимания платы с родителей.

Проанализировав положения статей 8, 9 и 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения в рамках заявленных требований административного искового заявления прокурора г. Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку включение в состав платы за присмотр и уход за детьми платы с родителей (законных представителей) в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней произведено с нарушением положений законодательства, регулирующего данные правоотношения, и нарушает их права и законные интересы.

Отсутствие (недостаточность) средств местного бюджета, закладываемых в финансирование выполнения муниципальными образовательными учреждениями своих функций и услуг не может служить поводом для того, чтобы переложить обязанности возмещения таких расходов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку истец уже обращался в Рубцовский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края, требуя признать незаконным бездействие по не внесению изменений в пункт 2 Постановления, а именно изменить пункт 2 Постановления, исключив из его состава плату за присмотр и уход за детьми — взимание платы родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней, предметом спора и объектом спорного правоотношения является пункт 2 Постановления в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми взимание платы с родителей в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течении 30 календарных дней и спор между теми же сторонами - прокуратурой г. Рубцовска и Администрацией города Рубцовска Алтайского края. 11.11.2020 определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16.07.2020 было отменено, производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Рубцовска к Администрации города Рубцовска Алтайского края об оспаривании бездействия прекращено, не принимаются судом, поскольку предмет настоящего иска иной. Оснований для прекращения настоящего дела суд не усматривает.

Также не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора г. Рубцовска тот факт, что прокуратурой г. Рубцовска после направления им Администрацией г. Рубцовска проекта оспариваемого Постановления, не было вынесено отрицательное заключение.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Суд признает п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования» в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми платы с родителей (законных представителей) в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до принятия судебного решения оспариваемые положения нормативного правового акта применялись, порождая правовые последствия как для граждан, так и для организаций.

Сообщение о принятом решении согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в газете «Местное время» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.2 постановления Администрации города Рубцовска от 15.08.2019 №2151 «Об установлении норматива затрат, размера платы родителей (законных представителей) и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных автономных дошкольных общеобразовательных учреждениях, дошкольных группах при муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рубцовска, реализующих образовательную программу дошкольного образования» в части включения в состав платы за присмотр и уход за детьми платы с родителей (законных представителей) в период выполнения плановых ремонтных работ в летний период в течение 30 календарных дней.

Опубликовать в газете «Местное время» сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Копылова

Мотивированный текст решения изготовлен 03.06.2021.