ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10961/19 от 03.02.2020 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2020 года г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,

при секретаре Ганадян М.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-702/2020 по административному исковому заявлению Управления Минюста РФ по Самарской области к Спортивному Частному Учреждению ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Минюста РФ по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Спортивному Частному Учреждению ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование своих требований истец указал, что 08.10.2012г. в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1126300005590 внесена запись о создании Спортивного Частного Учреждения ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА» (далее - Организация).

В соответствии с п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со ст.32 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» и Административным регламентом исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011г. №456, Управление осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительным документам, и законодательству РФ.

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области (далее - Управление) от 19.06.2018г. №980-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации», в соответствии с планом проверок некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Самарской области, на 2018 год, проводимых Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области, утвержденным приказом от 26.10.2017г. №564 в отношении Организации с 01.08.2018г. по 28.08.2018г. проведена документарная плановая проверка соответствия деятельности Организации и её структурных подразделений, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.

Согласно Уведомлению «О проведении покументарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации», Организации необходимо было предоставит проверяющим Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области необходимые для проведения проверки документы.

В результате проведения документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации документы, необходимые для проведения проверки, представлены не были, а также выявлено, что устав Организации не соответствует требованиям действующего законодательства, что является нарушением п.п.1 п.5 ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области в адрес Организации вынесено письменное предупреждение от 28.08.2018г. №63/05-115-4926 в порядке ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому Организации необходимо до 22.10.2018г. подготовить документы на проверку и предоставить их в Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области.

Данное предупреждение получено, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

29.08.2018г. в связи с невыполнением Организацией законного предписания, в отношении Организации был составлен протокол о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

23.10.2018г. в связи с невыполнением Организацией законного предписания, в отношении Организации был составлен протокол о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.19.5 КоАП РФ.

21.02.2019г. в отношении Организации, в порядке ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательства РФ, было вынесено повторное предупреждение, которое организацией получено не было, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России 04.10.2019г.

16.04.2019г. в отношении Организации составлен протокол о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, в связи с невыполнением в установленный срок законного предписания.

Однако нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности Организации, по настоящее время не устранены.

Кроме того, в соответствии с п.3, 3.1 ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческие организации, за исключением указанных в п.3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Однако, за 2018 год данная информация о деятельности Организации в уполномоченный орган не представлялась.

04.06.2019г. в отношении Организации в порядке ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ в связи с непредставлением в Управление Министерства юстиции РФ по самарской области отчетности, предусмотренной действующим законодательством, вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства.

Указанное предупреждение Организацией получено не было, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России 04.10.2019г.

На основании изложенных обстоятельств, административный истец, обратившись в суд, просит ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Спортивное Частное Учреждение ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА».

В судебное заседание представитель административного истца не явился. До начала судебного заседания предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. На заявленных требованиях настаивает (л.д.6).

Представитель ответчика - Спортивного Частного Учреждения ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА», а также привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Кузнецов Евгений Александрович в суд не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом путем направления извещений по адресу регистрации юридического лица адресам регистрации физических лиц. Однако судебные повестки возвращены в адрес суда с отметками «истек срок хранения».

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (п.39) разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Явка административных ответчиков обязательной не признана.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.

Суд на основании ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в суд не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Возражений относительно заявленных исковых требований не имеет (л.д.87).

Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – ГУ – Управления ПФ РФ в Автозаводском районе г.Тольятти и ГУ – СРО ФСС по Самарской обрасти в лице филиала №10 в суд не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления. Причин неявки не сообщили. Возражений относительно заявленных требований не представили.

Исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В соответствии с положениями ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).

Дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 264 КАС РФ решение суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что 08.10.2012г. в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1126300005590 внесена запись о создании Спортивного Частного Учреждения ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА».

Пунктом 3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Формы представления указанных документов и сроки их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Однако за 2018 год данная информация о деятельности организации в уполномоченный орган не предоставлялась.

04.06.2019г. в отношении Организации в порядке ст.32 ФЗ От 12.01.1996г. №7-ФЗ в связи с не предоставлением в Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области отчетности, предусмотренной действующим законодательством, вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства. До настоящего времени указанные нарушения Организацией не устранены.

В результате проведения документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации документы, необходимые для проведения проверки, представлены не были, а также выявлено, что устав Организации не соответствует требованиям действующего законодательства, что является нарушением п.п.1 п.5 ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области в адрес Организации вынесено письменное предупреждение от 28.08.2018г. №63/05-115-4926 в порядке ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому Организации необходимо до 22.10.2018г. подготовить документы на проверку и предоставить их в Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области.

Данное предупреждение получено, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

29.08.2018г. в связи с невыполнением Организацией законного предписания, в отношении Организации был составлен протокол о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

23.10.2018г. в связи с невыполнением Организацией законного предписания, в отношении Организации был составлен протокол о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.19.5 КоАП РФ.

21.02.2019г. в отношении Организации, в порядке ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательства РФ, было вынесено повторное предупреждение, которое организацией получено не было, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России 04.10.2019г.

16.04.2019г. в отношении Организации составлен протокол о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, в связи с невыполнением в установленный срок законного предписания.

Однако нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности Организации, по настоящее время не устранены.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, указывают на то, что установлены факты неоднократного и грубого нарушения ответчиком законодательства РФ, что в соответствии со ст.61 ГК РФ и пунктом 10 ст.32 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В силу пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности иска, поскольку доказательств, опровергающих доводы представителя истца и представленные им письменные доказательства, суду представлены не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст.61 ГК РФ, ст. ст. 19, 22, 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Управления Минюста РФ по Самарской области к Спортивному Частному Учреждению ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Спортивное Частное Учреждение ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА», запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ 08.10.2012г. за основным государственным регистрационным номером 1126300005590.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020г.

Судья Ю.В. Тарасюк