ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1096/20 от 17.07.2020 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Копия

66RS0008-01-2020-001765-69

Дело № 2а-1096/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2020 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Каракаш М.С.,

при секретаре судебного заседания Никель К.А.,

с участием прокурора – помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Бызова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и расположенной по сетевому <Адрес>информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что проверкой выявлен факт нахождения в телекоммуникационной сети Интернет сайта - интернет-страница<Адрес> на котором размещена информация об оказании платных интимных услуг, в том числе на территории г.Нижний Тагил. При этом вход на «интернет» - ресурс свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой пользователь сети «Интернет», зайдя на сайт. Признание информации, содержащейся на вышеуказанной Интернет странице, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, имеет юридическое значение для предотвращения ее распространения и использования в будущем; информация об оказании интимных услуг нарушает действующее законодательство и влечет ответственность: ч.6 ст.10 закона №149-ФЗ, ст.240,241 УК РФ и ст.6.11, 6.12 КоАП РФ. При указанных обстоятельствах информация, размещенная на сайте<Адрес> должна быть признана информацией, распространение которой в РФ запрещено, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В ходе проверки не представилось возможным установить, кто является правообладателем электронных страниц, содержащих сведения, запрещенные законодательством Российской Федерации, а также установить, кем была размещена информация об оказании платных интимных услуг, в связи с чем, административный ответчик отсутствует. Согласно данным Единого реестра, опубликованным на официальном Интернет указанный <Адрес> включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Информация о времени и месте рассмотрения административного дела судом своевременно размещена на Интернет портале, ГАС «Правосудие»; извещения направлены лицам, участвующим в деле; установить правообладателя сайта также не представилось возможным при рассмотрении дела.

Представитель административного истца – помощник прокурора Бызов А.В., административный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия и направил отзыв, в котором просил исключить Управление из числа каких-либо лиц по данному делу, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика правообладателя (владельца) Интернет ресурса, поскольку постановленное по делу решение, может повлиять на его права и обязанности.

Выслушав представителя административного истца, огласив отзыв заинтересованного лица, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1, п. 5 ст. 15 этого же Закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Дзержинского района г. Нижний Тагил проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет». Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что в свободном доступе на сайте<Адрес> размещена информация об оказании платных интимных услуг, в том числе и на территории г. Нижнего Тагила.

Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц.

На момент обращения прокурора с административным иском в суд, а также на момент рассмотрения дела указанный в иске адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не включен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение сексуальные услуги. Занятие проституцией и вовлечение в нее несовершеннолетних в Российской Федерации преследуется по закону.

Статьями 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией, организацию занятия проституцией.

Статьями 6.11, 6.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за непосредственное занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием проституцией другого лица.

Сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, противоречат целям и задачам действующего законодательства, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости размещения и распространения информации, пропагандирующей проституцию и порнографию.

В нарушение ч. 1 и 6 ст. 10, ч.5 ст.15, ст.9, п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обеспечение доступа к информации, направленной на пропаганду проституции, порнографии, подрывает нравственность несовершеннолетних, создает угрозу ухудшения состояния здоровья, нарушает конституционные права несовершеннолетних.

Из представленных в материалы дела скриншотов-сайта достоверно усматривается доступность информации для любого пользователя телекоммуникационной сети Интернет, что прямо запрещено названными положениями действующего законодательства.

В соответствие с частью 1 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.

Установить правообладателя сайта, содержащего сведения, запрещенные законодательством Российской Федерации, а также лицо, разместившее информацию об оказании платных интимных услуг, ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде, установить не представилось возможным, в связи с чем административный ответчик по делу отсутствует. Указанное не противоречит положениям главы 27.1 КАС РФ. С учетом общедоступности сведений о рассмотрении дела, соответствующее заинтересованное лицо, права и интересы которого могут быть затронуты принятым по настоящему делу судебным актом, имело реальную возможность принять участие при рассмотрении дела.

Вместе с тем, удовлетворение исковых требований прокурора позволит в соответствие с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ включить указанный сайт в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ссылка представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу об исключении Управления из числа каких-либо лиц по данному делу, судом отклоняется, поскольку в соответствии с ч.2 ст.265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В соответствии с подпунктом 5.1.7 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В Свердловской области территориальным органом, уполномоченным создавать и формировать Единый реестр сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу. Таким образом, Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица в силу прямого указания закона.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет и расположенной по указанному в иске сетевому адресу информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В соответствие с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» и расположенную по сетевому <Адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для внесения указанного Интернет-сайта, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись М.С. Каракаш

Решение изготовлено в окончательной форме 20 июля 2020 года.

Судья: подпись М.С. Каракаш

Копия верна. Судья: М.С. Каракаш