УИД: 23RS0058-01-2021-001102-14
Дело № 2а-1098/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 20 мая 2021 года
Судья Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края Власенко И.В.,
при секретаре судебного заседания Богачеве В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю к Мартыненко ЕВ о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Мартыненко Е.В. в котором, просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховому взносу на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года: налог в размере 3796,85 руб., пени в размере 927,08 рублей.
В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что административный ответчик Мартыненко Е.В. ИНН № состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно данным ЕГРИП Мартыненко ЕВ с 27.11.2002 по 19.05.2017 года состояла на налоговом учете МРИФНС России № 8 по Краснодарскому краю в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установить, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
По страховым взносам из органов Пенсионного фонда Российской Федерации Инспекцией в отношении Мартыненко ЕВ получены сальдовые остатки:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды истекшие до 1 января 2017 года): налог в размере 3796,85 руб., пеня в размере 927,08 руб.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 20.07.2017 №.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Мировым судьей Хостинского района г. Сочи был вынесен судебный приказ от 23 марта 2020 года дело № о взыскании задолженности с Мартыненко Е.А.
Согласно п. 1 ст. 123.7 КАС РФ ответчик обратился с возражением на вынесенный судебный приказ.
Определение об отмене судебного приказа от 06.05.2020 года мирового судьи с/у № 99 Хостинского района г. Сочи поступило в адрес инспекции 24.02.2021 года.
После отмены судебного приказа взыскателем заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю Кейщян К.Р. просила об удовлетворении административного искового заявления и о восстановлении пропущенного срока обращения в суд.
В судебном заседании административный ответчик Мартыненко Е.В. возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать инспекции в восстановлении срока на подачу административного иска, применении налоговой амнистии к задолженности, возникшей до 2017 года.
Суд, изучив материалы дела, пояснения и возражения сторон, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено, что административный ответчик Мартыненко Е.В. ИНН № состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно данным ЕГРИП Мартыненко ЕВ с 27.11.2002 по 19.05.2017 года состояла на налоговом учете МРИФНС России № 8 по Краснодарскому краю в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установить, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
По страховым взносам из органов Пенсионного фонда Российской Федерации Инспекцией в отношении Мартыненко ЕВ получены сальдовые остатки:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды истекшие до 1 января 2017 года): налог в размере 3796,85 руб., пеня в размере 927,08 руб.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 20.07.2017 №.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, в срок, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 НК РФ, которые устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного Кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам.
Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы налогового органа, который лишается возможности на получение от ответчика взысканных сумм.
В соответствии с Порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 № ММВ- 23-1/12@/ЗИ и № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П), сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно было в срок до 01.02.2017 передано по утвержденным форматам в электронной форме в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) от территориальных органов ПФР и ФСС России. Также в соответствии с вышеуказанным Порядком ПФР и ФСС в адрес Управления подлежала передаче информация о неисполненных требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам и их частичном погашении.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2020 № с учетом позиции Минфина России от 27.02.2020 № и в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Инспекцией были сформированы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскивались органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере.
В ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении размера недоимки по страховым взносам, признаваемой безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, законодатель с помощью отсылочной нормы указывает на ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в которой данный размер определялся только для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то по совокупности вышеприведенных норм ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ и ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ признается безнадежной к взысканию и списывается недоимка по страховым взносам только на обязательное пенсионное страхование и, соответственно, основания для признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование отсутствуют.
В этой связи Инспекцией проведено списание в отношении всех страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Так в требовании № от 20.07.2017 в сумме 38772,15 руб. отражены следующие суммы:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) налог в сумме 19356,48 руб. Инспекцией в отношении данной суммы принято Решение о списании задолженности кандидатов на списание в соответствии со ст. 11 №436-ФЗ в полном объеме.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) пеня в сумме 11 720,88 руб. Инспекцией в отношении данной суммы принято Решение о списании задолженности кандидатов на списание в соответствии со ст. 11 №436-ФЗ в полном объеме.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) пеня в сумме 438,05 руб. Инспекцией в отношении данной суммы принято Решение о списании задолженности кандидатов на списание в соответствии со ст. 11 №436-ФЗ в полном объеме.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) пеня в сумме 558,47 руб. Инспекцией в отношении данной суммы принято Решение о списании задолженности кандидатов на списание в соответствии со ст. 11 №- ФЗ в полном объеме.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) пеня в сумме 1 679,02 руб. Инспекцией в отношении данной суммы принято Решение о списании задолженности кандидатов на списание в соответствии со ст. 11 №436-ФЗ в полном объеме.
На основании изложенного в требовании № от 20.07.2017 непогашенная сумма задолженности по ОМС до 2017 года составляет
по налогу (за 4 кв. 2016 года) - 3796,85 руб.
по пене - 927,08 руб.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года налог в сумме 3796,85 руб.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года пеня в сумме 1222,40 руб. - остаток непогашенной пени 927,08 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2020 № с учетом позиции Минфина России от 27.02.2020 № и в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 436-ФЗ) Инспекцией были сформированы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности.
Списание проведено в отношении всех страховых взносов, кроме страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Мировым судьей судебного участка № 99 Хостинского района г. Сочи был вынесен судебный приказ от 23.03.2020 дело № о взыскании задолженности с Мартыненко Е.В.
Срок обращения в суд для получения судебного приказа, установленный в пункте 2 статьи 48 НК РФ, проверяется при разрешении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности, срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, и является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ); оснований иным образом оценивать эти обстоятельства у суда не имеется.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 1 ст. 123.7 КАС РФ административный ответчик обратился с возражением на вынесенный судебный приказ.
Определением мирового судьи судебного участка № 99 Хостинского района г. Сочи от 06.05.2020 года определение мирового судьи с/у № 99 Хостинского района г. Сочи от 23.03.2020 года отменено. Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес инспекции 24.02.2020 года.
Доказательств своевременной уплаты пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование административным ответчиком не представлено, задолженность по страховым взносам и пени на ОМС за расчетный период до 01.01.2017 года не погашена, сумма задолженности не оспорена и законность ее начисления не опровергнута допустимыми доказательствами, что является основанием к удовлетворению требований.
С настоящим иском МРИ ФНС России № 8 обратилось в суд 01.03.2021 года, т.е. с пропуском соблюдением установленного ч. 3 ст. 48 НК РФ, срока обращения в суд с административным иском.
В соответствии с ст.95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Межрайонная ИФНС № 8 по Краснодарскому краю ходатайствует о восстановлении срока на подачу искового заявления о взыскании недоимки по налогам с ответчика.
Срок подачи административным истцом требований об оплате недоимки по пене за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование пропущен по причине несвоевременного получения административным истцом определения об отмене судебного приказа, что по мнению суда указывает на уважительную причину пропуска и является основанием к его восстановлению.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 2 ст. 290 НК РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления в отношении гр. Мартыненко ЕВ.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю к Мартыненко ЕВ о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворить.
Взыскать с Мартыненко ЕВ, ИНН №, проживающей по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому краю недоимки на:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды истекшие до 1 января 2017 года): налог в размере 3796,85 рублей, пеня в размере 927,08 руб.
Взыскать с Мартыненко ЕВ государственную пошлину в сумме 400 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, ул.Кирова,41, КПП 231701001, ИНН налогового органа 2317064550, КОД ОКТМО 03726000, номер счета получателя платежа:40101810300000010013, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю город Краснодар, БИК 040349001, наименование платежа: госпошлина в суд, код бюджетной классификации /КБК/ 18210803010011000110.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд города Сочи в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 мая 2021 года.
Судья И.В. Власенко
На момент публикации не вступило в законную силу