Дело XXXXа-1098/2022
25RS0029-01-2022-001026-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Уссурийск 01 марта 2022г.
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения XXXX от 09ДД.ММ.ГГг. об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здание торговой выставки для широкой публики, о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, в обосновании которого указал, что на основании договора XXXX аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг., дополнительного соглашения XXXX от ДД.ММ.ГГг. ФИО3 является арендатором земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером XXXX, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, разрешенное использование: объекты торгового назначения и общественного питания. ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здание торговой выставки для широкой публики, о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, местоположение установлено примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, разрешенное использование: объекты торгового назначения и общественного питания. ДД.ММ.ГГг. административному истцу дан отказ XXXX в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по мотивам отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и по мотивам неполного устранения оснований отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по решениям ответчика XXXX от ДД.ММ.ГГг. и XXXX от ДД.ММ.ГГг. Административный истец считает, обжалуемое решение незаконным, поскольку, оно не содержит сведений о том, какие документы, предусмотренные законом, были им не представлены ответчику для получения разрешения на строительство, требования ответчика о предоставлении недостающих документов, перечисленных в отказах ответчика XXXX от ДД.ММ.ГГг. и XXXX от ДД.ММ.ГГг. были исполнены.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 на требованиях настаивала в полном объеме, приведя доводы аналогичные вышеизложенным.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что административным истцом построен объект капитального строительства, предназначенного для массового пребывания граждан. Указание в проекте, что одновременно в здании будет находиться 49 человек, то есть не более 50 человек, ничем обоснованно не подтверждено, в связи с чем считает, что необходимо предоставление положительного заключения экспертизы проектной документации.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений (подпункт 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вопросы выдачи разрешения на строительство урегулированы в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определившей в части 1, что такое разрешение представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Основания отказа в выдаче разрешения на строительство закреплены в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такой отказ может быть оспорен застройщиком в судебном порядке в силу прямого указания на это в части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Подпунктом "г" пункта 9 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года № 221, в выдаче разрешения (специального разрешения) на строительство может быть отказано в случае несоответствия формы или содержания представленных документов установленным требованиям.
Как установлено в судебном, ФИО3 на основании договора XXXX аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг., дополнительного соглашения XXXX от ДД.ММ.ГГг. ФИО3 является арендатором земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером XXXX, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, разрешенное использование: объекты торгового назначения и общественного питания.
ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здание торговой выставки для широкой публики, о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, местоположение установлено примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, разрешенное использование: объекты торгового назначения и общественного питания.
ДД.ММ.ГГг. административному истцу дан отказ XXXX в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по мотивам отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а именно не представлено заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и по мотивам неполного устранения оснований отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по решениям ответчика XXXX от ДД.ММ.ГГг. и XXXX от ДД.ММ.ГГг.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к объектам массового пребывания граждан» от ДД.ММ.ГГXXXX/пр критерием отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан является возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административным истцом был представлен проектная документация на строительство здания торговой выставки для широкой публики, из содержания которой следует, что максимально возможное количество одновременного нахождения людей в указанном здании 49 человек.
Между тем, данная проектная документация не может быть принята во внимание, учитывая, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также следует учитывать назначение и площадь объекта капитального строительства.
В проектной документации отсутствует обоснованность, что в здании торговой выставки для широкой публики не может одновременно находится более 50 человек.
Согласно части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 данной статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
Под эти исключения, не требующие проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, спорное здание торговой выставки для широкой публики общей площадью 619,5 кв.м не подпадает.
Следовательно, проектная документация и инженерные изыскания указанного объекта капитального строительства подлежат государственной экспертизе.
Учитывая названные законоположения и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу что, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления административного истца о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здание торговой выставки для широкой публики.
Доказательств нарушения права оспариваемым отказом ответчика, а также доказательств несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативно-правовому акту в силу положений статей 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований истца у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения XXXX от ДД.ММ.ГГг. об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здание торговой выставки для широкой публики, о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2022г.
Председательствующий Н.В. Онищук