ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10991/2017 от 01.02.2017 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Решение

Именем Российской Федерации

01 февраля 2017 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

судьи Евдокимова Н.М.,

при секретаре Жулидовой Ю.Д.,

с участием представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции ФНС России №19 по Самарской области к ФИО1 ФИО7 о взыскании недоимки по налогу и пени,

Установил:

Межрайонная Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2, в обоснование заявленных требований указав, что налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО2 направлено налоговое уведомление от 04.09.2016г., в котором рассчитан земельный налог за налоговый период - 2015 год по следующим объектам налогообложения:

1. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

2. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

3. земельный участок, кадастровый – в размере 16820 рублей;

4. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

5. земельный участок, кадастровый – в размере 12859 рублей;

6. земельный участок, кадастровый – в размере 19037 рублей;

7. земельный участок, кадастровый – в размере 15372 рубля;

8. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

9. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

10. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

11. земельный участок, кадастровый – в размере 13332 рубля;

12. земельный участок, кадастровый – в размере 14396 рублей;

13. земельный участок, кадастровый – в размере 14041 рубль;

14. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

15. земельный участок, кадастровый – в размере 17101 рубль;

16. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

17. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

18. земельный участок, кадастровый – в размере 11677 рублей;

19. земельный участок, кадастровый – в размере 18535 рублей;

20. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

21. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей;

22. земельный участок, кадастровый – в размере 8868 рублей.

Всего за налоговый период 2015 год – 259586 рублей со сроком уплаты – 01.10.2015г.

В указанный срок ФИО1 свои обязательства по уплате земельного налога – не исполнила. В связи с чем, Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени по требованию № 3474 от 20.12.2016г.

25.05.2017 г. мировым судьей судебного участка №93 Автозаводского судебного района г.о. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. Однако, согласно определения от 23.06.2017 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.

На сегодняшний день, задолженность по оплате земельного налога, ФИО1 не погашена.

В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признала по следующим основаниям. Право собственности ФИО1 на спорные земельные участки является ничтожным с момента государственной регистрации, поскольку ФИО1 получила право собственности на указанные земельные участки в результате межевания земельного участка с кадастровым номером . Приговором Центрального районного суда г. Тольятти от 25.02.2014 г. к уголовной ответственности была привлечена регистратор УФРС по Самарской области в связи с незаконной регистрацией земельного участка с кадастровым номером . В настоящее время указанный приговор является вступившим в законную силу. Учитывая, что во вступившем в законную силу приговоре суда, имеющего обязательный характер, сделан вывод о недействительности (ничтожности) регистрации земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:604, то и регистрация спорных земельных участков, включенных в состав земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:604, является ничтожной. Таким образом, ФИО1 не является фактическим собственником вышеуказанных земельных участков, зарегистрированное право собственности на указанный земельные участки является ничтожным, а, следовательно, не влекущим права и обязанности в отношении спорных участков, в том числе обязанность по уплате налоговых платежей. На основании изложенного, просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания предоставил письменный отзыв, также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Представители заинтересованных лиц – Администрации г.о.Тольятти и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в суд не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Причин неявки не сообщили.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого оплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

Руководствуясь ст. 48 НК РФ, гл. 11.1 КАС РФ, налоговый орган обратился с заявлением мировому судье судебного участка № 93 Автозаводского судебного района г.о. Тольятти Самарской области о выдаче судебного приказа в шестимесячный срок.

На основании заявления налогового органа в отношении ФИО1 25.05.2017 г. был вынесен судебный приказ по административному делу № 2а-877/2017.

Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 93 Автозаводского судебного района г.о. Тольятти Самарской области от 23.06.2017 года судебный приказ, вынесенный 25.05.2017 года, отменен на основании поступивших от ФИО1 возражений.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом согласно п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п.2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица.

На основании п.1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти утвержденного Постановлением Тольяттинской Городской Думы от 19.10.2005г. №257 устанавливается налоговая ставка за каждый земельный участок, находящийся в собственности налогоплательщика.

Объектом налогообложения в силу ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Судом установлено, что ФИО1 в 2015 году являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

Право собственности на земельные участки было прекращено только 28.08.2017 года.

Доводы стороны административного ответчика о том, что она не является фактическим собственником перечисленных земельных участков, зарегистрированное право собственности на земельные участки по решению суда является ничтожным, а, следовательно, не влекущим права и обязанности в отношении спорных участков, в том числе, обязанность по уплате налоговых платежей – суд находит несостоятельными.

Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой, все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость. Постановлением Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А56-39448/2011 установлено, что если решением суда договор купли-продажи земельного участка в силу его ничтожности признан недействительным и судом также применены последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка продавцу, покупатель является плательщиком земельного налога за период в течение, которого он значился в реестре лицом, обладающим правом собственности на земельный участок.

При возложении обязанности по уплате земельного налога на продавца, не обладавшего земельным участком в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать доход от его использования, нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2012 №А56-44117/2011 также разъяснено, что именно покупатель является плательщиком земельного налога в период, когда он значился в реестре правообладателем земельного участка.

С учетом пункта 1 статьи 131 ГК РФ об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, установление факта ничтожности сделки по приобретению объема недвижимости не влечет автоматического прекращения права собственности на этот объект, а является лишь основанием для прекращения вещного права, поскольку в силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым налоговое законодательство связывает прекращение обязанности но уплате налога.

Из материалов дела усматривается, что в спорном налоговом периоде - 2015 году право собственности на указанные выше земельные участки было зарегистрировано за ФИО1 и запись о ней как о собственнике этих земельных участков содержалась в ЕГРП с 16.10.2012 года по 28.08.2017 года.

Таким образом, плательщиком земельного налога, начисленного в спорном налоговом периоде – 2015 году на перечисленные земельные участки является ФИО1.

Учитывая изложенное, земельный налог подлежит взысканию с лица, которому на праве собственности принадлежит земельный участок, до признания сделки договора купли-продажи недействительной, при этом уплаченный земельный налог возврату не подлежит.

Суд также принимает во внимание преюдиционное решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 01.02.2016г. по гражданскому делу №2а-2215/2016 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о взыскании с ФИО1 ФИО8 недоимки по спорным земельным участкам за 2013 налоговый период, которое определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.05.2016г. оставлено без изменения и вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах, проверив расчет исковых требований, суд находит его арифметически верным, основанным на приведенных нормах права, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию земельный налог в размере 259586 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 Налогового кодекса РФ).

В связи с неуплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 1557 рублей 52 копейки.

Таким образом, требование налогового органа об уплате указанной суммы пени является правомерным.

На основании ч.1 ст.111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании ст.333.19 НК РФ с ответчика ФИО1 в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5811 рублей 44 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.69-72, 391, 396 НК РФ, ст.ст. 175-180, 286-290, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к ФИО1 ФИО9 о взыскании недоимки по налогу и пени – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО10 в пользу государства недоимку по земельному налогу за 2015 в размере 259586 рублей и пени в размере 1557 рублей 52 копейки.

Взыскать с ФИО1 ФИО11 госпошлину в доход государства в размере 5811 рублей 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г.Тольятти в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2018 года.

Судья Н.М. Евдокимов