ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1099/19 от 06.11.2019 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1099/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2019 г. Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Грицай Г.Г., при секретаре Киселевой Л.Л.,

с участием ст.помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

главы администрации Терновского сельского поселения Тихорецкого района ФИО1, по удостоверению,

представителя третьего лица - Управления социальной защиты населения в Тихорецком районе ФИО2, действующей на основании доверенности № 02-29/57 г., от 11.01.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терновского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие администрации Терновского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами остановочными пунктами, расположенными по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Терновского сельского поселения Тихорецкого района устранить нарушения требований закона путем обеспечения остановочного пункта, расположенного по адресу: <адрес> перепада высот в месте съезда не более 1,5 см, оборудовать место для инвалида в кресле-коляске не менее 0,9 х 1,2 м с высотой посадочной площадки 20-30 см, установить таблички или электронное табло с информацией о номерах маршрутов, наименованиях конечных пунктов и расписаний движения, разместить схему организации движения. Остановочный пункт, расположенный по адресу: Тихорецкий район, ст. ФИО3, ул. Красная, оборудовать съезд с площадки шириной не менее 1,0 м с уклоном не более 10 % с перепадом высот в месте съезда не более 1,5 см, высотой подъема ступеней лестницы более 12-15 см, шириной ступеней лестницы более 35-40 см, установить поручни по обеим сторонам лестницы на высоте 90 см, установить рельефную тактильную полосу за 0,8 - 0,9 м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3 - 0,5 м, обеспечить контрастную окраску краевых ступеней, обеспечить длину марша пандуса не более 9,0 м, со свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 х 1,5 м, с уклоном пандуса не более 1/20 (5%) с поручнями по обеим сторонам пандуса на высоте 0,7 и 0,9 м с расстоянием между ними 0,9 - 1,0 м, обеспечить место для инвалида в кресло-коляске, установить схему организации движения.

В судебном заседании представитель административного истца показала, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении социального права граждан как инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) Тихорецкого района. Проверкой установлено, что по состоянию на 20.08.2019г. в нарушение вышеуказанных требований закона и Требований СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» остановочный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, не доступен для инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан, что ущемляет установленные законом социальные права инвалидов, а также граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества. Так, установлено, что перепад высот в месте съезда снизить до 1,5 см, не оборудовано место для инвалида в кресле-коляске не менее 0,9х 1,2 м с высотой посадочной площадки 20-30 см, отсутствуют таблички или электронное табло с информацией о номерах маршрутов, наименованиях конечных пунктов и расписаний движения, не размещена схема организации движения. Также установлено, что остановочный пункт, расположенный по адресу: Тихорецкий район, ст. ФИО3, ул. Красная, не оборудован съездом с площадки шириной не менее 1,0 м с уклоном не более 10 % с перепадом высот в месте съезда не более 1,5 см, высота подъема ступеней лестницы не более 12-15 см, ширина ступеней лестницы более 35-40 см, отсутствуют поручни по обеим сторонам лестницы на высоте 90 см, не установлена рельефная тактильная полоса за 0,8 - 0,9 м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3 - 0,5 м, не обеспечена контрастная окраска краевых ступеней, не обеспечена длина марша пандуса не более 9,0 м, со свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 х 1,5 м, с уклоном пандуса не более 1/20 (5%) с поручнями по обеим сторонам пандуса на высоте 0,7 и 0,9 м с расстоянием между ними 0,9 - 1,0 м, не обеспечено место для инвалида в кресло-коляске, не установлена схема организации движения. Просит удовлетворить иск в полном объеме.

Глава администрации Терновского сельского поселения Тихорецкого района ФИО1 в <данные изъяты>

В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения в Тихорецком районе ФИО2 поддержала исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора и просила их удовлетворить.

Выслушав участников процесса исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении социального права граждан как инвалидов. Проверкой установлено, что по состоянию на 20.08.2019г. в нарушение вышеуказанных требований закона и Требований СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» остановочный пункт по адресу: <адрес>, не доступен для инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан, что ущемляет установленные законом социальные права инвалидов, а также граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества. Установлено, что перепад высот в месте съезда снизить до 1,5 см, не оборудовано место для инвалида в кресле-коляске не менее 0,9х1,2 м с высотой посадочной площадки 20-30 см, отсутствуют таблички или электронное табло с информацией о номерах маршрутов, наименованиях конечных пунктов и расписаний движения, не размещена схема организации движения. Остановочный пункт в <адрес> не оборудован съездом с площадки шириной не менее 1,0 м. с уклоном не более 10 % с перепадом высот в месте съезда не более 1,5 см, высота подъема ступеней лестницы не более 12-15 см, ширина ступеней лестницы более 35-40 см, отсутствуют поручни по обеим сторонам лестницы на высоте 90 см, не установлена рельефная тактильная полоса за 0,8 - 0,9 м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3 - 0,5 м, не обеспечена контрастная окраска краевых ступеней, не обеспечена длина марша пандуса не более 9,0 м, со свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 х 1,5 м, с уклоном пандуса не более 1/20 (5%) с поручнями по обеим сторонам пандуса на высоте 0,7 и 0,9 м с расстоянием между ними 0,9 - 1,0 м, не обеспечено место для инвалида в кресло -коляске, не установлена схема организации движения.

Согласно ч. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия инвалидам, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В соответствии с п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п. 7 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи Краснодарского края» в случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, что является нарушением требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Учитывая то, что выявленные нарушения в ходе проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой в области соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в настоящее время не устранены администрацией Терновского сельского поселения Тихорецкого района, суд считает правильным в соответствии со ст.15 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Терновского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами остановочными пунктами, расположенными по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Терновского сельского поселения Тихорецкого района устранить нарушения требований закона путем обеспечения остановочного пункта, расположенного по адресу: Тихорецкий район, ст. ФИО3, ул. Суворова, перепада высот в месте съезда не более 1,5 см, оборудовать место для инвалида в кресле-коляске не менее 0,9 х 1,2 м с высотой посадочной площадки 20-30 см, установить таблички или электронное табло с информацией о номерах маршрутов, наименованиях конечных пунктов и расписаний движения, разместить схему организации движения. Остановочный пункт, расположенный по адресу: Тихорецкий район, ст. ФИО3, ул. Красная, оборудовать съезд с площадки шириной не менее 1,0 м с уклоном не более 10 % с перепадом высот в месте съезда не более 1,5 см, высотой подъема ступеней лестницы более 12-15 см, шириной ступеней лестницы более 35-40 см, установить поручни по обеим сторонам лестницы на высоте 90 см, установить рельефную тактильную полосу за 0,8 - 0,9 м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3 - 0,5 м, обеспечить контрастную окраску краевых ступеней, обеспечить длину марша пандуса не более 9,0 м, со свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 х 1,5 м, с уклоном пандуса не более 1/20 (5%) с поручнями по обеим сторонам пандуса на высоте 0,7 и 0,9 м с расстоянием между ними 0,9 - 1,0 м, обеспечить место для инвалида в кресло-коляске, установить схему организации движения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Г.Г. Грицай.