ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-109/18 от 05.07.2018 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-109/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2018 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Добрынина В.А.,

при секретаре Елистратовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «<адрес>» о признании действий по эксплуатации судна незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, классификацию и освидетельствование судна,

У С Т А Н О В И Л:

Читинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

Читинской транспортной прокуратурой на основании пункта 6 плана работы прокуратуры на 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности плавания при эксплуатации паромной переправы на территории сельского поселения «<адрес>».

В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения «<адрес>» используется паромная переправа катамаранного типа через реку Чикой для транспортного сообщения с <адрес> в отсутствие государственной регистрации права собственности на судно, государственной регистрации в реестре судов, пройденной в установленном порядке классификации и освидетельствования судна.

Постановлением администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ организована паромная переправа на реке Чикой в районе 4 км. юго-западнее населенного пункта <адрес>, ответственным за организацию и содержание переправы назначен ИП Ильин А.Ю., которому поручено дооборудование паромной переправы в соответствии с нормативными документами в сфере обеспечения безопасности плавания.

Паром передан ИП Ильину А.Ю. администрацией сельского поселения «<адрес>» во временное владение и пользование на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с целью оказания услуг населению по перевозке физических лиц, имущества физических и юридических лиц.

Решением совета сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены тарифы на паромную переправу через реку Чикой в прииске <адрес>. Стоимость проезда для транспортных средств составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.

Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее -КВВТ РФ), судно - самоходное плавучее или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряд, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Судовладелец - юридическое лицо или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Из статьи 15 КВВТ РФ следует, что суда могут находиться в любой собственности.

Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

В ходе проверки установлено, что с момента принятия администрацией на баланс парома катамаранного типа право собственности на него в установленном порядке не оформлено.

Кроме того, согласно части 1 ст.16 КВВТ РФ, судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

В ходе проверки установлено, что паром, используемый администрацией сельского поселения «<адрес>» на учете в Восточно-Сибирском филиале ФАУ «Российский Речной Регистр» не состоит, с учета реестра маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» паром снят ДД.ММ.ГГГГ. В иных реестрах судов РФ, определенных ч.1 ст. 16 КВВТ РФ, паром также не состоит.

Из положений ст. 14 КВВТ РФ следует, что судно допускается к плаванию, если право собственности судно зарегистрировано в установленном порядке, имеется свидетельство о годности судна к плаванию; судно прошло классификацию и освидетельствование в установленном порядке.

Из ст.22 КВВТ РФ следует, что эксплуатация незарегистрированного в

установленном порядке судна незаконна и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Государственная регистрация судна осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации судов, утв. приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 №144.

Пунктом 40 Правил установлено, что для государственной регистрации судна и прав на него к заявлению судовладельца должны быть приложены правоустанавливающие документы, свидетельство о годности к плаванию и классификационное свидетельство.

В силу ст.35 КВВТ РФ классификация и освидетельствование осуществляются на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Указанной организацией является федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 №ИЛ-126-р.

В настоящее время администрацией сельского поселения «<адрес>» запущено в эксплуатацию несамоходное судно - паром без свидетельства о праве собственности на паром, без регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, без технического освидетельствования Российским Речным Регистром, без свидетельства о годности парома к плаванию.

В отсутствие прохождения технического освидетельствования, подтверждения технического состояния парома заявленным требованиям не может быть обеспечена безопасность граждан и их имущества при использовании парома по назначению.

Таким образом, судно эксплуатируется с нарушением требований федерального законодательства о безопасности плавания, чем создает реальную опасность причинения вреда и здоровью неопределенному кругу лиц.

В связи с тем, что определить конкретный круг лиц - потребителей услуг паромной переправы в <адрес> не представляется возможным, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать действие администрации сельского поселения
«<адрес>» по эксплуатации парома в отсутствие государственной
регистрации права собственности на судно, государственной регистрации судна в судовом реестре, классификации и освидетельствования судна, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, осуществить классификацию и освидетельствование судна в соответствии с установленным порядком.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, указав следующее.

Согласно пункту 4 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утв. приказом Минтранса России №102 от 14.04.2016 (далее - Положение), классификация и освидетельствование включают в себя рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов, освидетельствование судов и организаций, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов с присвоением им класса или категории, а также подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса или категории на основании результатов освидетельствований судов.

Пунктом 43 Положения установлено, что по результатам первоначального освидетельствования судну присваивается класс, назначаются условия и районы плавания, определяются высота надводного борта, сроки следующих очередного и ежегодного освидетельствований.

Несмотря на проведение эксплуатационно-технической экспертизы парома в рамках расследования уголовного дела в отношении Ильина А.К., официально процедура классификации парома и присвоение соответствующего класса администрацией сельского поселения «<адрес>» не проведена. Регистрация судна в одном из судовых реестров РФ возможна только после проведения процедуры классификации и освидетельствования парома, в связи с чем первоначальные исковые требования подлежат изменению в порядке ст.39 ГПК РФ.

Кроме того, с учетом навигационного периода, установленного для соответствующего района <адрес>, срок исполнения решения суда также подлежит изменению.

Просил признать действие администрации сельского поселения
«<адрес>» по эксплуатации парома в отсутствие государственной
регистрации права собственности на судно, проведения классификации и
освидетельствования судна, а также государственной регистрации судна в
реестрах судов РФ, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности на судно, осуществить классификацию и освидетельствование судна, а также государственную регистрацию судна в судовых реестрах РФ в соответствии с установленным порядком.

Определением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Восточно-Сибирский филиал Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» (л.д._____).

Определением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей", Федеральное казенное учреждение «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>, Администрация муниципального района «<адрес>», индивидуальный предприниматель Ильин А.Ю..

Определением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Министерство территориального развития <адрес>, в качестве заинтересованных лиц Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» <адрес>.

В судебном заседании помощник Читинского транспортного прокурора Гаврилова Г.В. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «<адрес>» Капустина С.П., действующая на основании прав по должности, административные исковые требования Читинского транспортного прокурора с учетом уточнений не признала, суду показала, что администрация сельского поселения «<адрес>» предпринимала действия, направленные на постановку имеющегося парома на технический учет. Из полученных ответов Госреестра и ГИМС МЧС России регистрация данного парома не требуется, так как река Чикой в месте эксплуатации парома не является судоходной. Классификация и освидетельствование парома не проводились. В письменном отзыве и дополнениям к нему указала, что ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» в своем отзыве указала, что ввиду отсутствия реки Чикой в Перечне внутренних водных Российской Федерации путей, определяемом распоряжением Правительства Российской Федерации, нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не распространяются на действия Администрации сельского поселения «<адрес>», в связи с чем маломерное судно-паром не подлежит поселения «<адрес>» в собственность <адрес>. Ввиду отсутствия определенных норм регулирования для включения (или не включения) паромных переправ в перечень дорог регионального и межмуниципального значения, считаю, что субъектам РФ следовало бы применять аналогичные нормы правого регулирования, а именно, по аналогии с перечнем имущества, относящегося к федеральным дорогам, необходимо было включать в перечень региональных и межмуниципальных дорог в том числе и паромные переправы. Согласно п.1 "ОДМ 218.2.036-2013. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов" (издан на основании распоряжения Росавтодора от 13.05.2013 №681-р) паромные переправы и наплавные мосты являются одним из важных элементов автомобильных дорог общего пользования. В настоящее время в связи с отсутствием полномочий у сельского поселения «<адрес>» по решению вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги межмуниципалы того значения <адрес> и паромной переправы, являющейся важным элементом данной автомобильной дороги общего пользования, в настоящее время паромная переправа не используется, мото­пешеходный мост не решает проблем переправы автомобилей большей грузоподъемности. В связи с чем, подготовлен пакет документов в Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> для рассмотрения вопроса о передаче муниципального имущества сельского поселения «<адрес>» в собственность <адрес>. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. В настоящее время паром в коммерческих целях никем не используется, договор аренды ни с кем не заключен, в настоящее время администрацией не приняты меры к запрету использования парома.

Представитель административного ответчика Министерства территориального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Представитель ответчика по доверенности Хуторная О.Б. в письменном отзыве на административное исковое заявление считает, что исковые требования к Министерству территориального развития <адрес> удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 № 228-ЗЗК «О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края» как Правительство Забайкальского края, так и Министерство территориального развития Забайкальского края являются самостоятельными исполнительными органами государственной власти Забайкальского края. Полномочия Правительства Забайкальского края закреплены в Законе Забайкальского края от 05.10.2009 № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края». Полномочия Министерства территориального развития Забайкальского края закреплены в Положении о Министерстве территориального развития Забайкальского края, утвержденном Правительством Забайкальского края от 27.04.2017 № 156 (далее - Положение о Министерстве). То есть один орган исполнительной власти не может выступать в лице другого органа исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения.Прокурором заявлено требование о регистрации права собственности на паром.

В соответствии с п. 12.3.9 положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2017 № 585, управление и распоряжение государственной собственностью края от имени края осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Министерство такими полномочиями не наделено.

Автомобильная дорога <адрес> (идентификационный ) протяженностью 17 км является автодорогой регионального значения, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Участки автодороги относятся к IV (11 км) и V (6 км) техническим категориям. Покрытие - гравийное.

Автомобильная дорога начинается от примыкания к автомобильной дороге регионального значения <адрес> в <адрес>, прерывается на пересечении с рекой Чикой на км 16 (отсутствует автомобильный мост) и продолжается до <адрес>.

Переправа через реку Чикой осуществляется по парому, который находится на балансе сельского поселения «<адрес>».

Также в ДД.ММ.ГГГГ году был введен в эксплуатацию подвесной мото­пешеходный мост через реку Чикой, который также находится на балансе сельского поселения «<адрес>». Указанный мост расположен вблизи автомобильной дороги <адрес> на расстоянии около 100 м. Подходные пути к мосту от автодороги имеются. Грузоподъемность моста 2 т. По мостовому сооружению передвигаются пешеходы, мототехника и легковые автомобили. Таким образом транспортная доступность к <адрес> обеспечена.

По поручению <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года ведутся работы по проектированию объекта «Строительство автомобильного моста через реку Чикой на автомобильной дороге <адрес>. Сроки проектирования ДД.ММ.ГГГГ годы. Приступить к строительству мостового перехода возможно только после завершения проектирования, т.е. в ДД.ММ.ГГГГ году.

Поскольку ни Министерство, ни <адрес> не являются судовладельцами, собственниками указанного судна, его не приобретали, не эксплуатируют, полагают, что требование о его регистрации к Министерству не обоснованны.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», согласно которому паромы относятся к федеральные автомобильным дорогам общего пользования, принято в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ для применения налоговых льгот к организациям - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. В отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения такие льготы не установлены, следовательно и утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 перечень не подлежит применению в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, какой является автомобильная дорога <адрес>

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «<адрес>» Никифорова И.Н., действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования Читинского транспортного прокурора удовлетворению не подлежат. В отзыве на исковое заявление отметила, что согласно п. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значенияи обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы. Согласно п. «е» части 2 статьи 26.11 вышеназванного Закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог). В соответствии с частью 3 указанной статьи искусственные дорожные сооружения представляют собой сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками,оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения). Согласно п.5 "ОДМ 218.2.036-2013. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов" (издан на основании распоряжения Росавтодора от 13.05.2013 № 681-р) статус паромных переправ и наплавных мостов на несудоходных реках устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Паромная переправа, находящаяся в сельском поселении «<адрес>», является связующим звеном автомобильной дороги <адрес>. Данная дорога постановлением <адрес> «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>» отнесена к автодороге межмуниципального значения (пункт 181), находится на балансе Департамента государственного имущества <адрес> и обслуживается КГУП «Забайкалье». Дорогу <адрес> пересекает река Чикой, являясь препятствием для движения по ней транспорта, пешеходов, животных. Автомобильный мост, который бы являлся связующим звеном данной автомобильной дороги, отсутствует ввиду ненадлежащего исполнения полномочий субъектом-<адрес> краем. Полномочия по дорожной деятельности в отношении вышеназванной автомобильной дороги <адрес> краем не передавались муниципальному району «<адрес>».

На основании вышеизложенного, в виду разрыва дороги межмуниципального значения <адрес>, отсутствия автомобильного моста, отсутствия Закона Забайкальского края о передаче полномочий на уровень муниципального района по автодорожной деятельности в отношении вышеназванной дороги с передачей соответствующего финансирования, полагала, что органы местного самоуправления муниципального района «<адрес>», сельского поселения «<адрес>» являются ненадлежащими ответчиками по рассматриваемому делу. Имущество, являющееся неотъемлемой частью автомобильной дороги, должно также находиться в собственности и обслуживаться соответствующими краевыми органами (службами). Так, например, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. п 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к имуществу, относящемуся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью», отнесены буксиры-толкачи речные, паромы речные, паромы несамоходные речные, представляющие собой элементы паромной переправы в случае разрыва федеральной автомобильной дороги общего пользования при отсутствии автодорожного моста. Просила в удовлетворении исковых требований Читинского транспортного прокурора отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо, Восточно-Сибирский филиал Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» своего представителя в суд не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном отзыве представитель заинтересованного лица по доверенности Соломонов С.В. указал следующее.

В соответствии с Уставом, утверждённым распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р, зарегистрированном Минюстом России 30.12.2011 № 22830, Регистр является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации (за исключени­ем маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) и плавучих объектов. Нормативное регулирование классификации судов и плавучих объектов осуществляется в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внут­реннего водного транспорта Российской Федерации» (далее - КВВТ), приказом Мин­транса России от 25.09.2012 № 355, зарегистрирован в Минюсте России 25.10.2012, ре­гистрационный № 25725, пунктом 1 и 12 Устава, «Положением о классификации и об освидетельствовании судов» (далее - Положение), утвержденным приказом Минтранса России 14.04.2016 № 102, зарегистрирован в Минюсте России 07.07.2016, регистраци­онный № 42778. Регистр осуществляет классификацию и освидетельствование судов и плавучих объектов с выдачей соответствующих свидетельств и проводит техническое освидетель­ствование состояния судна и плавучего объекта на соответствие требованиям правил Регистра, рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, об­новление, переоборудование, модернизацию и ремонт судов и плавучих объектов.

Пункт 3 Положения устанавливает, что целью классификации и освидетельство­вания является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, мате­риалов и изделий для установки на судах, правилам освидетельствования судов в про­цессе их эксплуатации, правилам технического наблюдения за постройкой судов, пра­вилам технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилам предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилам класси­фикации и постройки судов, утверждаемых Регистром в соответствии с пунктом 2 ста­тьи 35 КВВТ.

В соответствии с пунктом 31 Положения освидетельствование судов осуществля­ется по предварительным заявкам, направляемым в организацию по классификации не менее чем за десять дней до предлагаемой даты проведения освидетельствования.

Согласно пункту 1 статьи 35 КВВТ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, под­лежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовла­дельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (которым в настоящее время является Минтранс России) на классификацию и освидетельствование судов. Приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355 Регистр наделен полномочиями на классификацию и освидетельство­вание судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 КВВТ плавучие объекты подлежат класси­фикации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в об­ласти транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свиде­тельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.

Статья 2 КВВТ устанавливает, что законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Феде­рации, Гражданского кодекса Российской Федерации, КВВТ, иных федеральных зако­нов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Россий­ской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми ак­тами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними норматив­ными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить КВВТ и иным федеральным законам. Указали, что согласно нормам статей 15, 16, 17 КВВТ и учре­дительным документам Регистра, регистрация судов, ведение официального Государ­ственного судового реестра Российской Федерации и подтверждение прав собственно­сти и иных законных прав на суда и иные плавучие сооружения на Регистр не возложе­но. Просили разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований оста­вить на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо, Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», своего представителя в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело вих отсутствие, в письменном отзыве указали следующее. В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судно- самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе смешанного (река-море) плавани, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Согласно п.1 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных реестров Российской Федерации: Государственном судовом реестре, Реестре маломерных судов, Реестре арендованных иностранных судов, Россиийском международном реестре судов, Реестре строящихся судов. Пунктом 1 ст.17 КВВТ РФ установлено, что Государственная регистрация, судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре (далее -ГСР) осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей. Согласно п. 2 ст. 19 КВВТ РФ порядок осуществления государственной регистрации судов в ГСР определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Согласно п. 16 Правил государственной регистрации судов (утв. Приказом Минтранса РФ №144 от 26.09.2001г.) к компетенции органов государственной регистрации относятся проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов, государственная регистрация прав и др.. На основании данных Государственного судового реестра (Байкало-Ангарский бассейн) маломерное судно с бортовым номером ЧТ 10-52 в государственном судовом реестре не зарегистрировано. Согласно ч.2 ст. КВВТ РФ положения настоящего Кодекса распростряняются на: внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; порты, расположеннеы на внутренних водных пуятх РФ; суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях РФ. Внутренние водные пути РФ - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российско Федерации (ст.3 КВВТ РФ). Внутренние водные пути определяются Распоряжением Правительства РФ от 16.12.2002г. №1800-р « Об утверждении Перечня внутренних водных путей РФ». В своем иске Читинский транспортный прокурор указывает на то, что паромная переправа ЧТ 10-52 используется ответчиком через реку Чикой для транспортного сообщения в <адрес> в районе 4 км юго-западнее населенного пункта Прииск <адрес>. Река Чикой не входит в перечень втнутренних водных путей, следовательно нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не распространяются на действия администрации сельского посления «<адрес>» по эксплутации незарегистрированного парома- для перевозки пассажиров». Полагают, что маломерное судно- паром ЧТ 10-52 не подлежит регистрации в Государственном судовом реестре на основании ст.16, 17 КВВТ РФ, так как эксплуатируется на реке Чикой, которая не входит в перечень внутренних водных путей РФ.

Заинтересованное лицо, Федеральное казенное учреждение «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>, своего представителя в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных пояснениях указали следующее. Маломерное судно «Катамаран» ПР-60 было зарегистрировано администрациейсельского поселения«<адрес>» <адрес> в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Забайкальскому :краю в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году данное судно по заявлению собственника было снято с учета на основании ФЗ-36 от 23.04.2012г., так как использовалось в коммерческих целях. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23 декабря 20O4г. №835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее -маломерные суда); баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи),переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты). Согласно заключению эксперта экспертно-технической экспертизы №2/17 от 09.07.2017 года маломерное судно «Катамаран» ПР-60 по виду (типу) использования относится к парому. Таким образом, надзор за паромными переправами в компетенцию Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России не входит, учету и освидетельствованию в ГИМСМЧС России они не подлежат.

Заинтересованное лицо, индивидуальный предприниматель Ильин А.Ю., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании по поводу требований Читинского транспортного прокурора указал, что не согласен с ними, в настоящее время между ним и администрацией сельского поселения «<адрес>» договор аренды парома расторгнут.

Заинтересованное лицо, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, своего представителя в суд не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменных пояснениях сообщили следующее. Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношении <адрес> от 04.05.2007 № 865/р «О передаче государственного имущества в оперативное управление ГУ «Автомобильные дороги <адрес>» (правопреемник Государственное учреждение «Служба единого заказчика» <адрес>) автодорога <адрес>, 0-20 км переданы Государственному учреждению «Служба единого заказчика» <адрес>». В соответствии с п. 4.5 Устава Государственного казенного учреждения «Служба единого заказчика» <адрес>, утвержденного распоряжением Министерства территориального развития <адрес> от 11.11.2011 №211-р(далее- Устав), при осуществлении оперативного управления краевым государственным имуществом учреждение обязано обеспечивать сохранность имущества и использовать его строго по целевому назначению.

Пунктом 5.2 Устава предусмотрено, что учреждение строит свои отношения с юридическими и физическими лицами во всех сферах своей деятельности на основании договоров. Согласно пункта 2,2.18 Устава учреждение создано в целях контроля за выполнением подрядных договоров и контрактов, качеством работ по строительству, ремонту, реконструкции и содержанию мостов, автомобильных дорог и сооружений на них, производственных баз и иных объектов. Пунктом 6.9 Устава предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности учреждения относится к компетенции Министерства территориального развития <адрес>. Таким образом, учреждение самостоятельно заключает договора засчет средств бюджета <адрес> в рамках утвержденной сметы. Департамент не получает финансовых средств на содержание вышеуказанного объекта. Просили отказать в удовлетворении исковых требований к Департаменту гоеударственного имущества и земельных отношений <адрес>.

Заинтересованное лицо, Государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» <адрес> своего представителя в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходататйствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных пояснениях представитель по доверенности Хоменко М.В. указала следующее.

Автомобильная дорога <адрес> (идентификационный ) протяженностью 17 км является автодорогой регионального значения, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Участки автодороги относятся к IV (11 км) и V (6 км) техническим категориям. Покрытие - гравийное.

Автомобильная дорога начинается от примыкания к автомобильной дороге регионального значения <адрес> в с.. <адрес>, прерывается на пересечении с рекой Чикой на км 16 (отсутствует автомобильный мост) и продолжается до <адрес>.

Переправа через реку Чикой осуществляется по парому, который находится на балансе сельского поселения «<адрес>».

Также в ДД.ММ.ГГГГ году был введен в эксплуатацию подвесной мото-пешеходный мост через реку Чикой, который также находится на балансе сельского поселения «<адрес>». Указанный мост расположен вблизи автомобильной дороги <адрес> на расстоянии около 100 м. Подходные пути к мосту от автодороги имеются. Грузоподъемность моста 2 т. По мостовому сооружению передвигаются пешеходы, мототехника и легковые автомобили. Таким образом транспортная доступность к <адрес> обеспечена. По поручению <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года ведутся работы по проектированию объекта «Строительство автомобильного моста через реку Чикой на автомобильной дороге ДД.ММ.ГГГГ. Сроки проектирования ДД.ММ.ГГГГ годы. Приступить к строительству мостового перехода возможно только после завершения проектирования, т.е. в ДД.ММ.ГГГГ году. Указанное судно не находится в собственности <адрес> края. <адрес> край не является судовладельцем, собственником указанного судна, его не приобретал, не эксплуатирует. Данное судно также не передавалось в оперативное управление Государственному казённому учреждению «Служба единого заказчика» <адрес> в связи с чем требование о его регистрации к ГКУ «Служба единого заказчика» <адрес> не обоснованы.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», согласно которому паромы относятся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, принято в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ для применения налоговых льгот к организациям - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

В отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения такие льготы не установлены, следовательно и утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 перечень не подлежи применению в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, какой является автомобильная дорога Верхний Шергольджин - Большая Речка.

В связи с изложенным считают, что исковые требования к ГКУ «Служба единого заказчика» <адрес> удовлетворению не подлежат.

В силу положений ч.6 ст.226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика Министерства территориального развития <адрес> и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 КВВТ РФ).

Согласно пункту 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Как установлено в пунктах 1, 2 статьи 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей. Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Согласно статье 3 КВВТ РФ маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать; администрация бассейна внутренних водных путей - это организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что администрации сельского поселения «Большереченское» принадлежит маломерное судно «Катамаран» , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, длиной 18 м, пассажировместимостью 12 человек.

На основании постановления администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ силами администраций сельского поселения «<адрес>» и ИП Ильина А.Ю. организована паромная переправа через реку Чикой в районе 4 км юго-западнее н.п. Прииск <адрес> с использованием указанного маломерного судна. Ответственным за организацию и содержание переправы назначен индивидуальный предприниматель Ильин А.Ю., которому поручено дооборудование паромной переправы в соответствии с нормативными документами в сфере обеспечения безопасности плавания. (л.д.22).

В ходе проведенной в августе-сентябре ДД.ММ.ГГГГ года прокурорской
проверки выявлено, что маломерное судно «Катамаран» не
прошло в установленном порядке классификацию и освидетельствование
судна, право собственности на него не зарегистрировано, в реестре судов оно не значится.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, маломерное судно «Катамаран» было зарегистрировано в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>». Согласно заявлению собственника - администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей в аренду индивидуальному предпринимателю маломерное судно «Катамаран» было снято с учета в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» (л.д. 15, 16).

Из сообщения и.о. директора Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра А.А. Ждановича от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совместно с помощником Читинской транспортной прокуратуры и экспертом <адрес> участка Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации паромной переправы на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес>. В результате проверки было выявлено, что паромная переправа катамаранного типа изготовлена на Сретенском судостроительном заводе, передвигается через реку по тросу и управляется при помощи рулевого устройства. Проектной или иной согласованной технической документации на осмотренное судно представлено не было. Сигнально-отличительные огни, система вентиляции, швартовые устройства, леерное ограждение палубы, на которой осуществляется перевозка пассажиров, не соответствуют требованиям Правил Российского речного Регистра (Правила РРР), а также не соответствуют требованиям Правил РРР индивидуальные средства спасения (спасательные жилеты, спасательные круги). На паромной переправе, осуществляющей перевозку пассажиров в районе села <адрес> было обнаружено небольшое количество воды. Паромная переправа в районе <адрес> для перевозки пассажиров в соответствии с требованиями Правил РРР не пригодна (л.д.12).

Согласно заключению эксперта эксплуатационно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом <адрес> участка Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» Косенко И.С., исследуемое судно типа «Катамаран» длиной 17,5 метров относится к маломерному судну при условии нахождения на борту не более 12 человек. По своему техническому состоянию маломерное судно «Катамаран» на ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. в связи с имеющимися нарушениями - отсутствие судового билета с подтверждением о прохождении технического осмотра, актов освидетельствования Российского Речного Регистра, эксплуатационных и конструкторских документов, наличие течи в корпусе понтонов, негодное техническое состояние спасательных средств (недокомплект спасательных кругов и спасательных жилетов), негодное техническое состояние якорного и швартовного устройства - является негодным для осуществления паромной переправы (л.д._____).

Согласно сообщению ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности маломерного судна «Катамаран», бортовой номер , используемого в коммерческих целях, в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» невозможна (л.д. 93).

Статьей 35 КВВТ РФ предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (пункт 1).

Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).

На основании Приказа Минтранса России от 25 сентября 2012 года № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет: в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

Согласно п. 3 данного Положения ГИМС МЧС России осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).

Основными задачами ГИМС МЧС России являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах (п. 4 Положения).

В силу подпунктов 4 и 6 пункта 5 Положения ГИМС МЧС России осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

В соответствии с п. 6 Положения ГИМС МЧС России осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.

Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.06.2016 N 340.

В соответствии с Положением о ГИМС МЧС России разработаны Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 (ред. от 05.04.2010), которые устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за указанными объектами.

Согласно п. 2.1 вышеуказанных Правил технический надзор осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам маломерными судами:

самоходными судами внутреннего плавания и иными плавучими объектами вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внутренних водах;

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и плавучими средствами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемыми в целях мореплавания.

Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов (п. 2.2 Правил, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 501).

В силу пункта 2.3 данных Правил при первичном техническом освидетельствовании, которое проводится перед государственной регистрацией маломерного судна, проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства, пригодность маломерного судна, поднадзорного ГИМС МЧС России, к эксплуатации должна подтверждаться соответствующими документами, выданными по итогам технического освидетельствования.

Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие необходимых документов для эксплуатации маломерного судна, ответчиком суду не представлено. Возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации, не предусмотрена.

Вместе с тем, на основании анализа вышеприведенного законодательства, обстоятельств спорных правоотношений и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что переправу через реку Чикой в районе населенного пункта Прииск <адрес> нельзя отнести к паромной переправе, понятие которой дано в пункте 9 Технического Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №623.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», паромная переправа - участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами; причальное сооружение - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.

Распоряжением Росавтодора от 13 мая 2013 года №681-p рекомендованы к применению ОДМ 218.2.036-2013 «Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов», в котором раскрыто содержания ряда понятий, относящихся к рассматриваемому спору.

Согласно пункта 19 Методических рекомендаций, паром - это судно, предназначенное для регулярной перевозки автотранспортных средств, грузов и пассажиров через участок водного пути в местах его пересечения автомобильной дорогой.

Согласно пункта 20 Методических рекомендаций паромная переправа - участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами в местах его пересечения автомобильной дорогой.

Из пункта 26 Методических рекомендаций, следует, что плашкоут - несамоходное грузовое судно с упрощенными обводами дляперевозки грузов на верхней палубе; используется в основном для перегрузочных работ на рейде, также может служить опорами наплавных мостов.

Согласно пункта 27, причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда.

Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в дедах судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный, и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (пункт 35).

Анализ вышеприведенных положений свидетельствует о наличии ряда самостоятельных объектов - причала и парома, которые в свою очередь образуют паромную переправу. Паром отнесен к судну, предназначенному для перевозки грузов и пассажиров по водному пути. При этом не подлежат регистрации в ГИМС МЧС России только паромные переправы.

Спорное маломерное судно используется сезонно после полного очищения водотока ото льда после весеннего ледохода до появления на реке шуги и льда осенью, не имеет причальных сооружений. Река Чикой не является судоходной, поэтому специализированные суда - паромы по ней не курсируют. Фактически для переправы через реку Чикой в районе населенного пункта Прииск <адрес> используется несамоходное маломерное судно - паром-плашкоут типа «Катамаран» длиной 18 м, пассажировместимость не более 12 человек, вместимость 60 тонн. В коммерческих целях спорное маломерное судно не используется, поскольку администрация сельского поселения «Большереченское » не является коммерческой организацией. В настоящее время паром в коммерческих целях не используется, договор аренды с целью его коммерческого использованя ни с кем не заключен, использование парома не осуществляется. Согласно договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ. , заключенному между администрацией сельского поселения «<адрес>» и индивидуальным предпринимателем Ильиным А.Ю., срок аренды парома установлен до ДД.ММ.ГГГГг., в в связи с чем фактическая эксплуатация спорного маломерного судна не осуществляется.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что запрета на регистрацию парома, отвечающего требованиям маломерного судна, в реестре маломерных судов, действующее законодательство не содержит, суд приходит к выводу, что спорное маломерное судно подлежит государственной регистрации, классификации и техническому освидетельствование в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>».

Каких-либо достоверных и допустимых доказательств отсутствия объективной угрозы безопасности неопределенного круга лиц в связи с техническим состоянием судна - парома «Катамаран» , административным ответчиком администрацией сельского поселения «<адрес>» суду не представлено. Данное маломерное судно не учтено в реестре маломерных судов и не имеет технического освидетельствования на готовность к плаванию. Его эксплуатация не отвечает требованиям безопасности, может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно, препятствует уполномоченным органам осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта.

При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования Читинского транспортного прокурора к администрации сельского поселения «<адрес>» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что паромная переправа через реку Чикой осуществляется с использованием маломерного судна, которое находится на балансе сельского поселения «<адрес>», Министерство территориального развития <адрес> не является собственником указанного судна и не осуществляет его эксплуатацию, в удовлетворении административных исковых требований к данному ответчику следует отказать.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ суд полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в течени шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Поскольку истец и ответчик администрация сельского поселения «<адрес>» в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Читинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «<адрес>» удовлетворить частично.

Признать действия администрации сельского поселения
«<адрес>» по эксплуатации парома в отсутствие государственной
регистрации права собственности, классификации и освидетельствования судна незаконными.

Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности, классификацию и освидетельствование судна - парома «Катамаран» .

В удовлетворении административных исковых требований к Министерству территориального развития <адрес>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.

Решение суда принято в окончательной форме 12 июля 2018 года.

Председательствующий: судья Добрынин В.А.