Дело № 2а-109/2019
29RS0008-01-2018-003675-82
Решение
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года г. Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2019 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кононову Андрею Александровичу о взыскании налогов и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Кононову А.А. о взыскании налогов и пени. В обоснование требований указано, что ответчик является налогоплательщиком транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц. Налоговым органом ему были начислены налоги за 2016 год, а также произведен перерасчет земельного налога за 2014 год, направлено налоговое уведомление. Обязанность по уплате налогов ответчик в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени. Требование об уплате пени ответчиком не исполнено. Поэтому административный истец, с учетом уменьшения требований в части взыскания земельного налога за 2014 год, просит взыскать с административного ответчика сумму недоимки по налогам и пени в общем размере 4398 рублей 04 копеек, из них: транспортный налог за 2016 год в размере 3810 рублей, пени по транспортному налогу в размере 33 рублей 57 копеек, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 273 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 98 копеек, земельный налог за 2016 год в размере 210 рублей, пени по земельному налогу в размере 1 рубля 49 копеек, земельный налог за 2014 год в размере 68 рублей. Судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности был отменен __.__.__.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Кононов А.А. не явился, уведомлен надлежащим образом. Согласно представленным возражениям просит отказать в удовлетворении требований истца, поскольку в иске не имеется ссылки на период, за который взыскивается недоимка, при этом решением Котласского городского суда Архангельской области от __.__.__ задолженность за 2015 год взыскана, в связи с чем иск подлежит возврату. Также указал, что он не был ознакомлен с перерасчетом за 2014 год, поэтому заявляет о пропуске срока исковой давности, кроме того, полагает, что задолженность по налогам физических лиц по состоянию на __.__.__ подлежит списанию в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Как следует из ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Транспортный налог согласно ст. 356 НК РФ вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 1 октября 2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон «О транспортном налоге») транспортный налог введен в действие и обязателен к уплате на территории Архангельской области.
Ставки транспортного налога в соответствии со ст. 1 Закона «О транспортном налоге» установлены в зависимости от мощности двигателя.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 № 1001 (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2008 года, № 13051).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В силу статей 401, 402, 403, 405 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, квартира.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч. 1 ст. 408, ст. 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются юридические и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
Судом установлено, что в 2016 году на имя административного ответчика было зарегистрировано следующее имущество: транспортное средство«VolkswagenMultivan» с государственным регистрационным знаком №, транспортное средство«Audi 80» с государственным регистрационным знаком №, трактор Беларус 320МК с государственным регистрационным знаком №; .... в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу г. Котлас, ...., кадастровый №; земельный участок по адресу Котласский район, д. Котельниково, кадастровый №.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Согласно налоговому уведомлению № от __.__.__ ответчику начислен транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц за 2016 года. Одновременно произведен перерасчет земельного налога за 2014 год, в связи с изменением кадастровой стоимости.
Поскольку начисленные на принадлежащее ответчику имущество налоги не были уплачены в срок, в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование № по состоянию на __.__.__ об уплате недоимки по налогам за 2016 год, а именно: транспортного налога в размере 4635 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 273 рублей, земельного налога в размере 420 рублей, пени по транспортному налогу в размере 33 рублей 57 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 98 копеек, пени по земельному налогу в размере 3 рублей 04 копеек.
Указанное требование было направлено ответчику заказной почтовой корреспонденцией.
__.__.__ инспекцией сторнированы начисления по транспортному налогу за 2016 год по объекту налогообложения трактор Беларус 320МК в связи с предоставлением льготы.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
__.__.__ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Котласского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика указанной недоимки. Заявление подано в срок, установленный ст. 48 НК РФ, судебный приказ вынесен __.__.__.
Определением мирового судьи от __.__.__ указанный судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика. Исковое заявление административным истцом подано в Котласский городской суд Архангельской области __.__.__, т.е. в шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.
Доводы административного ответчика о том, что в исковом заявлении взыскивается задолженность по налогам за 2015 год, суд не принимает во внимание, как видно из материалов дела предметом взыскания по настоящему делу являются налоги за 2016 год, а также перерасчет (доначисление) земельного налога за 2014 год.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств уплаты налогов за 2016 год административные исковые требования в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного с ответчика Кононова А.А. подлежит взысканию транспортный налог за 2016 год в размере 3810 рублей, пени по транспортному налогу в размере 33 рублей 57 копеек, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 273 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 98 копеек, земельный налог за 2016 год в размере 210 рублей, пени по земельному налогу в размере 1 рубля 49 копеек.
Что касается требований о взыскании доначисленного земельного налога за 2014 год в размере 68 рублей, то суд отмечает следующее.
Как следует из ответа Управления Росреестра по Архангельской области и НАО, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:07:162201:40 в размере 69833 рублей 40 копеек внесены в Единый государственный реестр недвижимости __.__.__ на основании постановления Правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 года № 608-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области», утвердившего результаты очередных работ по государственной кадастровой оценке. Данное постановление опубликовано __.__.__.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 июля 2013 года № 17-П, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которые используются для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Данная правовая позиция также отражена в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которой при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст. 5 НК РФ).
Из содержания п. 1 ст. 5 НК РФ следует, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения ст. 391 НК РФ, как в предыдущей, так и в действующей редакции предусматривают, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку в данном случае Постановление № 608-пп, опубликованное 21 декабря 2013 года, порождает правовые последствия для Кононова А.А. - налогоплательщика и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со ст. 5 НК РФ указанное постановление подлежало применению с __.__.__.
Следовательно, перерасчет земельного налога за 2014 год произведен налоговым органом необоснованно, что исключает возможность удовлетворения требований в части взыскания земельного налога за 2014 год в размере 68 рублей.
Доводы ответчика о применении Федерального закона № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года и списании взыскиваемой задолженности судом не принимаются, как основанные на ошибочном понимании положений данного закона.
Поэтому исковые требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кононову Андрею Александровичу о взыскании налогов и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Кононова Андрея Александровича, проживающего по адресу: Архангельская область, город Котлас, ...., транспортный налог в размере 3810 рублей, пени по транспортному налогу в размере 33 рублей 57 копеек; земельный налог в размере 210 рублей, пени по земельному налогу в размере 1 рубля 49 копеек; налог на имущество физических лиц в размере 273 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 98 копеек. Всего взыскать 4330 рублей 04 копейки по реквизитам: счет № в Отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК №, ИНН № УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 2904),
КБК №, код ОКТМО № - транспортный налог в размере 3120 рублей;
КБК №, код ОКТМО № - транспортный налог (пени) в размере 28 рублей 57 копеек;
КБК №, код ОКТМО № - транспортный налог в размере 690 рублей;
КБК №, код ОКТМО № - транспортный налог (пени) в размере 5 рублей;
КБК №, код ОКТМО № - земельный налог в размере 210 рублей;
КБК №, код ОКТМО № - земельный налог (пени) в размере 1 рубля 49 копеек;
КБК №, код ОКТМО № - налог на имущество физических лиц в размере 273 рублей;
КБК №, код ОКТМО № - налог на имущество физических лиц (пени) в размере 1 рубля 98 копеек.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кононову Андрею Александровичу о взыскании земельного налога за 2014 года в размере 68 рублей отказать.
Взыскать с Кононова Андрея Александровича в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Ропотова