ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-109/20 от 15.10.2020 Сут-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-109/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года село Суг-Аксы

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Дондупай О.Б., при секретаре Ондар Ш.Э., с участием помощника прокурора Сут-Хольского района Донгак А.М., административного ответчика в лице председателя администрации сельского поселения с. Ишкин ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сут-Хольского района Лудуп А.С. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения с. Ишкинский в лице председателя администрации с. Ишкин ФИО1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере добровольчества (волонтерства),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сут-Хольского района Лудуп А.С. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения с. Ишкинский в лице председателя администрации с. Ишкин ФИО1 о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере добровольчества (волонтерства), ссылаясь на то, что прокуратурой Сут-Хольского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере добровольчества (волонтерства). Проверкой установлено, что администрацией сельского поселения с. Ак-Даш порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями не разработан и не принят. В целях устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой района в адрес председателя с. Ишкин ФИО1 25.06.2020 года вынесено представление об устранении нарушений закона. По истечении месячного срока информация о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района не поступила. По результатам контрольной проверки 25.09.2020 года установлено, что нарушение закона, указанные в представлении не устранены, соответствующий муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями не разработан и не принят, что подтверждается справкой о результатах контрольной проверки от 25.09.2020 года. Информация о деятельности органов местного самоуправления, в том числе муниципальные нормативные акты в указанной сфере размещаются в сети «Интернет». По результатам мониторинга официального сайта администрации Сут-Хольского района установлено, что в разделе «Сумоны-Ишкин-НПА» установлено, что муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, не размещена. Просит признать бездействие администрации сельского поселения с. Ишкинский Сут-Хольского района Республики Тыва незаконным, обязать администрацию сельского поселения с. Ишкинский Сут-Хольского района Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства в сфере добровольчества (волонтерства) путем: разработки и принятия муниципального правового акта, предусматривающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; размещения на официальном сайте в сети Интернет муниципального правового акта, предусматривающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Донгак А.М. полностью поддержала исковые требования и просила удовлетворить.

Административный ответчик в лице председателя администрации ФИО2 в судебном заседании пояснил, что согласен с иском, обязуется разработать и принять муниципальный правовой акта, предусматривающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; разместить на официальном сайте в сети Интернет.

Выслушав помощника прокурора, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Согласно п. 4 ст. 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере добровольчества (волонтерства), как формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Общие требования к порядку взаимодействия органов местного самоуправления, подведомственных им муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов ми органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, одним из которых является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация, подлежащая доведению государственным органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, размещается государственным органом в сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что по результатам мониторинга официального сайта администрации Сут-Хольского района установлено, в разделе «Сумоны-Ишкин-НПА» муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями не размещена.

Согласно представлению об устранении нарушений федерального законодательства от 25.06.2020 года проверкой установлено, что администрацией сельского поселения с. Ишкин порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями не разработан и не принят. В порядке реализации права нормотворческой инициативы и исполнения указанных выше полномочий необходимо разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт, предусматривающий такой порядок.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора надлежит рассмотрению в месячный срок с принятием конкретных мер по устранению нарушений закона.

Согласно справке по результатам контрольной проверки следует, что нарушения закона, указанные в представлении не устранены, соответствующий муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок взаимодействия органом местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности добровольческими (волонтерскими) организациями не разработан и не принят, в реестре муниципальных нормативных правовых актов отсутствует. По результатам мониторинга официального сайта администрации Сут-Хольского района установлено, что в разделе «Сумоны-Ишкин-НПА» установлено, что муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, не размещена.

В данном случае бездействие органа местного самоуправления по не разработке и не размещению муниципального правового акта, предусматривающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение представленными суду доказательствами, а также основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрации сельского поселения с. Ишкинский Сут-Хольского района Республики Тыва освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Сут-Хольского района Лудуп А.С., удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения с. Ишкинский Сут-Хольского района Республики Тыва.

Обязать администрацию сельского поселения с. Ишкинский Сут-Хольского района Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства в сфере добровольчества (волонтерства) путем:

- разработки и принятия муниципального правового акта, предусматривающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

- размещения на официальном сайте в сети Интернет муниципального правового акта, предусматривающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная жалоба, представление на решение суда по административному иску могут быть поданы в течение месяца со дня принятия судом решения в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2020 года.

Председательствующий О.Б. Дондупай