Дело №2а-109/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«26» февраля 2016 года г.Иваново
Октябрьский районный суд г.Иваново в составе:
председательствующего судьи Воркуевой О.В.
при секретаре Новожениной Г.С.
с участием представителя административного ответчика Можаевой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Иваново
«26» февраля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Мытищи Московской области к Можаеву Владимиру Владимировичу о взыскании пени.
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Мытищи Московской области (далее по тексту – ИФНС России по г.Мытищи) обратилась в суд иском к Можаеву В.В. о взыскании задолженности по пени.
Исковые требования обоснованы следующим.
Можаев В.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В собственности Можаева В.В. находятся земельные участки и недвижимое имущество, расположенное на территории <адрес>.
Согласно ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и Решения Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Мытищи» установлены ставки налога. Обязанность должна быть исполнена ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В установленные законодательством сроки указанные в уведомлениях суммы налога на землю и налога на имущество физических лиц в бюджет уплачены Можаевым В.В. не были, в связи с чем налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить задолженность в общей сумме 222386 рублей 65 копеек. В добровольном порядке указанное требование налогоплательщиком исполнено надлежащим образом не было.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Ответчику налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату налогов в размере 47597 рублей 90 копеек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения об оплате пеней Можаевым В.В. отсутствуют.
ИФНС России по <адрес>, просит взыскать с Можаева В.В. задолженность по пени в размере 47 597 рублей 90 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес>, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания в порядке Главы 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Можаев В.В. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке Главы 7 КАС РФ, доверил защиту своих интересов представителю Можаевой С.В.
Представитель административного ответчика Можаева С.В., действующая на основании доверенности (л.д.83), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. Пояснила, что Можаевым В.В., как индивидуальным предпринимателем, земельный налог был уплачен своевременно, в связи с чем истцом незаконно были начислены пени по указанному налогу. Кроме того, суду предоставлены документы, подтверждающие, что не все земельные участки, указанные в требовании налогового органа, на момент начисления налогов и пеней принадлежали Можаеву В.В. Также представитель административного ответчика полагала, что налоговым органом были пропущены сроки обращения в суд с заявленными требованиями.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в собственности Можаева В.В. находятся земельные участки и недвижимое имущество, расположенные на территории <адрес>. На основании положений ст.11, п.п.1,3 ст. 44, 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), ст.ст.1,2 Закона № Можаев В.В. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем ИФНС России по <адрес> ответчику было направлено налоговое уведомление № об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 174788 рублей 75 копеек (л.д.45,46).
В связи с неисполнением Можаевым В.В. в установленный законом срок обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество в его адрес налоговой инспекцией были направлены требования об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за несвоевременную уплату указанного налога, в том числе требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием недоимки по земельному налогу в размере 174788 рублей 75 копеек, а также пеней по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в общем размере 47597 рублей 90 копеек. Наличие недоимки по налогу на имущество подтверждается требованиями № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленными стороной истца.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные административным истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Кроме того, в соответствии с пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.1 Закона от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее по тексту – Закон №2003-1), действующего в период возникновения спорных отношений, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст.5 Закона №2003-1 исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Кроме того, в соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Ставка налога в силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Как было установлено в судебном заседании, Можаев В.В., как собственник земельных участков согласно представленному реестру (л.д.9-43) и недвижимого имущества на территории <адрес>, является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно ст.5 Закона № налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены НК РФ. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Кроме того, в соответствии с п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Судом установлено, что налогоплательщику Можаеву В.В. налоговым органом ИФНС России по <адрес> был исчислен земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также установлена обязанность по уплате указанных налогов в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Однако надлежащим образом обязанность по уплате указанных выше налогов в установленные сроки административным ответчиком исполнена не была.
В соответствии с п.2 ст.57 НК РФ несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
Согласно п.п.2, 3 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п.5 ст.75 НК РФ пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п.п.2, 4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Поскольку в установленные законом сроки ответчик не исполнил надлежащим образом свою обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, в его адрес налоговой инспекцией было направлено требование №, сформированное по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате, в том числе, пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в общем размере 47597 рублей 90 копеек.
Представленные стороной ответчика налоговая декларация Можаева В.В. по земельному налогу за 2013 год (л.д.137-158), платежные поручения об уплате авансовых платежей по земельному налогу индивидуальным предпринимателем Можаевым В.В. (л.д.133-136), а также решения собственника Можаева В.В. о разделе земельных участков (л.д.127-130) и акт приемки-передачи земельного участка (л.д.131) не могут быть приняты судом в качестве относимых и допустимых доказательств по следующим основаниям. В судебном заседании было установлено, что у Можаева В.В. имеется большое количество земельных участков на территории <адрес>. При уплате земельного налога индивидуальным предпринимателем исчисление налога им производится самостоятельно, при уплате земельного налога физическим лицом налогоплательщику налоговым органом исчисляется сумма налога и направляется налоговое уведомление. Доказательств того, что налоговая декларация, по которым были уплачены авансовые платежи административным ответчиком, как индивидуальным предпринимателем, и налоговое уведомление об исчислении налога относятся к одним и тем же земельным участкам, суду не представлено. Более того, налоговым органом не отрицается поступление и учет земельного налога ИП Можаевым В.В., однако числится недоимка по земельному налогу за физическим лицом Можаевым В.В., в связи с чем и были начислены пени. Кроме того, ставка налога на землю для индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки в целях предпринимательской деятельности, превышает ставку налога для физических лиц в два раза. Однако при сравнении налоговой декларации, налогового уведомления и требования, усматривается, что размер налога, уплаченный административным ответчиком, как индивидуальным предпринимателем, не соотносится с размером налога, исчисленного ему налоговой инспекцией, как физическому лицу. В связи с чем, суд считает, что доводы представителя административного ответчика о том, что это налог за один и тот же период по одним и тем же объектам, являются несостоятельными.
Поскольку в установленные законом сроки задолженность по указанному требованию ответчиком погашена не была, то в силу положений статьи 48 НК РФ у истца возникло право на обращение в суд с требованиями о взыскании с должника образовавшейся задолженности в пределах сумм, указанных в требовании.
В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч.2 ст.286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела, требование № об уплате Можаевым В.В. пени в размере 47597 рублей 90 копеек, сформированное по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, было направлено ответчику, что подтверждается реестром почтовых отправлений. В течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения данного требования, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом было подано исковое заявление в суд, в связи с чем доводы стороны ответчика о пропуске налоговым органом сроков обращения в суд являются несостоятельными.
Учитывая представленные по иску доказательства, суд считает, что заявленные ИФНС России по <адрес> требования о взыскании с Можаева В.В. пени в размере 47597 рублей 90 копеек, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной суммы пени по налогам с Можаева В.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 1 627 рублей 94 копеек.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Мытищи Московской области к Можаеву Владимиру Владимировичу о взыскании пени удовлетворить.
Взыскать с Можаева Владимира Владимировича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Мытищи Московской области пени в общем размере 47597 рублей 90 копеек.
Взыскать с Можаева Владимира Владимировича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1 627 рублей 94 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд в срок 1 месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Воркуева О.В.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ