№
№ 2а-109/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 01 марта 2021 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е.Манушиной,
при помощнике Т.А.Пономаревой,
с участием представителя ответчика Муканаевой Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области к Дедовой Т.М. о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС №2 по Самарской области обратилась в суд с названным административным иском, указав что у налогоплательщика Дедовой Т.М. имеется в собственности следующее недвижимое имущество: иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № по адресу: <адрес>. В установленный срок налоговый орган направил в адрес ответчика требования об уплате налога с предложением добровольно погасить недоимку по налогу, пени.
Кроме того, ранее судебным приказом была взыскана задолженность по налогу на имущество за 2017 год. В установленный срок ответчик требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки производится налоговым органом в судебном порядке.
Административный истец просит суд взыскать с Дедовой Т.М. недоимку по налогу на имущество за 2018 год – 40968 рублей, пени по налогу на имущество за 2017 год – 280 рублей 97 копеек, за 2018 год – 371 рубль 44 копейки.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежаще. В дополнениях к административному иску указал со ссылками на положения п.3 ст.402, п.7, абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, что решением Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 № 510 определены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения. Ставка в 2018 году составляет 1,8%. Объект, принадлежащий ответчику, включен в приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 №1647 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год». С учетом указанных обстоятельств ИФНС исчислила сумму налога на имущество за 2018 год. Льгота в отношении такого объекта предоставлена быть не может. Срок предъявления требований в суд не истек.
Административный ответчик Дедова Т.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Её представитель Муканаева Н.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что принадлежавший в 2018 году Дедовой Т.М. объект является квартирой. В связи с этим, применение к нему ставки налога 1,8% является неправомерным. Для квартиры ставка налога составляет 0,3%. Кроме того, Дедова Т.М. является пенсионеркой и в силу положений налогового законодательства имеет право на налоговую льготу, которую ИФНС обязана применять даже при отсутствии заявления налогоплательщика. В части требований о взыскании пеней считала срок обращения в суд пропущенным. Просила возместить Дедовой Т.М. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по Центральному району г.Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенные в пределах муниципального образования, в том числе, квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.32, п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ функциями контроля за уплатой налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, наделены налоговые органы.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
На основании ч.2 ст.286 КАС РФ и п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции, действовавшей на дату обращения административного истца в суд).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции, действовавшей на дату обращения административного истца в суд).
Судом установлено, что Дедова Т.М. является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Дедова Т.М. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ приобрела нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, <данные изъяты> этаж, комнаты №№, номера на поэтажном плане: этаж № – помещения с № по №.
Решением городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 № 510 установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах:
квартиры – 0,3%,
объекты налогообложения, включенный в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ и объекты налогообложения, предусмотренные абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, за 2018 г. – 1,8%.
На основании п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно абз.2 п.10 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Налоговым уведомлением от 13.09.2019 Дедовой Т.М. предписано оплатить налог на имущество за 2018 по ставке 1,8% в размере 40968 рублей.
При этом, распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти № № от 14.08.2017 дано согласие на перевод спорного нежилого помещения в жилое с переустройством и перепланировкой жилого помещения в соответствии с предоставленным проектом.
Согласно сообщению филиала <данные изъяты> от 19.02.2021, помещение с кадастровым номером № внесен в ЕГРН с назначением – нежилое. По заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта от 14.12.2017 в соответствии с представленными документами в сведения указанного объекта недвижимости внесены изменения: назначение – жилое, вид жилого помещения – квартира.
Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти №№ от 24.01.2018 в связи с переводом нежилого помещения в жилое, ему присвоен адрес: <адрес>.
В силу п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Таким образом, по состоянию на 2018 в ЕГРН на кадастровом учете состоял объект недвижимости с указанным кадастровым номером – квартира. Такие сведения должны быть переданы в налоговые органы по месту нахождения.
Соответственно, у налогового органа не имелось оснований для расчета налога за указанный объект как «иные строения, помещения и сооружения».
Довод административного истца о том, что спорный объект включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения (далее – Перечень), судом отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из вышеуказанных положений п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, только в части объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи.
При этом подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ включают в себя только такие объекты, как: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
То есть, в отношении объектов жилого назначения, в том числе, квартир, у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отсутствуют полномочия на включение в соответствующий Перечень.
Тот факт, что объект не был исключен из Перечня после изменения его назначения и внесения соответствующих записей в ЕГРН в декабре 2017 года, не свидетельствует о законности начисления налога за такой объект по ставке 1,8% кадастровой стоимости объекта.
Согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Соответственно, коллизия, связанная с включением в 2018 году в соответствующий Перечень объекта с назначением – квартира, который не может быть включен в этот Перечень, подлежит разрешению в пользу налогоплательщика. Т.е. налог должен рассчитываться без учета включения объекта в Перечень.
В соответствии с подп.10 п.1 ст.407 Налогового кодекса РФ, с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Как следует из учетных данных налогоплательщика, Дедова Т.М. рождена ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно в 2018 году находилась в возрасте <данные изъяты> лет и в соответствии пенсионным законодательством РФ являлась пенсионеркой, что также подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п.2,3, подп.1 п.4, п.6 ст.407 Налогового кодекса РФ, налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
- квартира, часть квартиры или комната.
Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме ФНС России от 25.06.2019 N БС-4-21/12286@ "О "беззаявительном" порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц", Федеральная налоговая служба рекомендует учитывать, что согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса, в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.
Также в письме от 23.01.2020 N БС-4-21/945 "Об использовании сведений ПФР, полученных по запросам, для целей предоставления налоговых льгот при налогообложении имущества" Федеральная налоговая служба разъясняет, что регламентирован информационный обмен ФНС России и ПФР в соответствии с абзацем третьим пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса и приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, а также порядка заполнения указанной формы". Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса и Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР по видам сведений о лицах, предусмотренных приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@.
При этом необходимо понимать, что сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков статуса пенсионера и (или) инвалида (ряда категорий), также являются основанием для предоставления налоговых льгот в соответствии с вышеперечисленными федеральными законами, начиная с налогового периода 2018 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ставка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по принадлежавшему Дедовой Т.М. объекту должна была рассчитывается в соответствии с размером налога, установленным для жилых помещений. При этом, Дедова Т.М. в 2018 году являлась пенсионеркой и имела право на налоговую льготу, в т.ч. при отсутствии её на то заявления.
Как следует из материалов дела, в 2018 году Дедова Т.М. приобрела на праве общей долевой собственности квартиру по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Соответственно, в 2018 году льгота могла быть предоставлена Дедовой Т.М. только в отношении одного объекта соответствующего вида.
Согласно абз.4 п.7 ст.407 Налогового кодекса РФ, при непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Как следует из выписки налогового калькулятора – расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц, объект недвижимости по <адрес> по данным Росреестра имеет кадастровую стоимость <данные изъяты> рублей, в связи с чем, с учетом <данные изъяты> доли в праве, сумма налога составляет 6 рублей. Идентичные данные о кадастровой стоимости объекта содержатся в публичной кадастровой карте, находящейся в открытом доступе.
Исходя из кадастровой стоимости спорного объекта, указанного в налоговом уведомлении от 04.10.2019, в 2018 равной <данные изъяты> руб., налог на квартиру должен составлять, исходя из ставки 0,3%, - 6827 рублей 83 копейки.
Соответственно, с учетом указанных положений закона, льгота Дедовой Т.М. по налогу на имущество физических лиц должна быть предоставлена именно по квартире в <адрес>, поскольку в отношении неё начислена максимальная сумма налога.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали предусмотренные законом основания для взыскания с Дедовой Т.М. налога на имущество за 2018 год за квартиру, расположенную в <адрес>.
В части требований о взыскании пеней, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку, если Дедова Т.М., являясь пенсионеркой и не должна уплачивать налог на квартиру, то и пени за неуплату этого налога начисляться не могут.
Кроме того, из налогового уведомления от 06.09.2018 следует, что за 2017 год налог рассчитывался как за квартиру. Однако, в 2017 году такого объекта как квартира по указанному адресу Дедовой Т.М. не принадлежало. Как следует из вышеизложенного, сведения об объекте как о квартире внесены в ЕГРН в конце 2017 - начале 2018 г.г. Соответственно, начисление налога на несуществующий объект не может повлечь обязанности налогоплательщика по уплате пени. Изложенная в дополнениях к административному иску информация о том, что за 2017 год налог будет пересчитан с учетом действительного назначения объекта недвижимости, не влияет на уже состоявшиеся правоотношения сторон. Намерение административного истца пересчитать сумму налога с учетом назначения объекта недвижимости - нежилое, не свидетельствует о наличии оснований для взимания пени за неуплату налога на квартиру.
На основании п.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в т.ч. расходы на оплату услуг представителей (ст.106 КАС РФ).
В силу п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании ст.112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В подтверждение расходов на представителя суду представлены квитанции от 01.12.2020, 2901.2021, 02.02.2021, 01.03.2021 на общую сумму 30000 рублей. Определяя разумные пределы расходов, подлежащих возмещению, суд учитывает уровень сложности спора, предоставленные суду письменные возражения, подготовленные представителем, а также действия стороны административного ответчика, предоставившей суду неполную информацию (о наличии второй квартиры в собственности, о времени внесения изменений об объекте в сведения ЕГРН и пр.), в связи с чем, суду приходилось направлять дополнительные запросы и откладывать судебные заседания. С учетом изложенного, суд находит достаточным размером возмещения расходов на услуги представителя – 7000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области к Дедовой Т.М. отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области в пользу Дедовой Т.М. возмещение судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 7000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения суда составлен 12.03.2021.
Судья М.Е. Манушина