Дело № 2а-109/2023
УИИ: 22RS0021-01-2023-000072-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 г. г. Заринск
Заринский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Чубуковой Л.М.
при секретаре Науменко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску
по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к Гусеву И. В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась с иском к Гусеву И.В., ИНН №., в котором просила взыскать с административного ответчика, сумму недоимок:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год, в размере 2 305 руб., пеню на недоимку по налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.06.2021 - 68,08 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год, в размере 1 776 руб., пеню на недоимку по налогу за 2020 год за период с 02.12.2020 по 16.12.2021 - 6, 62 руб.;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 6 495 руб., пеню на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в размере 24, 36 руб. ;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 193 руб., пеню на недоимку по налогу за 2019 год за период с за период с 02.12.2020 по 16.06.2021 -
5, 70 руб.
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2020 год в размере 211 руб., пеню за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в сумме 0,79 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно сведениям, полученным МИФНС России № 4 по Алтайскому краю от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, административный ответчик является собственником следующих транспортных средств:
1) автомобиля легкового, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Тойота РАФ 4», №, год выпуска 2001, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
2) автомобиля легкового, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Ниссан Кашкай», VIN: №, год выпуска 2013,дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
3) автомобиля легкового, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Хонда Цивик», №, год выпуска 1999, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом исчислен транспортный налог, подлежащий уплате ответчиком, в его адрес почтой были направлены налоговое уведомление и требование об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка применяется равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В связи с неуплатой транспортного налога начислена пеня на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в размере 24, 36 руб..
Административный ответчик также является собственником следующего имущества:
1) жилого дома, расположенного по адресу: 656057, <адрес>, кадастровый №, площадь 114,7 кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
2) квартиры, расположенной по адресу: 656060, <адрес>, кадастровый №, площадью 60,4 кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
3) квартиры, расположенной по адресу: 656062, <адрес>, кадастровый №, площадью 98,5 кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
4) квартиры, расположенной по адресу: 656062, <адрес><адрес>, кадастровый №, площадью 35,8 кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Административный ответчик имеет задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 и 2020 годы. Сумма недоимки за 2019 год составила 2 305 руб., за 2020 год - 1776 руб., пени на недоимку по налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.06.2021 - 68,08 руб.; пени на недоимку по налогу за 2020 год за период с 02.12.2020 по 16.12.2021 - 6, 62 руб.
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления об уплате налогов, требования, которые были оставлены без исполнения.
Административный ответчик является собственником земельных участков, владеет:
1) земельным участком, расположенным по адресу: 656048, <адрес>, кадастровый №, площадью 221, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 388 ГК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица. обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного ( бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Административный ответчик имеет задолженность по уплате земельного налога за 2019 год - 193 руб., по пени на недоимку по налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.06.2021 - 5, 70 руб., за 2020 год имеет задолженность по земельному налогу в размере 211 руб., пени за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в сумме 0,79 руб.
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления об уплате налогов, требования, которые были оставлены без исполнения.
Приказом от 16.08.2020 № 01-04/227@ «Об утверждении Положений о территориальных органах ФНС России по Алтайскому краю» в целях реализации приказа ФНС России от 11.08.2020 № ЕД-7-4/570 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю» утверждено Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, в соответствии с которым МИФНС № 16, в том числе осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов.
В судебное заседание административный истец, Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Гусев И.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на административный иск просил в его удовлетворении отказать в связи с пропуском срока исковой давности, а также в связи с тем, что ПАО «Сбербанк» до момента отмены судебного приказа списал с его счета в счет погашения задолженности по налогам 9906, 34 руб. ( Т.1 л.д. 179).
Ознакомившись с административным иском, с письменным отзывом административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Приказом от 16.08.2020 № 01-04/227@ «Об утверждении Положений о территориальных органах ФНС России по Алтайскому краю» в целях реализации приказа ФНС России от 11.08.2020 № ЕД-7-4/570 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю» утверждено Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, в соответствии с п. 6.1 которого МИФНС № 16, в том числе осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов. К полномочиям Инспекции согласно
п. 6.7 Положения относится взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, процентов и штрафов по налогам, сборам и страховым взносам, предъявление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков ( заявлений).
Согласно адресной справке, по имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по АК Гусев И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> ( л.д. 186).
Из письменного ответа на запрос суда, полученного с МИФНС № 16 по Алтайскому краю, следует, что освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с п.3 ст. 346.11 НК РФ осуществляется на основании письменного заявления по форме КНД 1150063 в налоговый орган и документов, подтверждающих право на льготу. Гусев И.В. с подобным заявлением в Инспекцию не обращался. В рамках электронного взаимодействия сведения об отнесении гражданина к категории физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в базу данных налогового органа не поступали, в связи с чем основания для предоставления льготы отсутствуют (Т.2 л.д. 95-96).
22.09.2020 в адрес регистрации по месту жительства административного ответчика налоговый орган направил налоговое уведомление № 9659872 от 03.08.2020, в том числе об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год в суммах, указанных в административном иске. ШПИ - номер почтового отправления : 65094149276386 (Т.1 л.д. 12, 174, 175,оборот, 15). Из отслеживания почтовых отправлений с сайта «Почта России» в сети Интернет следует, что 08.10.2020 почтовое отправление вручено адресату.
26.09.2021 Гусеву И.В. в связи с недоимкой по уплате указанных налогов за 2019 год и пеней было направлено требование № 28885 от 17.06.2021 с указанием срока его исполнения - до 16.11.2021. ШПИ-номер почтового отправления: 80524163377244 (Т.1 л.д. 20, 21, 174,177,13). Из отслеживания почтовых отправлений с сайта «Почта России» в сети Интернет следует, что 30.10.2021 почтовое отправление вручено Гусеву И.В.
26.09.2021 в адрес регистрации по месту жительства административного ответчика налоговый орган направил налоговое уведомление № 37373371 от 01.09.2021 об уплате земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2020 год в суммах, указанных в административном иске ( Т.1л.д. 12,174,175,23).ШПИ-номер почтового отправления: 80524163377244. Из отслеживания почтовых отправлений с сайта «Почта России» в сети Интернет следует, что 30.10.2021 почтовое отправление вручено Гусеву И.В.
23.12.2021 в связи с недоимкой по уплате указанных налогов за 2020 год было направлено требование № 125979 от 17.12.2021 с указанием срока его исполнения - до 31.01.2022 ( Т.1 л.д. 16, 174, 176,18). ).ШПИ-номер почтового отправления: 65097366612050. Из отслеживания почтовых отправлений с сайта «Почта России» в сети Интернет следует, что 04.01.2022 почтовое отправление прибыло в место вручения. В связи с невручением уничтожено 29.08.2022.
31.03.2022 в адрес мирового судьи судебного участка Заринского района было направлено заявление МИФНС № 16 по Алтайскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании недоимок по налогам за 2019 и 2020 годы (Т.2 л.д. 152).
Вынесенный 11.04.2022 мировым судьей судебного участка Заринского района судебный приказ № 2а-637/2022 определением мирового судьи от 27.08.2022 был отменен по заявлению Гусева И.В. (Т.1 л.д. 189, Т.2 л.д. 153).
В соответствии с положениями глав 28, 31 32 Налогового кодекса Российской Федерации Гусев И.В. является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Как указано в п.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 названной статьи налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее - НК РФ).
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации ( в редакции на момент возникновения обязанности налогового органа направить требование об уплате недоимки за 2019 год ) должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно Требованию № 28885 от 17.06.2021 об уплате недоимок и пеней по налогам за 2019 год, общая сумма задолженности составляла менее 3 000 руб. - 2 571,78 руб. ( л.д. 20).
Следовательно, данное Требование должно быть выставлено не позднее одного года со дня выявления недоимки, то есть не позднее 02. 12. 2021 года.
Требование об уплате недоимки за 2019 год направлено в срок.
В п. 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Срок исполнения в требовании -16.11.2021.
В силу положений п. 1 ст. 48 НК РФ ( в редакции, действующей на 17.11.2021 года) при неисполнения требования, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока ( абзац 3 пункта 2 ст. 48 НК).
С момента истечения срока исполнения требования № 125979 от 17.12.2021 об уплате недоимки по налогам за 2020 год в срок до 31.01.2022, с даты 01.02.2022 общая сумма недоимок по уплате налогов и пеней за 2019 и 2020 годы превысила 10 000 руб., в связи с чем до 01.08.2022 налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с Гусева И.В. Эта обязанность им была исполнена, так как на дату 11.04.2022 мировым судьей уже был вынесен судебный приказ, который по заявлению Гусева И.В. отменен 27.08.2022.
До 18.03.2023 редакция ч.3 ст. 48 НК РФ предусматривала для налогового органа необходимость обращения в суд в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
27.02.2023 административный истец обратился в Заринский районный суд с иском
(Т.1 л.д.31), что свидетельствует о соблюдении сроков обращения в суд и опровергает позицию Гусева И.В. о пропуске административным истцом сроков исковой давности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что сроки и процедура взыскания недоимок по налогам и пеней с административного ответчика административным истцом соблюдены.
Доказательств уплаты задолженности по налогам и пеней административный ответчик в суд не предоставил.
При расчете задолженности по уплате налогов и пени суд руководствовался положениями ч.6 ст. 52 НК РФ, согласно которым сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Срок уплаты транспортного налога установлен п.1 ст. 363 НК РФ, земельного налога - п.1 ст. 397 НК РФ, налога на имущество физических лиц - п. 1 ст. 409 НК РФ и составляет по всем указанным налогам для физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате ( п. 1 ст. 55 НК).
В силу п.7 ст. 396 НК РФ, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
П. 5 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Порядок уплаты пеней регулируется ст. 75 НК РФ, в силу п. 4 которой
( действующего на момент возникновения правоотношений) пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Транспортный налог.
Административный истец требует взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2020 год и пени в связи с недоимкой на указанному виду налога.
Из ответа, поступившего с МО МВД России «Заринский», административный ответчик в 2020 году являлся собственником следующих транспортных средств:
1) автомобиля легкового, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Тойота РАФ 4», №, год выпуска 2001, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя в лошадиных силах -150 л/с;
2) автомобиля легкового, с государственным регистрационным знаком № марка/модель «Ниссан Кашкай», VIN: №, год выпуска 2013,дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя в лошадиных силах -141 л/с;
3) автомобиля легкового, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Хонда Цивик», №, год выпуска 1999, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя в лошадиных силах 90 л/с ( л.д. 172-173).
До 01.01.2021 действовало Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым была предусмотрена государственная регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам. Указывалось, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция).
Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения ( п.1 ст. 358 НК РФ).
Из положений ст. 357 НК РФ следует, что налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу подп. 1 п.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Порядок исчисления сумм транспортного налога приведен в ст. 362 НК РФ. Так, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей ( ч.2 ст. 362).
Из положений ст. 363 НК РФ следует, что уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств (в силу подп. 5 п.2 ст. 83 НК РФ для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, местом их нахождения является место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законом Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС ( в редакции ФЗ от 05.20.2018, действующей с 1 января 2019 года) были приняты налоговые ставки, в частности:
- для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно -10,0;
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно- 20,0;
Проверив расчет транспортного налога за 2020 год, суд находит его верным и соответствующим требованиям действующего законодательства:
На автомобиль легковой, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Тойота РАФ 4», №, год выпуска 2001, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя в лошадиных силах -150 л/с: подлежит уплате налог в сумме 3 000 руб. (налоговая база 150*доля в праве 1* налоговая ставка 20* 12 месяцев / 12 месяцев).
На автомобиль легковой, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Ниссан Кашкай», VIN: №, год выпуска 2013,дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя в лошадиных силах -141 л/с подлежит уплате налог в сумме 2 820 руб.:(налоговая база 141*доля в праве 1* налоговая ставка 20* 12 месяцев / 12 месяцев)
На автомобиль легковой, с государственным регистрационным знаком №, марка/модель «Хонда Цивик», VIN: № год выпуска 1999, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя в лошадиных силах 90 л/с 675 руб.: (налоговая база 90 *доля в праве 1* налоговая ставка 10* 9 месяцев владения / 12 месяцев).
А ВСЕГО сумма недоимки по транспортному налогу за 2020 год, подлежащей взысканию с административного ответчика составляет 6 495 руб. ( 3 000 руб. + 2 820 руб. + 675 руб.)
Пеню административный ответчик должен уплатить в порядке ст. 75 НК РФ, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Процентная ставка для физических лиц, составляет в виде одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени производится в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 75 НК РФ, за период с 02.12.2021 по 16. 12.2021 (так заявлено в административном иске), всего за 15 дней.
Расчет суммы пени следующий : 6 495 руб. ( недоимка) * 7,5% ( ставка рефинансирования / 300* 15 дней = 24,36 руб.
Налог на имущество физических лиц.
Из полученных ответов с филиала ППК «Роскадастр по Алтайскому краю» на запрос суда следует, что Гусев И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, владел на праве собственности в 2019-2020 годах следующими объектами недвижимого имущества:
1) Жилым домом, расположенным по адресу: 656057, <адрес>, кадастровый №, площадью 114,7 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрировано право общей совместной собственности супругов Гусева И.В. и Гусевой Т.Ю. Инвентаризационная стоимость отсутствует. ( Т.1 л.д. 119-120):
2) 1/2 долей в квартире, расположенной по адресу: 656060, <адрес>, кадастровый №, площадью 60,4 кв.м., дата регистрации праваДД.ММ.ГГГГ. Инвентаризационная стоимость - 403 309, 54 руб. ( Т.1 л.д. 101-108, 165-169,Т.2 л.д. 44-55);
3) Квартирой, расположенной по адресу: 656062, <адрес>, кадастровый №, площадью 98,5 кв.м. Инвентаризационная стоимость - 781 106, 97 руб.
Гусев И.В. на основании договора купли-продажи от 07.02.2003 зарегистрировал за собой право собственности на 1/2 долю в праве на данную квартиру и владел 1/2 долей до 21.01.2019.
На основании договора дарения 1/2 доли в праве на эту же квартиру, заключенному с дарителем Гусевой Т.Ю. от 30.05.2016, Гусев И.В. зарегистрировал за собой право собственности на всю квартиру 21.01.2019.
07.02.2019 Гусев И.В. заключил договор купли-продажи квартиры. Отчуждение права зарегистрировано в органах Росреестра 18.02.2019 (Т.1 л.д.165-169,Т.2 л.д.20-24);
4) Квартирой, расположенной по адресу: 656062, <адрес><адрес>, кадастровый №, площадью 35,8 кв.м., дата регистрации права 21.11.2014, зарегистрировано право общей совместной собственности супругов Гусева И.В. и Гусевой Т.Ю. Основанием государственной регистрации послужило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдан 29.08.2014. Инвентаризационная собственность отсутствует ( Т.1л.д. 95-96, 165-169).
Сведения об инвентаризационной стоимости приведены на основании полученного сообщения от ПКК Роскадастр по последним данным на 01 марта 2013 года (Т.2 л.д. 138).
Налог на имущество за 2019 год.
Порядок исчисления налога на имущество физических лиц с 01.01.2015 регулируется главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в абз. 1 п.1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса ( ст. 400 НК РФ).
В силу положений ст. 401 НК РФ жилой дом и квартира относится к объектам налогообложения.
Ст. 405 НК предусмотрено, что налоговым периодом определяется календарный год.
П.1 ст. 408 НК РФ установлен порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц: сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как указано в п.2 ст. 402 НК РФ ( действующему до 01.01.2020 г), налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно Закону Алтайского края от 13.12.2018 N 97-ЗС"Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения"(принят Постановлением АКЗС от 04.12.2018 N 345) единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определена, как 1 января 2020 года.
Таким образом, в 2019 году порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса, на территории Алтайского края установлен не был, в связи с чем налоговая база за 2019 год определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, установлен ст. 404 НК РФ :налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год", размер коэффициента-дефлятора, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, установлен равным 1,518.
Согласно решению Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 налоговая ставка налога на имущество физических лиц в 2019 году составляла: жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства ( в случае, если проектируемым назначением такого объекта Является жилой дом), единый недвижимый комплекс ( в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение ( жилой дом) : свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно - 0, 225, свыше 800 000 до 1 500 000 включительно - 0,88 (Т.2 л.д. 119).
Таким образом, налог рассчитывается;
1) На квартиру, расположенную по адресу: 656060, <адрес>, кадастровый №:
403 309, 54 руб.* 1,518 (коэффициент-дефлятор) = 612 224 руб. - налоговая база;
612 224 руб. * 1/2 долю в праве * 0,225 ( налоговая ставка в процентах) * 10 месяцев/12 = 573,96 руб.
612 224 руб. * 1/2 долю в праве * 0,88 ( налоговая ставка в процентах) * 2 месяца/12 = 448,96 руб.
ВСЕГО: 573,96 руб.+ 448,96 руб. = 1 023 руб. ( с учетом округления) - налог на квартиру за 2019 год.
2) На квартиру, расположенную по адресу: 656062, <адрес>, кадастровый №:
781 106, 97 руб. *1,518 (коэффициент-дефлятор) = 1 187 720,38 руб. - налоговая база.
Поскольку в налоговом уведомлении и в расчете задолженности, приведенном в иске, налоговая база указана в меньшем размере, как 1 119 251 руб., при исчислении налога во внимание принимается налоговая база, указанная в налоговом уведомлении.
Гусев И.В. на основании договора купли-продажи от 07.02.2003 зарегистрировал за собой право собственности на 1/2 долю в праве на данную квартиру и владел 1/2 долей до 21.01.2019 ( 1 месяц)
На основании договора дарения 1/2 доли в праве на эту же квартиру, заключенному с дарителем Гусевой Т.Ю. от 30.05.2016, Гусев И.В. зарегистрировал за собой право собственности на всю квартиру ДД.ММ.ГГГГ
07.02.2019 Гусев И.В. заключил договор купли-продажи квартиры. Отчуждение права зарегистрировано в органах Росреестра 18.02.2019 (Т.1 л.д.165-169,Т.2 л.д.20-24).
1 119 251 руб. * 1 ( доля в праве) * 0,88 ( налоговая ставка в процентах) * 1 месяц /12 = 820, 78 руб.
1 119 251 руб. * 1/2 ( доля в праве) * 0,88 ( налоговая ставка в процентах) * 1 месяц /12 = 410,39 руб.
ВСЕГО: 820, 78 руб. + 410,39 руб. = 1 231 руб. ( с учетом округления) - налог на квартиру за 2019 год.
ОБЩАЯ СУММА налога на имущество физических лиц за 2019 года составила: 1 023 руб. + 1 231 руб. = 2 254 руб.
Расчет пени на недоимку по имущественному налогу за 2019 год производится за период, указанный в иске. С 02.12.2020 по 06.06.2021 ( так в иске), исходя из ставок рефинансирования, действующих в указанный период с суммы 2 254 руб.
Пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 02.12.2020 по 06.06.2021 составила 66 рублей 56 копеек.
Налог на имущество за 2020 год
С 2020 года налог на имущество рассчитывается с кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как указано в п.1 ст. 408 НК РФ ( действующей в налоговом периоде 2020 года),
сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей ( п.1).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей ( п. 1ст. 403 НК РФ).
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома ( п.3 ст. 403 НК).
Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома ( п. 5 ст. 403 НК).
Формула расчета налога приведена в п. 8 ст. 408 НК РФ:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса - 0,2
Как указано в п. 9 ст. 408 НК РФ, в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.
Согласно решению Барнаульской городской думы от 09.10.2019 № 381 на территории городского округа г. Барнаула с 01.01.2020 ставка налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе на жилые дома и квартиры составила 0,3 % (Т.2 л.д. 75).
Подробный расчет налога по объектам приведен в ответе на запрос суда, полученном от истца ( Т.2 л.д. 58-59), проверив который, суд не может согласиться с ним в отношении объекта с кадастровым номером 22:63:010403:882 и приводит свой расчет налога :
1) По налогу на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 114,7 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость дома на 1 января 2020 года - 1 694 483 руб.
Налоговая база по п.1 ст. 403 НК РФ составляет. :
1 694 483 руб. (кадастровая стоимость) - 738 658,67 руб. руб.(налоговый вычет по п.3 ст. 403 НК) =955 824,33 руб.
Размер налогового вычета по п.3 ст. 403 НК РФ следующий:
1 694 483 руб. / 114,7 ( площадь)= 14 773,17 * 50 кв.м. ( налоговый вычет по п. 5 ст. 403 НК РФ ) =738 658,67 руб.
Налог по п. 1 ст. 408 НК РФ определен в сумме 2 867,47 руб. :
955 824,33 руб. * 0,3% ( налоговая ставка) = 2 867,47 руб. (Н1);
Н2= 0 ( налог по инвентаризационной стоимости 2019 года)
Н = 2 867,47 руб. * 0,2 ( коэффициент по п. 8 ст. 408 НК) =573,49 руб.
573,49 руб. / 1/2 ( доля в праве) * 12 ( месяцев в году)/ 12 (месяцев владения) = 286,74 руб.
ИТОГО: 286,74 руб.
2) По налогу на 1/2 долю в квартире, расположенной по адресу: 656060, <адрес>, кадастровый №, площадью 60,4 кв.м., кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГГГ - 1 989 863,50 руб.
Налоговая база по п.1 ст. 403 НК РФ составляет. :
1 989 863,50 руб. (кадастровая стоимость) - 658 895 руб. (налоговый вычет) =1 330 968,50 руб.
Размер налогового вычета по п.3 ст. 403 НК РФ :
1 989 863,50 руб. / 60,4 ( площадь)= 32 944,75 * 20 кв.м. ( вычет доли на квартиру) =658 895 руб.
1 330 968,50 руб. * 0,3% ( налоговая ставка) = 3 992,90 руб.( Н.1)
Н2= 2 046 руб. ( налог по инвентаризационной стоимости 2019 года на всю квартиру без учета доли истца )
3 992,90 руб. (Н1) - 2 046 руб (Н2)= 1 946,90 руб. * 0,2 ( коэффициент по п. 8 ст. 408 НК) =389,38 руб. + 2 046 руб. (Н2) = 2 435,38 руб.
2 435,38 руб. / 1/2 ( доля в праве) * 12 ( месяцев в году)/ 12 (месяцев владения) = 1 217,69 руб.
ИТОГО: 1 217,69 руб.
3) По налогу на квартиру, расположенную по адресу: 656062, <адрес> А, 71, кадастровый №, площадью 35,8 кв.м., кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГГГ - 1 663 622,78 руб.:
Налоговая база по п.1 ст. 403 НК РФ составляет 734 224, 78 руб.:
1 663 622,78 руб. (кадастровая стоимость) - 929 398 руб.(налоговый вычет) =734 224, 78 руб.
Размер налогового вычета по п.3 ст. 403 НК РФ :
1 663 622,78 руб. / 35,8 ( площадь)= 46 469,91 * 20 кв.м. = 929 398 руб.
Налог по п. 1 ст. 408 НК РФ определен в сумме 2 202, 67 руб. :
734 224,78 руб. * 0,3% ( налоговая ставка) = 2 202, 67 руб.(Н1);
Н2= 0 ( налог по инвентаризационной стоимости 2019 года)
Н = 2 202, 67 руб. * 0,2 ( коэффициент по п. 8 ст. 408 НК) =440,53 руб.
440, 53 руб. / 1/2 ( доля в праве) * 12 ( месяцев в году)/ 12 (месяцев владения) = 220,26 руб.
ИТОГО: налог 220, 26 руб.
ВСЕГО: налог на имущество за 2020 год : 286,74 руб.+ 1 217,69 руб.+
+220, 26 руб.=1 724,69, с учетом округления - 1 725 руб.
Расчет пени на недоимку по имущественному налогу за 2020 год производится за период, указанный в иске, 02.12.2021 по 15.12.2021 ( так в иске), исходя из ставок рефинансирования, действующих в указанный период с суммы 1 725 руб.
Пени по налогу на имущество за 2020 года за период с 02.12.2021 по 16.12.2021, за 15 дней, исходя из ставки Центрального Банка, действующий в указанный период -7,50% :
1725 руб. * 15 дней * 7,50% ( ставка ЦБ) / 300 =6,46 руб.
Земельный налог.
Гусев И.В. в 2019, 2020 годах владел на праве совместной собственности с гусевой Т.Ю. земельным участком для строительства и дальнейшей эксплуатации усадебного жилого дома, расположенным по адресу: 656048, <адрес>, кадастровый №, площадью 221 +/-5. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрировано право общей совместной собственности супругов Гусева И.В. и Гусевой Т.Ю (Т.1 л.д. 137).
На 01.01.2015 кадастровая стоимость земельного участка определена в 421 360, 81 (Т.1 л.д. 165-166, 102, 121).
В силу п.1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Как указано в п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог ( п.1 ст. 389 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( ст. 391).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности ( п. 1 ст. 392 НК).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях ( п. 2 ст. 392 НК).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( п. 1,4 ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год ( ст. 393 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ) ( п. 1 ст. 394 НК РФ).
В силу п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте ( п. 7 ст. 396 НК РФ).
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства ( п. 8 ст, 396 НК РФ).
Абзацем 3 пункта 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ предусмотрен срок уплаты земельного налога : "Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом".
Как установлено в судебном заседании из поступивших на запрос суда от филиала ППК Роскадастр по Алтайскому краю земельный участок для строительства и дальнейшей эксплуатации усадебного жилого дома, расположенный по адресу: 656048, <адрес>, с кадастровым номером : №, площадью 221 +/-5, дата регистрации права 08.02.2019, зарегистрирован на праве общей совместной собственности за Гусевым И.В. и Гусевой Т.Ю ( л.д. 137).
Согласно Положению о земельном налоге, утвержденному на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края № 839 от 09.10.2012, решения Барнаульской городской думы от 29.04.2016 № 618, земельные участки, занятые жилищным фондом, или приобретенные ( предоставленные) физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, за исключением доли в праве на земельный участок, приодящиеся на объект. Не относящийся к жилищному фонду, земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, ставка земельного налога определена в 0,1 (Т.2 л.д. 63, 66).
Таким образом, расчет земельного налога необходимо произвести следующим образом:
За 2019 год:
421 360,81 руб. (налоговая база) * 1/2 ( доля в праве) 0,10% (налоговая ставка) * 11 (количество месяцев владения) /12 (количество месяцев в году) = 193 руб. ( с учетом округления).
За 2020 год:
421 360,81 руб. (налоговая база) * 1/2 ( доля в праве) 0,10% (налоговая ставка) * 12 (количество месяцев владения) /12 (количество месяцев в году) = 211 руб. ( с учетом округления).
Данная суммы недоимки по земельному налогу должны быть взыскана с административного ответчика.
В предоставленных в судебное заседание требованиях содержится, в том числе требование об уплате пеней в связи с недоимкой по земельному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.06.2021 - 5, 70 руб. и в связи с недоимкой по земельному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в сумме 0,79 руб.
Расчет пени произведен в соответствии со ст. 75 НК РФ, с учетом изменения ставок рефинансирования, проверен судом и признан правильным. Указанные суммы пеней подлежат взысканию с ответчика.
Согласно ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2020)"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Административный ответчик просит отказать в иске, ссылаясь на взыскание с него налогов по судебному приказу № 2а-637/2022 в размере 9 906 34 руб., который впоследствии был отменен по его заявлению. В подтверждение взыскания предоставляет справку ПАО «Сбербанк»(Т.1 л.д. 179-184).
Факт взыскания по судебному приказу не отрицает и административный истец, который в письменном ответе указал, что поскольку в платежных документах от 16.08.2022 основание платежа ( поле 106) указано. как «ЗД», номер документа-основания
( поле 108)-АР2а-637/2022, дата документа-основания ( поле 109) - 11.04.2022, налоговый период ( поле 107) - 11.04.2022, было произведено погашение в первую очередь имеющимся недоимкам, соответствующих операциям зачисления на конкретный отчетный период ( значения показателей реквизитов «106» и «107») (Т.2 лд. 25-26).
Суд не может согласиться с позицией истца, поскольку согласно определению мирового судьи от 20.03.2023 по делу № 2а-367/2022 по заявлению Гусева И.В. был произведен поворот исполнения судебного приказа по делу № 2а-367/2022. На МИФНС № 16 по Алтайскому краю возложена обязанность произвести возврат Гусеву И.В. денежных средств в сумме 9 906 руб. Определение вступило в законную силу ( Т.2 л.д. 154)..
Как указано в ст. 361 КАС РФ, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
При таких обстоятельствах взысканная по судебному приказу денежная сумма не может быть учтена судом при вынесении настоящего решения, поскольку административный истец на основании определения мирового судьи имеет право возвратить 9 906 руб., оплаченных им по судебному приказу.
Как указано в ч.2 ст. 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление, поданное Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к Гусеву И. В., удовлетворить частично.
Взыскать с Гусева И. В., <данные изъяты>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, с зачислением в соответствующий бюджет:
-10 878 рублей - общую сумму недоимок по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу и по земельному налогу ;
-103 рубля 87 копеек - общая сумма пеней,
в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год, в размере 2 254 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 02.12.2020 по 06.06.2021 в размере 66 рублей 56 копеек;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год, в размере 1 725 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в размере 6 рублей 46 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 6 495 руб., пеню на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в размере 24, 36 руб. ;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 193 руб., пеню на недоимку по налогу за 2019 год за период с за период с 02.12.2020 по 16.06.2021 - 5, 70 руб.
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2020 год в размере 211 руб., пеню за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 в сумме 0,79 руб.
А ВСЕГО: 10 981 рубль 87 копеек.
В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать.
Взыскать с Гусева И. В. в доход бюджета г. Заринска государственную пошлину в размере 439 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
В окончательной форме решение принято 24 мая 2023 года
Судья Чубукова Л.М.