Дело № 2а-10/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Лебяжье, Курганская область 11 января 2018 г.
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Чайкина В.В.,
при секретаре судебного заседания Козьминой А.А.,
с участием прокурора Блинова С.Ю., представителя административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Курганской области и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
исполняющий обязанности Курганского транспортного прокурора, действуя в интересах Курганской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснования заявленных требований указывается, что постановлением Администрации Курганской области от 05 февраля 2001 г. № 52 «О памятниках природы Курганской области» озеро «Светленькое», расположенное на территории Лебяжьевского района Курганской области, признано памятником природы регионального значения, а территория, занятая им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения. В соответствии с положениями п.п. 10, 11 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Согласно пунктам 4,20 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления границ. По мнению административного истца, таким уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Кроме того, происходит наложение границ охранной зоны памятника природы регионального значения с полосой отвода железных дорог.
С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения озеро «Светленькое».
Возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить проект решения высшего должностного лица Курганской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, направить подготовленный проект решения и пояснительную записку к нему на согласование в соответствии с п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
Определениями Лебяжьевского районного суда Курганской области от 20 декабря 2017 г. к участию в деле привлечены в качестве соответчика - Правительство Курганской области, заинтересованного лица - ОАО «Российские железные дороги».
В судебном заседании прокурор, участвовавший в деле, на удовлетворении заявленных административных исковых требованиях настаивал по доводам административного искового заявления. Ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлениям, мотивируя тем, что первоначально административный иск подавался в Варгашинский районный суд Курганской области - возвращен в связи с неподсудностью. Впоследствии административный иск был подан в Лебяжьевский районный суд Курганской области – также был возвращен в связи с процессуальными нарушениями.
Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1, действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно ссылалась на пропуск срока для обращения с данным административным иском.
Представитель административного соответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом. В письменных возражениях, в том числе указывают, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по иску, также ссылаются на пропуск срока для обращения в суд с данным административным иском. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Поддерживают возражения административного ответчика.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с положениями п.п. 10, 11 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 4,20 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления границ.
Установлено, что постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05 февраля 2001 г. № 52 «О памятниках природы Курганской области» образован памятник природы регионального значения «Озеро Светленькое» в Лебяжьевском районе, а территория, занятая им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения. Площадь памятника природы составляет 71,3 га, границы памятника природы соответствуют границе уреза воды в озере в летний период.
Согласно представленной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области информации от 31 июля 2017 г. № 01-11/5894 памятник природы регионального значения «Озеро Светленькое» граничит с объектами транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Охранная зона памятника природы «Озеро Светленькое» не установлена.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Из материалов дела и содержания административного искового заявления следует, что 31 июля 2017 г. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области предоставлена информация транспортному прокурору Курганской области об отсутствии охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения озера «Светленькое», что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Таким образом, срок обращения с соответствующим административным исковым заявления истекал 31 октября 2017 г.
Рассматриваемый административный иск поступил в Лебяжьевский районный суд Курганской области 14 ноября 2017 г., то есть с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации срока.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока, суд считает, что несоблюдение истцом процессуальных норм при обращениях с данным административным иском в Варгашинский районный суд Курганской области, а затем в Лебяжьевский районный суд Курганской области, вследствие чего административное исковое заявление возвращалось, не является уважительной причиной пропуска срока.
Иных обстоятельств и доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращения в суд, исполняющим обязанности Курганского транспортного прокурора не представлено, таким образом отсутствуют основания для восстановления прокурору пропущенного процессуального срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Курганской области и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области.
Судья В.В. Чайкин