РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Хапова М.В.,
при секретаре Аверчук Е.Г.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№2а-№ по административному исковому заявлению ФИО1 к Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании не действующим решения о снятии ФИО1 с учета в территориальном органе Пенсионного фонда по месту его жительства, обязании передать базу данных о постановке на учет ФИО1 в налоговую инспекцию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему было направлено уведомление о снятии его с учета в территориальном органе ПФР в Каларском районе с ДД.ММ.ГГГГ в качестве плательщика, чем нарушены его права, поскольку длительный период времени проживает на территории Каларского района, является добросовестным плательщиком страховых взносов. Просит суд, с учетом уточненных требований, признать не действующим решение о снятии его с учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту его жительства с момента принятия данного решения, обязать ответчика передать базу данных истца о постановке на учет в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по страховым взносам и сальдовую отчетность.
В судебном заседании, установлено следующее.
ФИО1 на исковых требованиях настаивал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО2 с требованиями не согласна по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель Межрайонной ИФНС России №3 по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие, заявленные ФИО1 требования поддержал.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
ФИО1 является адвокатом второй коллегии адвокатов р.Бурятия (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о постановке на учет в территориальный орган ПФР по Каларскому району. При обращении истец представил копию паспорта, в которой была отметка о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на основании чего был поставлен на учет в территориальном органе ПФР в Каларском районе.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции от 16.10.2010 г., действующей на момент обращения ФИО1, регистрация адвокатов осуществлялась в территориальных органах страховщика по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.
Постановлением Правления ПФ РФ от 02.08.2006 г. №197п утвержден Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей”, действующий до 2017 г.
Пунктом 6 названного порядка было предусмотрено, что регистрация адвоката осуществляется на основании Заявления о регистрации в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа, и представления одновременно с ним заверенных в установленном порядке копий необходимых документов, в том числе копий документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства.
Установлено, что в октябре 2016 г. ПФР проведен анализ стоящих на учете адвокатов, в ходе которого было выявлено, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи с чем, было произведено его снятие с учета в территориальном органе ПФР в Каларском районе.
Так, согласно уведомления, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был снят с учета в качестве плательщика в территориальном отделе УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) (л.д.7).
Не согласившись с решением ПФР, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском считая его незаконным, поскольку на протяжении длительного периода времени проживает на территории Каларского района, иного места жительства не имеет, имеет в собственности жилое помещение, осуществляет свою деятельность именно на территории Каларского района.
Согласно представленной копии паспорта, ФИО1 был снят с учета по месту жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в <адрес> (л.д.28-29).
Вместе с тем, ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания на территории Каларского района Забайкальского края по адресу: <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что ФИО1 проживает именно на территории Каларского района, где осуществляет свою деятельность адвоката, имеет в собственности жилое помещение, доказательств обратному суду не представлено.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определены правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей.
В п.2 ст.6 данного закона указано, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются адвокаты.
Положениями п.1 ст.13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ установлено, что страховщик имеет право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу ст.ст.11, 14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ на страхователей по обязательному страхованию возложена обязанность по регистрации в органах страховщика.
Положения п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ в первоначальной редакции, действовавшей с момента его вступления в законную силу и до 01.07.2011 года, предусматривали регистрацию адвоката в качестве страхователя в территориальных органах ПФР на основании самостоятельно поданного заявления по месту жительства.
При этом заявление о регистрации в качестве страхователя должно быть подано в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката. Одновременно с указанным заявлением предоставляются копии удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 02 августа 2006 года N 197п был утвержден Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" адвокатом является лицо, получившее в установленном данным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Единственным документом, подтверждающим статус адвоката, в соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" является удостоверение.
Действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.
Установлено, и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является добросовестным плательщиком страховых взносов, задолженности не имеет.
Свои доводы о снятии ФИО1 с учета административный ответчик мотивирует, регистрацией по месту жительства адвоката в р.Бурятия, с чем суд не может согласиться.
Так, из содержания ст.20 ГК РФ, ст.2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны определения понятий места пребывания и места жительства.
При этом местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, содержатся аналогичные понятия места жительства и места пребывания.
Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
Из приведенных выше норм следует, что под местом временного пребывания понимается такое место, где гражданин пребывает временно помимо постоянного места жительства. При этом регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Поскольку ФИО1 не имеет иного места жительства, кроме жилого помещения расположенного на территории Каларского района Забайкальского края, то с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное жилое помещение для истца является постоянным местом жительства и не может расцениваться как место временного пребывания.
Наличие ограниченной определенным сроком регистрации ФИО1 в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца.
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе адвокаты. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункт 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
По данным ПФР, в соответствии с Порядком обмена информацией отделений ПФР с управлениями налоговой службы по субъектам РФ на регулярной основе от ДД.ММ.ГГГГ №№, ДД.ММ.ГГГГ была произведена выгрузка и передача в УФНС России по Забайкальскому краю информации по начислениям за 2016 г. ФИО1
В последующем, как пояснил представитель административного ответчика информационная база, акт сверки расчетов по страховым взносам и сальдовая отчетность были переданы в полномочные органы по республике Бурятия.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд находит заявленные требования ФИО1 законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, удовлетворить.
Признать не действующим решение Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о снятии ФИО1 с учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту его жительства в отделе Пенсионного фонда РФ в Каларском районе с момента его принятия.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) передать информационную базу данных о постановке на учет ФИО1 в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по страховым взносам и сальдовую отчетность.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья М.В.Хапов