ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/19 от 05.02.2019 Саянского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск 05 февраля 2019 года

Дело № 2а-10/2019

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., при секретаре Стерховой Е.И., с участием помощника прокурора г. Саянска Филиппова Я.И., представителя административного ответчика и третьего лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора города Саянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области об устранении нарушений требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения,

установил

Прокурор города Саянска (административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области (административному ответчику) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» не утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в г. Саянске - муниципального унитарного предприятия (МУП) «Водоканал-Сервис» и в отношении МУП «Водоканал-Сервис» не установлен тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В связи с этим прокурор с учетом уточнений административного иска просил суд: признать бездействие администрации городского округа по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы МУП «Водоканал-Сервис» незаконным; признать незаконным бездействие администрации городского округа по установлению в отношении МУП «Водоканал-Сервис» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; присудить административному ответчику обязанность разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП «Водоканал-Сервис» в срок до 31 декабря 2019 года; присудить администрации городского округа обязанность установить в тот же срок до 31 декабря 2019 года для МУП «Водоканал-Сервис» тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Указанные административные исковые требования прокурора были поддержаны помощником прокурора г. Саянска Филипповым Я.И.

Представитель административного ответчика и третьего лица МУП «Водоканал-Сервис» ФИО1 подтвердила обстоятельства, на которые ссылался прокурор (о не принятии административным ответчиком мер по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы МУП «Водоканал-Сервис» и по установлению в отношении МУП «Водоканал-Сервис» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение), сообщив при этом о непризнании административного иска прокурора представляемыми ею лицами, и ссылаясь, в частности на то, что модернизации и реконструкции задействованных в водоснабжении и водоотведении объектов в г. Саянске в ближайшее время не планируется, источников финансирования инвестиционной программы не имеется, при этом централизованная система водоснабжения и водоотведения в г. Саянске поддерживается посредством проведения капитальных ремонтов по муниципальным контрактам в надлежащем техническом состоянии, качество питьевой воды остается на должном уровне, уведомлений от Роспотребнадзора о несоответствии нормативов качества питьевой воды не поступало, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, тогда как к такому нарушению может привести установление тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, поскольку в настоящее время подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение производится МУП «Водоканал-сервис» бесплатно.

Из пояснений в суде и.о.директора МУП «Водоканал-Сервис» Р.В. следует, что тариф на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение) для МУП «Водоканал-Сервис» администрацией городского округа не устанавливался. И МУП «Водоканал-Сервис», занимающий доминирующее положение на рынке водоснабжения в географических границах г. Саянска, в администрацию городского округа за установлением соответствующего тарифа не обращался. Оплата расходов МУП «Водоканал-Сервис», связанных с подключением (технологическим присоединением), в настоящее время незначительна, производится в соответствии с локальными сметными расчетами исходя из объемов работ для конкретного технологического присоединения и на основании заключенных с МУП «Водоканал-Сервис», если именно к нему обращаются заказчики, договоров подряда и актов о приемке выполненных работ, которые оплачиваются заказчиками - гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Эти договоры составляются МУП «Водоканал-Сервис» по разработанной им стандартной форме и не содержат информации о плате за присоединение. Установление для МУП «Водоканал-Сервис» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение уравняет оплату таких работ для всех заказчиков и необоснованно ее увеличит для абонентов, менее удаленных от централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и уменьшит для более удаленных абонентов.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения поддержанных в суде с учетом уточнений административных исковых требований прокурора в связи с далее изложенным.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 указанного Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (п. 2 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения относится, согласно п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, и согласование инвестиционных программ.

Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 № 641 (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 06 ноября 2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по утверждению инвестиционных программ и осуществлению контроля за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

До настоящего времени такое техническое задание администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» не разработано и не утверждено, вследствие чего не имеется и соответствующей инвестиционной программы МУП «Водоканал-Сервис», не определены источники финансирования мероприятий инвестиционной программы.

Согласно положениям раздела 3 «Требования к содержанию инвестиционной программы» Правил инвестиционная программа должна содержать плановые значения показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, мероприятия по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения, плановый процент износа объектов централизованных систем водоснабжения, перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения, источники финансирования инвестиционной программы и др. Отсутствие инвестиционных программ может привести к ухудшению технического состояния объектов муниципальной собственности, задействованных в водоснабжении и водоотведении, ухудшению качества питьевой воды, неэффективному использованию бюджетных средств и, как следствие, нарушению прав жителей города.

Нарушения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения создают предпосылки для нарушения прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, являются потенциальной угрозой для целостности сетей водоснабжения и водоотведения. Принятие же инвестиционной программы организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, обеспечит комплексный подход к поддержанию сетей водоснабжения в надлежащем состоянии, обеспечит должный уровень контроля за достижением плановых значений показателей надежности и качества систем водоснабжения.

С учетом изложенного необходимо признать незаконным бездействие администрации городского округа по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы МУП «Водоканал-Сервис» и обязать административного ответчика разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП «Водоканал-Сервис».

Кроме того, в соответствии с ч. 2, ч. 8 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу ч. 13 ст. 18 названного Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединяя) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Основы ценообразования), в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно п. 82 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, согласно требованиям закона, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Из материалов дела усматривается, что в географических границах г. Саянска доминирующее положение на рынке водоснабжения занимает МУП «Водоканал-Сервис», которое в администрацию городского округа за установлением тарифа на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение не обращалось, и такой тариф администрацией городского округа не устанавливался. Оплата расходов МУП «Водоканал-Сервис», связанных с подключением (технологическим присоединением), в настоящее время осуществляется в индивидуальном порядке, в соответствии с локальными сметными расчетами исходя из объемов работ для конкретного технологического присоединения и на основании заключенных заказчиками (гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами) с МУП «Водоканал-Сервис» договоров подряда и актов о приемке выполненных работ, стандартные формы которых разработаны МУП «Водоканал-Сервис» и не содержат информации о плате за присоединение. Но поскольку заказчиками оплачиваются фактически выполненные МУП «Водоканал-Сервис» работы, включая работы по присоединению, обязанности по строительству водопроводных сетей в этой части фактически возлагаются на заказчиков из числа неопределенного круга лиц.

Каких-либо данных, свидетельствующих об отнесении расходов МУП «Водоканал-Сервис» на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение на счет указанного предприятия и об освобождении от этих расходов заказчиков, суду не предоставлено. Следовательно, следует признать, что не доказано утверждение представителя администрации городского округа и МУП «Водоканал-Сервис» по доверенностям ФИО1 о том, что указанные работы проводятся названным предприятием бесплатно для заказчиков, заинтересованных в выполнении для работ по присоединению.

Более того, эти пояснения представителя ФИО1 опровергаются пояснениями в суде и.о.директора МУП «Водоканал-Сервис» Р.В. и письменной информацией МУП «Водоканал-Сервис», на которую ссылался прокурор, о том, что размер платы за осуществление технологического присоединения к системам водоснабжения и водоотведения рассчитывается локальными сметными расчетами исходя из объемов работ для конкретного технологического присоединения ресурсным методом в ГЭСН.

Установление для МУП «Водоканал-Сервис» единого тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение) в рамках государственного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено законом и потому не может рассматриваться как нарушающее права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Пунктом 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406, уставлено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Таким образом, непредставление МУП «Водоканал-Сервис» в администрацию городского округа заявления и материалов об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) не препятствует установлению указанного тарифа администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» без открытия тарифного дела.

Вместе с тем, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение административным ответчиком не установлен, вследствие чего должно быть признано незаконным бездействие администрации городского округа по установлению в отношении МУП «Водоканал-Сервис» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение и административному ответчику должна быть присуждена обязанность по установлению такого тарифа.

Согласно п. 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406, период долгосрочного регулирования определен как период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, а под периодом регулирования понимается период продолжительностью не менее 1 года, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

С учетом этого и ч. 2 ст. 178 КАС РФ также подлежит удовлетворению административный иск прокурора в части установления судом срока для исполнения административным ответчиком заявленных ему к присуждению обязанностей до 31 декабря 2019 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 ГПК РФ, суд

решил

Административные исковые требования прокурора города Саянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области об устранении нарушений требований законодательства в области водоснабжения и водоотведения полностью удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал-Сервис» и по установлению в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал-Сервис» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение.

Обязать администрацию городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области в срок до 31 декабря 2019 года разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал-Сервис».

Обязать администрацию городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области в срок до 31 декабря 2019 года установить для муниципального унитарного предприятия «Водоканал-Сервис» тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведение.

Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.

Председательствующий: С.С. Маничева