ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/2015 от 14.12.2015 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

№ 3а-10/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Горно-Алтайск 14 декабря 2015 года

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего – Имансакиповой А.О.,

при секретаре – В. Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай»,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства С. А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» в части включения в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда. Требование мотивировано тем, что лесные участки, включенные решением Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение от 28.12.2012 года № 42-3 в границы населенного пункта, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства. На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации. На момент издания решения Совета депутатов от 28.12.2012 года № 42-3 порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований был регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» и Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований». При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако, при издании оспариваемого решения Совета депутатов согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не было обеспечено.

В судебное заседание представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности К. М.Ю., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, в заявлении требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Совета депутатов МО «Соузгинское сельское поселение» О. Е.В. административное исковое заявление признала в полном объеме. Глава, Председатель Совета депутатов МО «Соузгинское сельское поселение» К. И.Н. выразил согласие на признание иска.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай К. Е.Н., П.- М. О.А., представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай К. А.В. полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Д. А.С., указавшего на возможность принятия признания иска, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.

Из материалов дела следует, что 28.12.2012 года принято решение Совета депутатов Муниципального образования Соузгинское сельское поселение № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай», которое было опубликовано в районной газете «Сельчанка» 18 января 2013 года (т. 1 л.д. 9, т. 1 л.д. 14).

При этом, в границы населенного пункта с. Соузга Майминского района Республики Алтай включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: в квартале выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , в квартале выдел , выдел , в квартале выделы , выделы , выделы , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , а в границы населенного пункта - п. Черемшанка Майминского района Республики Алтай включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: в квартале выделы , выделы , выделы , в квартале выдел , в квартале выделы , выдел , выдел , выдел , что подтверждается совмещенной картой-схемой материалов лесоустройства Майминского лесничества и схемы генерального плана с. Соузга Соузгинского сельского поселения, генеральным планом села Соузга Соузгинского сельского поселения, совмещенной картой-схемой материалов лесоустройства Майминского лесничества и схемы генерального плана п. Черемшанка Соузгинского сельского поселения, генеральным планом п. Черемшанка Соузгинского сельского поселения соответственно, материалами лесоустройства 2001 года, выписками из Государственного лесного реестра Республики Алтай, кадастровыми выписками земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , кадастровыми делами указанных объектов недвижимости, а также пояснениями представителей истца и заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, специалиста – заместителя директора Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай Л. А.Н.

Из материалов дела следует, что лесные участки, расположенные в границах с. Соузга в квартале выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , в квартале выдел , выдел , в квартале выделы , выделы , выделы , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , а также в границах п. Черемшанка в квартале выделы , выделы , выделы , в квартале выдел , в квартале выделы , выдел , выдел , выдел , принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии , серии , серии , серии , № .

В силу ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений и земли лесного фонда (ч. 1 ст. 7 ЗК РФ).

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (ч. 1 ст. 83 ЗК РФ). К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ч. 1 ст. 101 ЗК РФ).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из ст. 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В данном случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с утвержденным обжалуемым решением Совета депутатов генеральным планом муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» установлена граница муниципального образования с. Соузга и п. Черемшанка, при этом в черте указанных населенных пунктов находятся земельные участки из земель лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу ч. 14 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" при наличии генеральных планов городских округов в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда требуется проведение дополнительного согласования в федеральных органах исполнительной власти.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа определен в Градостроительном кодексе РФ.

Так, в соответствии со ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. В соответствии с ч. 8. ст. 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012 года N 69 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, в котором указано, что уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. п. "а" п. 2.1).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, на момент принятия оспариваемого решения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, в полномочия которого входит рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г. Москвы и г. Санкт- Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (п. п. 5.4.2., 5.4.3. п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736).

Более того, в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства" указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Поскольку лесные участки включены в границы населенных пунктов с. Соузга и п. Черемшанка, проект генерального плана муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» в силу ст. 25 ГрК РФ подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, доказательств того, что проект генерального плана Муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» направлялся для его согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства РФ, административным ответчиком суду не представлено.

В силу изложенного, органом местного самоуправления был нарушен порядок утверждения генерального плана поселения, установленный ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного ответчика О. Е.В. с согласия Председателя совета депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» К. И.Н. признала административное исковое заявление в полном объеме.

Суд считает возможным принять признание административного иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленное требование Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом того, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства в части согласования проекта генерального плана - нарушена процедура принятия, суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» в оспариваемой части следует признать недействующим с момента принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» Майминского района Республики Алтай о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай от 28.12.2012 № 42-3 «Об утверждении генерального плана Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай» в части включения в границы Соузгинского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество,

- в границах с. Соузга в квартале выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , в квартале выдел , выдел , в квартале выдел , выдел , выдел , выдел, , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел ,

- в границах п. Черемшанка в квартале выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , выдел , в квартале выдел , в квартале выдел , выдел , выдел , выдел , выдел .

Решение подлежит опубликованию в газете "<данные изъяты>" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в течение одного месяца со дня принятия решения в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2015 года.