ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/2017 от 25.04.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2017 года

г. Астрахань

Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Лавровой С.Е.,

при секретаре Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-10/2017 по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Олинский нефтехимический терминал» к Правительству Астраханской области, агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

у с т а н о в и л :

ОАО «Олинский нефтехимический терминал» обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, из категории земель - <--->, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10 августа 2015 года составляет <--->.

Согласно отчету ООО УК <---> об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвержденному положительным экспертным заключением ООО <---> рыночная стоимость земельного участка на эту дату составляет <---> рублей.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с рыночной стоимостью влечет нарушение прав административного истца, так как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации является базовой для расчета земельного налога.

В ходе рассмотрения дела административный истец изменил свои требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости согласно заключению судебной экспертизы в размере <---> рублей.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области, в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (Управление Росреестра по АО).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме. Правительство Астраханской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (Управление Росреестра по АО), муниципальное образование «Олинский сельсовет» явку своих представителей не обеспечили, представили письменные возражения по существу заявленных требований.

Неявка участвующих в деле лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела.

В судебном заседании представитель административного истца Открытого акционерного общества «Олинский нефтехимический терминал» ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители административных ответчиков агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО2, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Астраханской области и управления Росреестра по Астраханской области ФИО3 не оспаривали права обращения административного истца с указанными требованиями, вопрос о размере рыночной стоимости земельных участков оставили на усмотрение суда, полагали доказательства, представленные административным истцом, допустимыми.

Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65), для установления которой проводится государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66), в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66).

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с частью 1 статьи 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

ОАО «Олинский нефтехимический терминал» является собственником земельного участка с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, из категории земель - <--->, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, что подтверждается представленными правоустанавливающими документами.

Являясь плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, вправе обратиться в суд с административным иском об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Рыночная стоимость в отношении объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18). В случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.

Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функциональное регулирование в сферах имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения объектами, находящимися в государственной собственности Астраханской области. Агентство принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, участвует в работе комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 07 декабря 2015 года № 18 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Астраханской области, по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, из категории земель - <--->, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, по состоянию на --- определена в размере <--->.

Указанные обстоятельства подтверждаются кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровым паспортом, правоустанавливающими документами на земельный участок, актом определения кадастровой стоимости земельных участков.

Обращаясь с настоящим заявлением, административный истец указал, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО УК <---> об оценке рыночной стоимости земельного участка № <--->, подтвержденным положительным экспертным заключением ООО «<--->, согласно которым рыночная стоимость земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости составляет <---> рублей.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Астраханской области от --- заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено, поскольку разница между государственной кадастровой оценкой и рыночной стоимостью составила более 30 %, а именно 83 %.

В ходе исследования представленных доказательств, допроса оценщика Л., возникли сомнения в том, что представленные отчеты и положительные заключения на них отражают действительную рыночную стоимость земельных участков, поскольку применяя сравнительный подход оценки, оценщик некорректно подобрал объекты-аналоги, различающиеся по площади, месту расположения, другим характеристикам, не достаточно обосновав применяемые корректировки.

В целях определения действительной рыночной стоимости земельного участка по инициативе административного истца судом была назначена и проведена ООО <---> судебная оценочная экспертиза, согласно заключению которой от --- рыночная стоимость земельного участка по состоянию на --- составляет <---> рублей.

С учётом заключения судебной оценочной экспертизы административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в определённом экспертизой размере. Представители административных ответчиков в судебном заседании согласились с результатами судебной экспертизы, полагая, что рыночная стоимость земельных участков определена правильно.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

Исследуя в судебном заседании заключение судебной экспертизы, допрошен эксперт М. и установлено, что в рамках проведенной судебной экспертизы, экспертом произведен анализ рынка земельных участков с аналогичным видом использования, рыночная стоимость объекта оценки определялась исходя из его фактического использования, перечень и характеристики объектов-аналогов приведены в таблицах. Аналоги выбраны по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей по функциональности и параметрам. Приведены ссылки на источники используемой информации, с приложением копий материалов и распечаток, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости. По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки. Описание, расчет корректировок, отказ от проведения корректировок по другим аспектам в заключении также приведены.

Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости, не вызывает сомнений в достоверности, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Оснований сомневаться в правильности вывода эксперта не имеется, поскольку заключение эксперта мотивированно, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

Доказательств, опровергающих определенную экспертом величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <---> по состоянию на ---, либо свидетельствующих об иной рыночной стоимости, заинтересованными лицами не представлено.

Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные административным истцом доказательства, Астраханский областной суд приходит к выводу об обоснованности административного иска в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <--->, площадью <---> квадратных метров, из категории земель - <--->, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, в размере равном его рыночной стоимости <---> рублей по состоянию на ---.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января года, в котором подано заявление. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В комиссию административный истец обратился 27 октября 2016 года, следовательно, датой подачи заявления для административного истца является дата его обращения в комиссию.

Руководствуясь статьями 175 – 176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Олинский нефтехимический терминал», поданное в Астраханский областной суд 26 декабря 2016 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <--->, площадью <---> квадратных метров, из категории земель - <--->, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, на ---, равной его рыночной стоимости <---> (<--->) рублей, которая подлежит применению с --- и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 27 октября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.