дело №2а-10/2022 (2а-473/2021)
<Цифры изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2022 года п.Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Башенхаева А.И.,
при секретаре Зугеевой Е.В., с участием представителя истца помощника прокурора Дарханова В.С., представителя ответчика Семеновой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта автомобильной дороги «Заречное-Малолучинск», а именно выполнить профилирование щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов, в срок до 01.08.2023,
установил:
Прокурор обратился в суд с административным иском, с учетом его уточнения, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта автомобильной дороги «Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное Аларского района км. 4+522 до границы д.Малолучинск Аларского района км.10+529), а именно выполнить профилирование щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов, в срок до 01.08.2023, указав в обоснование, что прокуратурой района в октябре-ноябре 2021 года проведена проверка по обращению жителей д. Малолучинск Аларского района о несоблюдении ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги «Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное Аларского района км. 4+522 до границы д.Малолучинск Аларского района км.10+529), в ходе которой установлено, что Автомобильная дорога «Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное Аларского района км. 4+522 до границы д.Малолучинск Аларского района км.10+529) не соответствует нормативным требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадки дорожного полотна, колейности, дефекты обочин в виде повреждения (деформации и разрушения), трава и древесно-кустарниковая растительность, мешающая обзорности. В 2020 году ООО «ПроектГрупп» проведена оценка технического состояния автомобильной дороги «Заречное-Малолучинск», составлен технический отчет об оценке транспортно-эксплуатационного состояния данной дороги, согласно которому Автомобильная дорога 100% не соответствует нормативным параметрам, необходимо на всем протяжении Автомобильной дороги выполнить профилирование щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных Дирекцией, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц также определен быть не может. Согласно статье 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Одной из задач Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области является управление в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области (пп.5 п.6 Положения). Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в установленном порядке осуществляет функции по обеспечению осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Иркутской области (пп.49 п.7 Положения).
В возражениях на административный иск, представитель ответчика ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» указал, что административное исковое заявление не содержит указания на определенное действие, которое необходимо выполнить административному ответчику. Закупка подрядных работ по реконструкции или капитальному ремонту осуществляется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Полагают, что истцом не доказаны заявленные требования. В силу п.1 ст.9 ГК РФграждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право на предъявление иска, определение способа защиты в котором, является прерогативой только истца. В соответствии со ст.178 КАС РФсуд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Избрание способа защиты своего нарушенного права является правом истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права, характеру спорного правоотношения, характеру правонарушения. Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенного или оспариваемого права обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты. В связи с изложенным полагают, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что также является основанием для отказа в иске. Отсутствие указания на определенное действие, которое необходимо выполнить административному ответчику говорит о невозможности исполнения решения суда, в случае удовлетворения иска, также о возложении на иное лицо обязанности по доказыванию значимых обстоятельств недопустимо. Административное исковое заявление и.о. прокурора Аларского района не содержит сведений какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, а также сведений о том в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов. 30.10.2019 ОГКУ «Дирекция автодорог» (Заказчик) с АО «ДСИО» заключен Государственный контракт <Цифры изъяты> на выполнение работ по содержанию, текущему ремонту, устройству ледовых переправ, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части покрытий переходного типа с добавлением материала, восстановлению верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Аларского, Балаганского, Нукутского районов Иркутской области (далее- Контракт). Ответчиком предоставлены доказательства выполнения работ по вывозке и разравниванию щебеночно-песчаной смеси, планировке автогрейдером гравийных обочин (выполнено профилирование щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных уклонов), а также установке дорожных знаков на автодороге «Идеал-Заречное- Малолучинск», Аларского района (км 6км+850м-7км+200м, 8км+570- 8км+920м), проведенных подрядчиком в ноябре 2021 года в ходе исполнения контракта на содержание автодороги. Истец в обоснование уточненных исковых требований указал, что согласно абз. «а», п.п.2 п.4 раздела 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. № 402 (далее – Классификация) к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся работы по дорожным одеждам: усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещенопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания. Истец также уточнил какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление нарушены. В ноябре 2021 года Подрядчик - Заларинский филиал АО «ДСИО», действуя по заданию Заказчика в рамках указанного контракта, провел работы по восстановлению гравийного покрытия с добавлением нового материала автодороги «Идеал- Заречное- Малолучинск» на участках с км 5+300 - км 5+405; км 6+850 – км 7+20; км 8+570 – км 8+920 и работы по устранению деформаций и повреждений обочин. Вывезено щебенисто-песчаной смеси (ЩПС) 765м3. Тем самым, ОГКУ «Дирекция автодорог» в рамках исполнения контракта на содержание указанной автодороги обеспечивает бесперебойный проезд автотранспорта, устраняя недостатки в ее эксплуатационном состоянии, в том числе указанные в Акте. Вырубка древесно - кустарниковой растительности в рамках указанного Контракта запланирована на 2022 год. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Аларского района составлен акт проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, согласно которого установлено, что между ОГКУ «Дирекция автодорог» (Заказчика) и АО «ДСИО» (Подрядчик) заключен государственный контракт на содержание спорной автодороги. Также указано, что ДД.ММ.ГГГГ осуществилась выездная проверка с участием представителей АО «Дорожная служба Иркутской области» (далее – АО «ДСИО», Подрядчик) и ОГИБДД МО МВД России «Черемховский» и на всем участке указанной автомобильной дороги обнаружены дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок дорожного полотна, колейности, а также повреждения обочин в виде деформации и разрушения, дефекты в виде растительности, свидетельствующие о несоответсвии автомобильной дороги нормативным требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. и введен в действиеприказомФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГг. N1245-ст). При этом, в акте от ДД.ММ.ГГГГ не указаны размеры и дислокация перечисленных дефектов, не указаны способ и используемые измерительные приборы для определения их размерности, что не позволяет сделать вывод о несоответствии состояния дороги нормативным требованиям, предусмотренным Национальными стандартами РФ (требования к методам контроля недостатков ГОСТ Р 50597-17 п.9.3.1, п.9.3.2.1. и ГОСТ 32825 п.5.3, 9.3). Кроме того, указанное обследование проводилось до момента производства Подрядчиком работ по вывозке и разравниванию щебеночно-песчаной смеси, планировке автогрейдером гравийных обочин, а также установке дорожных знаков на автодороге «Идеал-Заречное- Малолучинск», Аларского района (км 6км+850м-7км+200м, 8км+570- 8км+920м), проведенных в ноябре 2021 года, после вышеуказанного обследования. Таким образом ОГКУ «Дирекция автодорог» в добровольном порядке исполняет свои обязанности по содержанию спорной автодороги в рамках заключенного государственного контракта <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Классификации, работы указанные в заключение оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги Иркутской области, Аларского района «Идеал-Заречное- Малолучинск» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно профилирование щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных продольных уклонов, относятся к капитальному ремонту или реконструкции (определяется проектно-изыскательскими работами), поскольку данные влекут замену и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги и могут повлечь изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Проектно-изыскательские работы, выполняются специализированной организацией, выбранной по результатам процедуры, предусмотренной Федеральным законом (далее – 44-ФЗ РФ) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ (далее – процедура закупки), после выделения бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. При этом, ОГКУ «Дирекция автодорог» осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Иркутской области и искусственных сооружений на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам, обеспечивает выполнение работ по проектированию, реконструкции, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета путем заключения Государственных контрактов. Учреждение не является распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление дорожной деятельности и действует в рамках лимитов финансирования. Заключение государственного контракта в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств является административным правонарушением. Принятие решения о проведении реконструкции, капитального ремонта, и ремонта автодороги принимается главным распорядителем бюджетных средств - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на основании результатов ее обследования, эксплуатационных характеристик, интенсивности движения, процента износа элементов обустройства. Им же принимается решение о внесении объекта в государственную программу Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства на 2019 – 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ N 771-пп и выделении финансирования путем принятия бюджета области на сессии Законодательного собрания Иркутской области (далее –государственная программа). В обязанность Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (далее- Минтранс) не входит проведение капитального ремонта автомобильных дорог. В полномочия Минтранса входит принятие решения о проведении реконструкции, капитального ремонта, и ремонта автодороги путем включения в государственную программу и выделение финансирования на выполнение указанных мероприятий, путем принятия бюджета области на сессии Законодательного собрания Иркутской области, следовательно Минтранс является недолжным ответчиком по данному иску. В настоящее время автомобильная дорога «Заречное- Малолучинск» (от границы д.Заречное, Аларского района км 4+522 до границы д.Малолучинск Аларского района км 10+529) не включена в перечень автомобильных дорог, на которых запланированы работы по капитальному ремонту, ремонту или реконструкции на период действия государственной программы. Бюджетные средства на выполнение указанных мероприятий до учреждения не доводились. В административном исковом заявлении и.о. прокурора Аларского района не определено кем из ответчиков какие действия надлежит выполнить для выполнения капитального ремонта спорной автомобильной дороги. На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
В возражениях на административный иск, представитель ответчика Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области указал, что Согласно положения «О министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» является подведомственным учреждением министерства. Дирекция осуществляет свою дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Иркутской области и искусственных сооружений на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам, обеспечивает выполнение работ по проектированию, реконструкции, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета путем заключения государственных контрактов. Автомобильный участок дороги «Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное Аларского района км. 4+522 до границы д.Малолучинск Аларского района км.10+529) не вошел в перечень автомобильных дорог, на которые запланированы работы по капитальному ремонту, ремонту или реконструкции на период действия государственной программы Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп. ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» заключен государственный контракт <Цифры изъяты> на «Выполнение работ по содержанию, текущему ремонту, устройству ледовых переправ, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части покрытий переходного типа с добавлением материала, восстановлению верхних слоев асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования Аларского, Балаганского, Нукутского районов Иркутской области» с АО «Дорожная служба Иркутской области». В 2021 году АО «Дорожная служба Иркутской области» в рамках указанного контракта были проведены работы по восстановлению гравийного покрытия с добавлением нового материала на данном участке автодороги, тем самым обеспечив бесперебойный проезд автотранспорта, устранив недостатки в эксплуатационном состоянии автодороги. Также в 2022 году запланирована вырубка древесно-кустарниковой растительности на данном участке дороге. В удовлетворении административных исковых требований прокурора просит отказать.
В судебном заседании прокурор Дарханов В.С. заявленные требования, с учетом их уточнения поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Семенова В.А. с административными исковыми требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель административного ответчика Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представители заинтересованных лиц АО «Дорожная служба Иркутской области», Министерство имущественных отношений Иркутской области, ОГИБДД МО МВД России «Черемховский», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании допрошены свидетели со стороны истца.
Свидетель Е суду показал, что проживает в д. Малолучинск, занимается извозом на автобусе по маршруту Малолучинск-Кутулик. Участок автодороги «Малолучинск-Заречное» в настоящее время в более менее нормальном состоянии, с приходом весны, из-за дождей по дороге тяжело проехать. Ремонт дороги проводился недавно, был отсыпан один слой щебенки, которого не будет после движения транспортных средств.
Свидетель Г суду показала, что является главой МО «Куйта», проживает в д. Малолучинск, ежедневно ездит по дороге «Заречное-Малолучинск», иногда сама, иногда с водителем. Дорогу зимой и летом чистят, но после того как по ней пройдет грейдер проехать невозможно. Сколько она там живет, капитальный ремонт дороги не проводился, одну две машины отсыпят и все. Она считает, что проведенные дорожные работы результата не дадут, потому что в зимний период дорогу на Малолучинск не чистили, а почистят, камня на дороге не останется.
Суд, заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3 Закона).
Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Закона).
Согласно п.9 ст.3 Закона реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно п.10 ст.3 Закона капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно п.11 ст.3 Закона ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В силу ч.ч.1, 2, 3 ст.17 Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (ч.ч. 5,6 ст.6 Закона).
В силу ст.22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" регламентировано, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога «Заречное-Малолучинск» (от границы д. <Адрес изъят> км.4+522 до границы д. <Адрес изъят> км.10+529) является автодорогой общего пользования регионального значения с переходным типом покрытия IV категории, находится в собственности Иркутской области, что не оспаривалось сторонами, а также подтверждается перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп, в который внесены сведения об автодороге Идеал-Заречное-Малолучинск.
Прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей д. Малолучинск Аларского района о несоблюдении ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги «Заречное-Малолучинск» (от границы д. Заречное Аларского района км.4+522 до границы д. Малолучинск Аларского района км.10+529), в ходе которой установлено, что указанная автомобильная дорога не соответствует нормативным параметрам, необходимо выполнение профилирования щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов на всем протяжении спорного участка дороги.
Полагая, что выполнение профилирования щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов на всем протяжении спорного участка дороги относится к капитальному ремонту и обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области и ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», прокурор Аларского района обратился с настоящим иском, с учетом его уточнения в суд.
Согласно государственному контракту <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (заказчик) и АО «Дорожная служба Иркутской области» (подрядчик), подрядчик по заданию заказчика принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию, текущему ремонту, обустройству ледовых переправ, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением материала, восстановлению верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Аларского, Балаганского, Нукутского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области.
Выполнение работ по данному государственному контракту, в том числе на автомобильной дороге «Идеал-Заречное-Малолучинск» подтверждается представленными в материалы дела актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и фотографиями.
В техническом отчете об оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги «Идеал-Заречное-Малолучинск км 0+007-км10+902» ООО «ПроектГрупп» составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указано на необходимость обустройства автомобильной дороги, в рамках содержания, километровыми столбами с линейной протяженностью 1000 м между ними и выполнения на всем протяжении автомобильной дороги профилирования щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Идеал-Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное 4 км.+522 м. до границы д. Малолучинск 10 км.+529 м.) <Адрес изъят>, составленному государственным инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Черемховский» ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «Идеал-Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное 4 км.+522 м. до границы д. Малолучинск 10 км.+529 м.) <Адрес изъят> относится к IV технической категории, общего пользования, межмуниципального значения, общая протяженность составляет 6,007 м., покрытие грунтовое, обслуживает данный участок дороги АО «Дорожная служба Иркутской области» филиал «Заларинский». Выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии указанной автомобильной дороги: дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадки дорожного полотна, колейности; дефекты обочин в виде повреждения (деформации и разрушения), травы и древесно-кустарниковой растительности, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Дефекты дорожного полотна приводят к снижению безопасности дорожного движения транспортных средств, вследствие чего регулярно возникают аварийно-опасные ситуации, приводящие, как правило, к возникновению дорожно-транспортных происшествий, в результате которых причиняется вред жизни, здоровью и имуществу граждан.
Согласно ответу ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты> в рамках государственного контракта ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты> «На выполнение работ по обследованию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Иркутской области, проведению диагностических обследований и разработке проектов организации дорожного движения» выполнялось обследование дороги «Идеал-Заречное-Малолучинск». По итоговой оценке состояния покрытия нормативным требованиям не соответствует 100% данной автомобильной дороги. Результаты диагностики и оценка состояния дороги является предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов по содержанию, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту эксплуатируемых дорог. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2019-2024 годы», реконструкция, капитальный ремонт или ремонт автомобильной дороги «Идеал-Заречное-Малолучинск» не предусмотрены. В рамках Государственного контракта 02/612-19 от ДД.ММ.ГГГГ «Выполнение работ по содержанию, текущему ремонту, устройству ледовых переправ, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части покрытий переходного типа с добавлением материала, восстановлению верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Аларского, Балаганского, Нукутского районов Иркутской области» по содержанию данной автомобильной дороги за период с 2019- сентябрь 2021 года выполнялись следующие работы: очистка проезжей части и обочин от снега, распределение противогололедного материала, ямочный ремонт покрытия, планировка проезжей части и обочин. До конца текущего года запланирована установка километровых дорожных знаков. В летний период 2022 года рассмотрена возможность выполнения работ по восстановлению профиля и ровности проезжей части гравийного покрытия с добавлением нового материала (выборочно).
Согласно ответу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты> в соответствии с программой «Развитие дорожного хозяйства и сети искусственных сооружений» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп, реконструкция, капитальный ремонт или ремонт автомобильной дороги «Идеал-Заречное-Малолучинск» не предусмотрены.
Согласно ответу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области автомобильная дорога «Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное 4 км.+522 м. до границы д. Малолучинск 10 км.+529 м.) является собственностью Иркутской области и на праве оперативного управления находится в ведении ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».
В силу ч.5 ст.6 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.6 ст.12 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ), к которой относиться также содержание, капитальный ремонт, ремонт и реконструкция автомобильных дорог.
Согласно ст.17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.16 Закона).
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние (часть 2.1 Классификации).
Согласно абз. «а», п.п.2 п.4 раздела 2 Классификации к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы: усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона.
Согласно п.п. "в" п.5 ч.3 Раздела II Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав прочих работ по капитальному ремонту входит проведение инженерных изысканий, обследований и разработка проектной документации на капитальный ремонт, экспертиза проектной документации.
Ссылаясь на технический отчет, составленный ООО «ПроектГрупп» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, прокурор полагал, что проверкой установлено, что состояние спорной автомобильной дороги не соответствует требованиям законодательства, ей необходим капитальный ремонт, а именно выполнение профилирования щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов на всем протяжении спорного участка дороги.
Между тем, проверка спорного участка дороги, после проведения ДД.ММ.ГГГГ работ, выполненных в рамках государственного контракта <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, не проводилась, иных доказательств, свидетельствующих о том, какой вид ремонта требуется произвести в отношении спорной автодороги, не представлено.
К таким доказательствам и не относятся показания допрошенных свидетелей, поскольку в силу ст.61 КАС РФ необходимость капитального ремонта подлежит доказыванию определенными средствами доказывания, к которым не относятся свидетельские показания, так как свидетели не являются специалистами в данной сфере.
Доводы истца основаны на техническом отчете ООО «ПроектГрупп» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и акте выявленных недостатков, которые сделаны до проведения текущего ремонта автодороги, в связи с чем невозможно сделать вывод о техническом состоянии дороги на момент рассмотрения дела, объеме и видах работ которые необходимо произвести в целях приведение автодороги в соответствии с требованиями законодательства и как следствие о необходимости именно капительного ремонта.
В связи с чем требования истца о необходимости проведения капитального ремонта дороги, суд находит преждевременными и не подтвержденными соответствующими доказательствами. Ходатайств о проведении экспертизы истцом не заявлялось.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (п.11 ст.12 Закона об автомобильных дорогах).
Финансирование осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов (п. п. 1, 2 ст. 33 Закона об автомобильных дорогах).
Так, Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2019-2024 годы», реконструкция, капитальный ремонт или ремонт автомобильной дороги «Идеал-Заречное-Малолучинск» не предусмотрены.
Таким образом, спорный участок автомобильной дороги не включен в перечень объектов капитального ремонта автомобильных дорог ни на 2023 год, ни на 2024 год, соответственно, заказ на выполнение работ по ремонту указанного участка дороги с указанием объема работ, места проведения работ и начальной цены контракта не размещен, открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по указанному участку не проведен, подрядчик не определен, денежные средства для финансирования капитального ремонта не изысканы.
Истцом не представлено доказательств необходимости первоочередного капитального ремонта (реконструкции) автомобильной дороги в приоритете от иных дорог, планируемых к ремонту, согласно Постановлению Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>-пп.
В соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом
При указанных обстоятельствах, понуждение Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» на проведение капитального ремонта автомобильной дороги преждевременно, противоречит установленному порядку.
Также необходимо учесть, что в силу ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений
Заявленный прокурором срок исполнения ответчиками обязанности на проведение капитального ремонта в срок до 01.08.2023 не обоснован, ссылок на предусмотренные законодательством нормы, регулирующим данные правоотношения и сроки проведения отдельных этапов подготовки документации для проведения капитального ремонта не приведено.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Аларского района к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта автомобильной дороги «Заречное-Малолучинск» (от границы д.Заречное Аларского района км. 4+522 до границы д.Малолучинск Аларского района км.10+529), а именно выполнить профилирование щебеночно-гравийного покрытия с восстановлением проектных поперечных и продольных уклонов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Апелляционные жалоба и представление на решение суда могут быть поданы в Иркутский областной суд через Аларский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<Данные изъяты>.
Председательствующий А.И. Башенхаев