ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/2023 от 30.10.2023 Диксонского районного суда (Красноярский край)

84RS0-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2023 года г. Дудинка

Диксонский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – и.о. председателя Диксонского районного суда, судьи Дудинского районного суда Пигиной Н.А.,

при секретаре Лырминой В.Г.,

с участием представителя административного истца заместителя Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С.,

представителя административного ответчика капитана морского порта Диксон – Сарсакова В.О.,

представителей административного ответчика ФГУП «Росморпорт» Козлова Е.Н. и Дубовицкого В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-10 по иску Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к капитану морского порта Диксон и ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности обеспечить безопасность объекта транспортной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Норильский транспортный прокурор Рахматулин Г.Г., выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Диксонский районный суд с иском к капитану морского порта Диксон о возложении обязанности обеспечить безопасность объекта транспортной инфраструктуры, указывая на то, что акватория морского порта Диксон является объектом транспортной инфраструктуры с реестровым номером МАП-66 от 22.12.2020 года, не подлежащим категорированию, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 года № 1651 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности. в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Учитывающих уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию» и приказом Минтранса от 28.08.2020 года № 331. В силу п.п.3 п.5 указанных Требований капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, обязаны образовать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также в нарушение внутриобъектового и пропускного режимов. Однако, указанные меры в морском порту Диксон не организованы. Планом обеспечения транспортной безопасности от 24.06.2022 года предусмотрено в течение 6 месяцев приложить к нему положение о сформированном подразделении транспортной безопасности (в случае его формирования), а в случае привлечения ФГУП «Росморпорт» стороннего подразделения транспортной безопасности к плану прикладывается копия договора с данным подразделением транспортной безопасности о защите акватории морского порта от актов незаконного вмешательства. В состав дежурной смены такого подразделения включаются работник, руководящий работой подразделения, работники, включенные в состав группы быстрого реагирования (не менее 2-х человек в смену), работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (не менее 1 человека в смену), а также транспортное средство, позволяющее силами обеспечения транспортной безопасности своевременно реагировать на возникшие угрозы и осуществлять периодическое патрулирование границ и территорий объекта транспортной инфраструктуры. Однако до настоящего времени мер по созданию подразделений транспортной безопасности не принято, что свидетельствует о формальном отношении к требованиям действующего законодательства, ненадлежащим взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, как следствие снижают уровень защищенности объекта транспортной инфраструктуры. Представление прокурора относительно указанных нарушений, оставлено без исполнения. Учитывая, что допущенные нарушения безопасности являются существенными, создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, интересам личности, общества и государства в сфере транспортной безопасности, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут находится на объекте транспортной безопасности в момент незаконного вмешательства, административный истец просит возложить на капитана морского порта Диксон обязанность в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Диксон образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - акватории морского порта Диксон, подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима.

Определением Диксонского районного суда от 29.09.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГУП «Росморпорт», в качестве заинтересованного лица – Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Представитель административного истца заместитель Норильского транспортного прокурора Богданов Д.С., принимая участие в судебном заседании, исковые требования полностью поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика капитана морского порта Диксон- Сарсаков В.О., принимая участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, с иском не согласился, поддержал ранее поданные письменные возражений, из которых следует, что исходя из положений п.4 ч.1ст.1, ч.2 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности», п. 5.13.3 Положения о Федеральном агенстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 371, капитан морского порта Диксон не является надлежащим ответчиком по делу, так как планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждает Росморречфлот, реализация данного плана возложена на капитана морского парта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морских портах (каковым является Росморречфлот самостоятельно, либо через подведомственную организацию – ФГУП «Росморпорт», Мурманский филиал которого осуществляет деятельность, в том числе в морском порту Диксон) в сроки, предусмотренные Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию", утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1651, а именно с утвержденный план реализуется поэтапно в течение 2 лет с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта, за исключением оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляемого в течение 3 лет с указанной даты. Заключение об утверждении оценки уязвимости акватории морского порта Диксон № 59-ОО(А) утверждено Росморречфлотом 01.07.2021 года. Уставом ФГУП «Росморпорт» предусмотрено, что предприятие принимает участие в обеспечения транспортной безопасности акватории морских портов, в том числе оказывает услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории порта, за что взымает соответствующий сбор. В соответствии с пп.2 п.15 Плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного заместителем руководителя Росморречфлота, ФГУП «Росморпорт» обязано в течение 6 месяцев с даты утверждения плана образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима. Пунктом 4.2 Поручения Росморречфлота от 30.10.2020 года № АП-38/13081, ФГУП «Росморпорт» поручено сформировать и оснастить группы из числа работников подразделения транспортной безопасности. Срок исполнения поручения истек 25.12.2022 года, срок исполнения Плана ОТБ (два года с момента издания заключения об оценки уязвимости) также истек 02.07.2023 года. С целью устранения действующего законодательства в части исполнения Плана ОТБ, капитаном морского порта Диксон в адрес Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» направлялись предложения по практической реализации Плана. Письмом от 19.05.2023 года капитан морского порта Диксон уведомил Росморречфлот о том, что План ОТБ не исполняется, просил оказать содействие в понуждении ФГУП к исполнению Плана. Таким образом, обязанность выполнения требуемых истцом действий возложена на Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт», в связи с чем представитель просит отказать в удовлетворении административного иска к капитану морского порта Диксон. (л.д. 68-72)

Представитель административного ответчика ФГУП «Росморпорт» Козлов Е.Н., принимая участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, административные исковые требования не признал, поддержав ранее представленные возражения, из которых следует, что ФГУП «Росморпорт» не согласно с позицией капитана морского порта Диксон, о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с уставными видами деятельности ФГУП «Росморпорт» осуществляет определенную деятельность по техническому наблюдению за акваторией морского порта Диксонв целях удовлетворения потребностей капитана морского порта Диксон в получении информации об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства для выполнения им своей функции по информированию уполномоченных в области безопасности федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение приказа Росморречфлота от 26.01.2015 года и приказа ФГУП «Росморпорт», соответчик принял от ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» передвижной пост технического наблюдения, созданный на базе автомобиля повышенной проходимости и оснащенный инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Диксон в соответствии с актом от 28.05.2015 года. Мурманским филиалом ФГУП «Росморпорт» сформирован штат работников, объединенных в отдел технического наблюдения за акваторией в составе 26 штатных единиц, из которых 3 штатных единицы предусмотрены для наблюдения за акваторией морского порта Диксон. В соответствии с Законом «О морских портах в Российской Федерации», приказа ФАС от 03.12.2019 года № 1588/19, ФГУП «Росморпорт» взимает сбор транспортной безопасности, который предполагает плату за обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта и включает в себя обеспечение работы комплексов инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в морских портах. К расходам по данной услуги относится: содержание инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, содержание служб инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, прочие расходы, связанные с оказанием данной услуги. Данный вид деятельности является убыточным для ФГУП «Росморпорт». Несмотря на это, ФГУП «Росморпорт» сформировал и оснастил группу из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенную, мобильную, круглосуточно выполняющую свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности акватории морского порта для исполнения капитанами морских портов законодательно установленной обязанности по предотвращению, прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акваториях морских портов. В соответствии с протокольным решением по итогам совещания в Росморречфлоте от 02.11.2021 года, разработано и утверждено Положение о структурном подразделении транспортной безопасности Филиала для акватории морского порта Диксон. Сформированное структурное подразделение транспортной безопасности включает в себя группу из числа работников подразделений транспортной безопасности Филиала. Создание данного подразделения подтверждается Положением о структурном подразделении транспортной безопасности акватории морского порта Диксон, утвержденным филиалом 28.11.2021 года и направленным капитану морского порта Диксон. В настоящее время действует Положение о структурном подразделении от 17.07.2023 года, так как 27.10.2022 года были конкретизированы требования к составу группы. По результатам подготовки и аттестации издан приказ «О назначении работников Мурманского филиала в состав структурного подразделения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры …». Сформированная группа оснащена специальными средствами, в числе которых наручники и резиновые палки. В соответствии с Законом «О транспортной безопасности» порядок обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта. Капитан морского порта Диксон, в соответствии со ст. 9 Закона «О транспортной безопасности» разработал план обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Диксон. ФГУП «Росморпорт» выполняет требования утвержденного Плана, в части его полномочий, не вступающих в противоречие с действующим законодательством и в рамках поручений Росморречфлота. Таким образом, ФГУП «Росморпорт» своевременно и в полном объеме выполняет свои функции. Вместе с тем, при разработки капитаном морского порта Диксон Плана транспортной безопасности, не были учеты большая часть рекомендаций и замечаний ФГУП «Росморпорт», а положения Плана существенно отличаются от ранее направлявшихся в адрес капитана порта проектов оценки уязвимости. К существенным замечаниям относятся неисполнение капитанов порта решений совещания Росморречфлота от 17.02.2021 года № АЛ-19 в части установления границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – акватории морского порта Диксон, которые совпадают с совпадают с границами акватории и ограничены береговой линией, что создает условия для беспрепятственного доступа посторонних лиц в зону транспортной безопасности. Таким образом, в отсутствие инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности и контрольно-пропускных пунктов на границах зоны транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности такого объекта не представляется возможным. Кроме того, внесенные в постановления Правительства от 25.12.2021 года № 2485 изменения, вступившие в силу 01.09.2022 года, требуют проведение дополнительной оценки уязвимости, а также внесение корректировки в план обеспечения транспортной безопасности морского порта Диксон. В настоящее время работы по проведению дополнительной оценки уязвимости капитаном морского порта не ведутся. Кроме того, представитель указывает на то, что решения Росморречфлота от 30.10.2020 года, от 17.02.2021 года, от 02.11.2021 года об использовании для защиты акваторий возможностей ФГУП «Росморпорт» в пределах существующих подразделений транспортной безопасности, не исключают возможности капитана морского порта Диксон выполнить пп.3 п.5 Требований, а именно сформировать собственное подразделение транспортной безопасности или привлечь на основании договора подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти. В то время как ФГУП «Росморпорт» выполняет поручения Росморречфлота за счет собственных средств в интересах капитанов морских портов, не являясь при этом субъектом транспортной инфраструктуры в отношении акваторий морских портов.С учетом изложенного, представитель административного соответчика просит отказать Норильскому транспортному прокурору в удовлетворении иска к ФГУП «Росморпорт». (л.д. 129-135)

Представитель ФГУП «Росморпорт» Козлов Е.Н. также в судебном заседании пояснил, что созданная приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.09.2023 года № 0204 группа быстрого реагирования в составе 16 человек свою деятельность в зоне транспортной безопасности акватории морского порта Диксон осуществляет формально, без их физического присутствия в морском порту Диксон. Данный приказ был издан в рамках данного ФГУП «Росморпорт» поручения. Включенные в состав указанный группы лица, также включены в состав групп реагирования других портов, находящихся в ведении Мурманского филиала. В тоже время в настоящее время отсутствует установленный порядок деятельности данных групп, их полномочия и режим сменности.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Из представленного суду письменного отзыва по существу рассматриваемого делу следует, что в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении транспортной безопасности, 26.05.2022 года был утвержден План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Диксон, с заключением от 24.06.2022 года направлен капитану морского порта Диксон. Росморречфлотом организована работа по реализации капитаном морского порта Диксон и ФГУП «Росморпорт» указанного плана, в рамках чего издано поручение от 30.10.2020 года № АП-38/13081, где указаны мероприятия, проведение которых поручено администрациям морских портов, капитанами морских портов и ФГУП «Росморпорт».

На основании ст. 150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего административного дела при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ также предусмотрено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее-Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Пунктом «г» пункта 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности акватория морского порта отнесена к объекту транспортной инфраструктуры.

Приказом Минтранса России от 28.08.2020 N 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" определено, что акватории морских портов относятся к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию по видам транспорта.

Распоряжение Росморречфлота от 14.07.2014 N АП-266-р морской порт Диксон внесен в Реестр морских портов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера А-16, площадь его акватории составляет 0,182 кв.км.

В соответствии с реестром объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по виду транспорта, акватории морского порта Диксон присвоен № МАП-66.

Таким образом акватория морского порта Диксон является объектом транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию по видам транспорта, и подпадает под действие Закона о транспортной безопасности.

Под обеспечением транспортной безопасности Закон о транспортной безопасности понимает реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. (п.4 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).

К основным задачам обеспечения транспортной безопасности Закон относит, в числе прочих, разработку и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности.

Положениями ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложено на субъекты транспортной инфраструктуры.

Согласно части 2 указанной нормы федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абз.13 ст. 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, п.1 ст. 11 Федерального закона т 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" функции по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта возлагаются на капитана морского порта.

В продолжении реализации указанных норм, аналогичные функции капитана морского порта предусмотрены пп.11 п.15 положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 09.11.2022 N 447.

Полномочия по установлению требований транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, статьей 8 Закона о транспортной безопасности возложены на Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1651 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию" (далее – Требования № 1651).

В соответствии с пунктом 4 Требований № 1651 они являются обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе капитанами морских портов в отношении акваторий морских портов.

В соответствии с пунктом 5 Требований № 1651 капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, обязан, в числе прочего, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящими требованиями, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно пункта 6 Требований № 1651 капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морских портах, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанного документа, обязан, в числе прочего:

- обеспечить проведение оценки уязвимости акватории морского порта, представление результатов ее проведения в Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также устранение замечаний Федерального агентства морского и речного транспорта (при их наличии) в течение 3 месяцев с даты вступления в силу настоящего документа, в отношении функционирующей акватории морского порта, в отношении вновь созданной акватории морского порта - с даты включения акватории морского порта в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости акватории морского порта в течение 3 месяцев с даты ее утверждения разработать и представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта (далее - план объекта транспортной инфраструктуры);

- реализовать утвержденный план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в сроки, установленные планом объекта транспортной инфраструктуры, в течение 2 лет с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта, за исключением оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляемого в течение 3 лет с указанной даты. Реализацию плана объекта транспортной инфраструктуры осуществлять во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 371, Росморречфлот является органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере. Осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации. (п.1, п.4 Общих положений).

Организация и обеспечение эффективного использования федерального имущества в морских портах возложена на ФГУП «Росморпорт», что следует из пп.1 п. 2.1 Устава ФГУП «Росморпорт», утвержденного распоряжением Росморречфлота № АП-506-Р от 06.11.2020 года.

В соответствии с п.п. 48, 53, 57 п. 2.2 Устава ФГУП «Росморпорт», учреждение принимает участие в обеспечении транспортной безопасности акватории морских портов, в том числе оказывает услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта; разрабатывает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, осуществляет деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п.1.3 Положения о мурманском филиале ФГУП «Росморпорт», утвержденного приказом ФГУП «Росморпорт» от 25.11.2022 года № 511, филиал осуществляет свою деятельность, в том числе в морском порту Диксон.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что субъектом транспортной инфраструктуры в отношении объекта – акватория морского порта, является капитан морского порта, и именно на него возложена обязанность по реализации Требований обеспечения транспортной безопасности, именно он является лицом, обязанным к выполнению Требований № 1651.

В то время как ФГУП «Росморпорт» во взаимодействии с капитанами морских портом выполняет возложенные на учреждение функции, предусмотренные Уставом, однако не является лицом, ответственным за исполнение Требований № 1651.

Как следует из ч.1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

Как установлено в судебном заседании, заключение об оценки уязвимости акватории морского порта Диксон утверждено заместителем начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота 01.07.2021 года (л.д. 73).

План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Диксон утвержден заместителем руководителя Росморречфлота 24.06.2022 года, в реализацию полномочий Росморречфлота, закрепленных в п. 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ № 371 от 23.07.2004г. (л.д. 96-98)

В соответствии с указанным Планом одним из этапов обеспечения транспортной безопасности является образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры, подразделения ФГУП «Росморпорт», включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима.

Планом обеспечения транспортной безопасности предусмотрено, что подразделения транспортной безопасности (далее- ПТБ) (группы из числа работников подразделения транспортной безопасности) в составе дежурной смены должны включать: - работника ПТБ, руководящего выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; - работников ПТБ, включенных в состав ГР – не менее двух человек в смену; - работников ПТБ, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – не менее одного человека в смену; - транспортное средство, позволяющее силам ОТБ своевременно реагировать на возникшие угрозы в отношении объекта транспортной инфраструктуры и осуществлять периодический осмотр границ и территорий данного объекта. (л.д. 76)

Указанные мероприятия подлежат реализации в течение 6 месяцев с даты утверждения Плана. Таким образом, положения Плана ОТБ подлежали реализации до 24.12.2022 года.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морского порта осуществляется капитанами морских портов. (ч.4 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, пп.30 п.16 Положения о капитане морского порта, утвержденного приказ Минтранса России от 09.11.2022 N 447).

Кроме того, в соответствии с п.3.2 поручения Росморречфлота от 30.10.2020 года № АП-38/13081 капитанам морских портов поручено осуществить проведение мероприятий по формированию структурных подразделений транспортной безопасности, подготовке и аттестации лиц, принимаемых для выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Сведений о том, что данные обязанности выполнены капитаном морского порта Диксон, а также, что в настоящее время имеются подразделения транспортной безопасности (в численности и сменности, установленной Планом ОТБ), в материалы дела не представлены, в связи с чем требования Норильского транспортного прокурора являются обоснованными.

При этом наличие поручения Росморречфлота от 30.10.2020 года № АП-38/13081, где ФГУП «Росморпорт» поручено сформировать указанное подразделение из числа работников ПТБ, не может служить основанием для исключения указанной функции из полномочий капитана морского порта Диксон, поскольку его обязанность в данной части установлена Требованиями № 1651, утвержденными постановлением Правительства РФ, имеющими большую юридическую силу. Кроме того, указанным Поручением на капитана морского порта также возложена обязанность осуществить мероприятия по формированию структурных подразделений ТБ (п. 3.2 Поручения).

Между тем, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. (ст. 2 Закона о транспортной безопасности)

В связи с чем, с учетом повышенной важности рассматриваемых правоотношений, достижение указанных целей не может быть поставлено в зависимость от отсутствия четкого порядка взаимодействия по вопросу обеспечения транспортной безопасности между организациями, подчиненными Росморречфлоту.

Относительно сроков исполнения вышеизложенных требований, суд исходит из следующего.

Абзацем 3 пункта 2 части 6 Требований № 1651 реализация плана обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в течение двух лет с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта. Тем самым, такой срок наступил 01.07.2023 года. Планом ОТБ установлен срок для реализации задач по формированию или привлечению структурного подразделения ТБ – 6 месяцев с даты утверждения Плана.

Учитывая отсутствие порядка взаимодействия соответчиков по реализации утвержденного плана, разрешение спора относительно полномочий каждого из ответчиков настоящим решением, суд полагает необходимым установить срок исполнения такой обязанности капитаном морского порта Диксон в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку факт необеспечения в оспариваемой части требований транспортной безопасности для акватории морского порта Диксон административным ответчиком капитаном морского порта Диксон не оспаривается, предъявленный прокурором иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к капитану морского порта Диксон и ФГУП «Росморпорт» о возложении обязанности обеспечить безопасность объекта транспортной инфраструктуры, удовлетворить частично.

Возложить на капитана морского порта Диксон обязанность в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Диксон образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - акватории морского порта Диксон, подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима.

В удовлетворении административных исковых требований Норильского транспортного прокурора к ФГУП «Росморпорт» отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Диксонского районного суда Красноярского края.

Судья Н.А. Пигина

Мотивированное решение суда изготовлено 31 октября 2023 года.