Дело № 2а – 11 – 534/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Окуловка 22 августа 2018 года
Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Жигуляева А.В., при секретаре Вальковой В.В., с участием прокурора Окуловского района Новгородской области Егорова М.А., представителя административного ответчика – Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Новгородской области и Окуловского муниципального района к Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о признании незаконным постановления Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор Окуловского района Новгородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о признании бездействия Администрации по проведению Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации, утвержденного Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным и обязании Администрации привести Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации, утвержденного Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ Прокурором Окуловского района Новгородской области исковые требования к административному ответчику были изменены, а именно административный истец просил признать недействующим п.2.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации, утвержденного Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, как противоречащий ст.3 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Окуловского района проведена антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта – Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района», в ходе которой установлено, что утвержденный вышеуказанным постановлением Порядок противоречит требованиям действующего федерального законодательства ч.4 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ, а именно проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов поставлено в зависимость от поступления письменных обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций о возможной коррупциогенности нормативных правовых актов.
В судебном заседании прокурор Окуловского района Новгородской области Егоров М.А. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области ФИО6 исковые требования не признала, считает, что п.2.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации, утвержденного Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, не противоречит ч.4 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ, поскольку п.2.2 вышеуказанного Порядка установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов проводится при мониторинге их применения. Пунктом 2.1 указанного Порядка направлен на дополнительные случаи, в которых может быть применен мониторинг применения действующего нормативно-правового акта.
Выслушав объяснения участников, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Согласно п.2 ст.6 вышеуказанного Федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем применения такой основной меры как антикорорупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Постановлением Администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района.
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Окуловский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ. Информация об опубликовании вышеуказанного Порядка указана в Перечне нормативных правовых актов за июнь 2010 года, направленных в областное государственное учреждение «Центр муниципальной правовой информации».
Указанный Порядок применяется в настоящее время в редакции Постановлений Администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№.
Прокуратурой Окуловского района проведена антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта – Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района», по итогам которой ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Окуловского района вынесен протест о приведения Порядока проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, который ДД.ММ.ГГГГ был отклонен Администрацией Окуловского муниципального района.
Из п.2.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативно правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области № следует, что антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится в случае поступления в адрес органов и должностных лиц Администрации Окуловского муниципального района письменных обращений органов государственной власти, иных государственных органов, иных органов местного самоуправления, граждан и организаций о возможной корупциогенности указанного акта, полученной по результатам анализа практики его правоприменения.
Согласно п.2.2 указанного Порядка антикоррупционная экспертиза нормативного акта проводится правовым управлением Администрации Окуловского муниципального района по результатам мониторинга применения нормативного правового акта на основании поручения Главы Администрации Окуловского муниципального района.
В силу п.3 ч.2 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.3 указанного Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно ч.5 ст.3 данного Федерального закона органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Администрацией Окуловского муниципального района (п.2.1Порядка) поставлено в зависимость от поступления письменных обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций о возможной коррупциогенности нормативных правовых актов, полученной по результатам анализа практики его правоприменения, что противоречит ч.4 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов».
Доводы административного ответчика о том, что п.2.2 вышеуказанного Порядка установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов проводится при мониторинге их применения, а п. 2.1 Порядка направлен на дополнительные случаи, в которых может быть применен мониторинг применения действующего нормативно-правового акта, суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов» Администрация Окуловского муниципального района обязана проводят антикоррупционную экспертизу принятых ее нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Оспариваемый прокурором Окуловского района Новгородской области п.2.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативно правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушает права и законные интересы РФ, Новгородской области, Окуловского муниципального района, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ, п.4 ст.7, ч.2 ст.43 Федерального закона от 06 июня 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законом, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ,
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Окуловского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Новгородской области и Окуловского муниципального района, о признать недействующим п.2.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативно правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, как противоречащий статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Окуловского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Новгородской области и Окуловского муниципального района, - удовлетворить.
Признать недействующим п.2.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативно правовых актов) Администрации Окуловского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, как противоречащий статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Жигуляев