Дело № 2а-1100/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,
при секретаре Кулаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа «Город Калининград», комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании распоряжений,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с двумя административными исковыми заявлениями об оспаривании распоряжений комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград».
Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 апреля 2019 года административные дела объединены в одно производство.
После уточнения административных исковых требований по объединенному административному делу административные истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельные участки по тому же адресу: с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – под индивидуальный жилой дом; с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда; с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда; с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда; с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда. Одновременно с земельными участками с разрешенным использованием – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда в результате проведенных ими кадастровых работ был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда, расположенный по тому же адресу и предоставленный административным истцам в пользование на основании распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 07.11.2016 № 6768/р-КМИ «О выдаче разрешения на использование земельного участка по <адрес>». В период с 2016 по 2018 годы ими было произведено благоустройство указанного земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, очистка его от грязи и мусора, частичное замощение, высадка газона и многолетних декоративных насаждений, монтаж декоративного ограждения границы земельного участка. Однако 26 сентября 2018 года и 27 октября 2018 года соответственно ими были получены распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 21.09.2018 № 3963/р-КМИ «Об отмене распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 07.11.2016 № 6768/р-КМИ «О выдаче разрешения на использование земельного участка по <адрес>» и от 19.10.2018 № 4514/р-КМИ «О сносе самовольной постройки», со ссылкой в обоснование принятых решений на итоги личного приема граждан № 99-лпз/гр-КМИ от 30 августа 2018 года, обращение в управление земельных отношений комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» № 4164 от 26 сентября 2018 года и установление факта самовольной постройки. Из содержания личного обращения граждан следует, что их жалобы были направлены на отсутствие имеющегося ранее пешеходного прохода от <адрес> к <адрес> – к объектам социального назначения, что в порядке 500 метров от границы земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с разработанным в 2007 году рабочим проектом по благоустройству индивидуального жилого дома проходов (проездов) через территорию данного земельного участка не предусматривалось. Этот участок формировался для предоставления им в собственность, о чем свидетельствуют предварительное согласование в образовании и предоставлении земельных участков, произведенные публикации в газете «Гражданин», документы межевого плана по формированию земельных участков, а также само по себе разрешенное использование земельного участка. В соответствии с утвержденным в 2016 году Проектом планировки с проектом межевания проходов (проездов) в пределах установленных красных линий через территорию данного земельного участка не предусматривалось. Пунктом 12 Постановления Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 676 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков, ни одно из которых не соответствует основанию для отмены административным ответчиком ранее выданного распоряжения. В рамках гражданского дела № об обжаловании отказа администрации городского округа «Город Калининград» в предоставлении в собственность этого земельного участка, отказывая им в исковых требованиях, суд сослался на то, что оспариваемый земельный участок и так находится у них в пользовании на основании распоряжения администрации и полученного разрешения на использование. Территория земельного участка не создает препятствий движению третьих лиц, через нее не проходит и не может проходить дорожная либо пешеходная полоса. В их адрес никаких заключений по осмотру самовольной постройки не высылалось, уведомлений о предстоящем рейдовом осмотре не направлялось, письменных либо устных обращений (жалоб) соседей либо третьих лиц относительно установленного ограждения не было. Предостережения с требованием демонтировать фрагменты ограждения адресованы только ФИО2, таким образом, распоряжение о сносе самовольной постройки не соответствует предостережениям. Ограждение жилого дома составляет по периметру около 145 м. и из содержания распоряжения нельзя понять, какая именно часть ограждения подлежит сносу. Данное распоряжение вынесено с нарушением сроков, предусмотренных Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 24.12.2015 № 2097. Забор в виде части ограждения границы земельного участка был установлен ими в 2016 году в период действия разрешения на использование земельного участка, что исключает юридическую квалификацию ограждения как «самовольная постройка». Просят суд признать недействительными и отменить распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 21.09.2018 № 3963/р-КМИ «Об отмене распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 07.11.2016 № 6768/р-КМИ «О выдаче разрешения на использование земельного участка по <адрес>» касаемо земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилого фонда, расположенного по адресу: <адрес>, и распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 19.10.2018 № 4514/р-КМИ «О сносе самовольной постройки».
Административные истцы в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, извещены о времени и месте судебного заседания надлежаще.
Представитель административных истцов ФИО4, действующий на основании выданных на его имя доверенностей, в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в уточненном административном иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что проход к ул. <адрес> был сформирован на другом земельном участке и обращения граждан, послужившие основанием для принятия оспариваемых распоряжений, были связаны с отсутствием ранее существовавшего прохода. Распоряжения не отражают сути этих обращений. Администрация пытается найти доводы в связи с незаконной ликвидацией исторически сложившегося проезда. При использовании земельного участка для благоустройства территории нет запретов на возведение ограждений и монтаж построек. Ограждение не является объектом капитального строительства и на его возведение разрешения не требуется. Доступ сотрудникам Водоканала для проверки водоохранной зоны предоставляется жильцами дома через ворота, на территории земельного участка находится закрытое русло водостока и оборудованы колодцы. Автомобили собственники ставят на другом земельном участке. Актуален ли в настоящее время проект благоустройства 2007 года, он не знает. Его доверители пользуются предоставленным земельным участком безвозмездно, при выдаче разрешения на использование земельного участка срок его действия не оговаривался, красные линии в границах земельного участка тогда уже существовали. Для отмены ранее выданного распоряжения должны быть веские основания, тогда как в течение двух лет никаких претензий к его доверителям не было. Доказательств размещения Плана рейдовых осмотров в печатном издании и сети «Интернет» не представлено, какие именно объявления были размещены на заборе, установить невозможно.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения административных исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административные исковые заявления, и указала, что согласно градостроительному зонированию спорный земельный участок полностью находится в границах красных линий. С момента вынесения судом решения по гражданскому делу № проект планировки с проектом межевания не претерпели никаких изменений. Один из факторов, которые послужили основанием для отмены ранее выданного распоряжения, - наличие ограждения, которое препятствует доступу на территорию третьих лиц. В разрешении были прописаны условия, на которых собственниками может использоваться территория и их нарушение влечет отмену распоряжения. Необходимых согласований на установку забора не имеется, ограждение препятствует проезду и проходу граждан, живущих на близлежащих улицах. Распоряжение издано не только по итогам личного приема граждан, но и в связи с допущенными нарушениями обязательных требований. Собственники индивидуального жилого дома с 2016 года нарушали порядок пользования земельным участком, злоупотребили правом на пользование, при этом нарушение их прав законно вынесенными распоряжениями не доказано. Распоряжение о сносе самовольной постройки было вынесено на основании Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 24.12.2015 № 2097, срок для вынесения такого распоряжения не ограничен и не может считаться пропущенным. Так как было установлено, что проход пешеходов ограничен незаконно возведенным на спорном земельном участке ограждением, административным истцам было предложено в срок до 11 февраля 2019 года осуществить снос самовольной постройки. Также на подлежащем сносу объекте были размещены объявления и граждане могли уточнить, что именно нужно снести и каков порядок сноса, по указанным в объявлении телефонам. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 24.12.2015 № 2104 устанавливает порядок проведения рейдовых осмотров. Информация о таких осмотрах доводится до заинтересованных лиц путем размещения на официальном сайте администрации и в газете «Гражданин» (при необходимости), поэтому такая информация административным истцам не направлялась. Предостережения были направлены всем административным истцам, по три предостережения каждому с указанием на разные нормы права. Согласно Правилам благоустройства забор не может быть отнесен к элементам благоустройства. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таковым относятся ограждающие устройства, размещаемые на дворовых территориях только многоквартирных жилых домов. По имеющейся у администрации информации вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором предполагалось размещение объектов для занятия спортом, в настоящее время изменен собственниками – под строительство индивидуального жилого дома, спорный земельный участок является смежным и уже не может быть использован для благоустройства территории жилого дома административных истцов. Раньше в этом районе действительно был проход к ул. <адрес>, потом земельный участок был передан под строительство гражданину и на нем построен дом. Так как старого прохода уже нет, они комплексно решают вопрос об организации проходов, в том числе на <адрес>. Проектом планировки с проектом межевания был предусмотрен такой проход (проезд) в границах красных линий, а земельный участок планировался к изъятию для муниципальных нужд. В настоящий момент никаких мероприятий по изъятию не проводилось. Оспариваемые распоряжения изданы в соответствии с действующим законодательством, являются законными и не нарушают прав административных истцов. В удовлетворении административных исковых требований просила отказать.
Заинтересованное лицо ФИО6 полагалась при разрешении административных исковых требований на усмотрение суда. Указала, что ранее существовавший проход располагался между 6 и 8 домом по <адрес>, потом этот земельный участок продали и теперь жители имеют выход только на <адрес>, а затем через <адрес> на <адрес> данному факту в суд она не обращалась. На <адрес> также можно попасть через ветхий мостик. Если забор снесут, то жители смогут выйти на <адрес>, где нет никаких объектов инфраструктуры, но через <адрес> обходить дольше. Как будут оформлены новые проходы юридически, она не знает. Распоряжения, которые оспаривают административные истцы, не отразили ее интересов, при этом ее прав не нарушают.
Административный ответчик комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» и заинтересованное лицо ФИО7 в суд не явились, представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 апреля 2018 года по гражданскому делу № по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении предоставить в собственность за плату земельный участок в удовлетворении исковых требований отказано.
Судом было установлено, что истцам как собственникам индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, помимо находящегося у них в собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – под индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером №, в соответствии со ст.ст. 22, 34 Земельного кодекса РФ были предоставлены в общую долевую собственность за плату четыре земельных участка, категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда, с кадастровыми номерами №.
Отказ в предоставлении в собственность на тех же условиях земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда, признан судом законным по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок не относится ни к одной зоне размещения объектов, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 № 146; в соответствии с проектом планировки с проектом межевания в его составе в границах <адрес> находится в границах красных линий; с учетом уже предоставленных для аналогичных целей земельных участков значительно превосходит земельный участок, необходимый для обслуживания объекта недвижимости; находится в границах территории, по которой проходит закрытое русло водостока приток МПО-О-7-4 ручья Гагаринский, являющегося объектом общего пользования.
Также судом отмечено, что спорный земельный участок администрацией городского округа «Город Калининград» предоставлен истцам в пользование в порядке ст.ст. 39.33, 39.36 Земельного кодекса РФ для размещения элементов благоустройства территории (для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>).
Таким образом, ранее судом уже была дана оценка сложившимся между сторонами правоотношениям и сделан вывод о невозможности предоставления земельного участка в собственность за плату, при этом для каких целей осуществлялось формирование испрашиваемого земельного участка, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов, определенных Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены Постановлением Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 676.
В подпунктах 2, 3, 4 п. 12 данного Порядка приведены следующие основания для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков (частей земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: указанные в заявлении предполагаемые к размещению объекты (объект) не предусмотрены постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300; указанные в заявлении цели использования земель или земельного участка не соответствуют назначению объектов (объекта); размещение объектов (объекта) приведет к невозможности использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с разрешенным использованием.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, в силу п. 18 которого ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), могут рассматриваться в качестве разрешенных объектов только при условии их размещения на дворовых территориях многоквартирных, а не индивидуальных жилых домов.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 07.11.2016 № 6768/р-КМИ административным истцам было выдано разрешение № 224-Р на использование земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которым территория была предоставлена при условии исполнения административными истцами следующих обязанностей:
- согласовать размещение элементов благоустройства территории со службами, осуществляющими эксплуатацию инженерных коммуникаций, обслуживание водовода (закрытое русло водотока – приток МПО -0-7-4 ручья Гагаринский) (п. 1.5);
- соблюдать режим использования земельного участка, предоставленного на основании разрешения: без права застройки, раскопок, с беспрепятственным доступом служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных коммуникаций, обслуживание водовода (зона обслуживания 5 м в обе стороны) (п. 1.6);
- обеспечить беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц (п. 1.7).
Пунктом 2 разрешения определены последствия нарушения приведенных условий в виде немедленного прекращения действия разрешения на использование предоставляемого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что условия выданного разрешения административными истцами нарушены путем возведения на границе предоставленного им земельного участка бетонного ограждения, ограничивающего доступ эксплуатационных служб и неограниченного круга лиц на территорию, при этом необходимое согласование на установку забора получено не было.
21 сентября 2018 года комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» вынесено распоряжение № 3963/р-КМИ «Об отмене распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 07.11.2016 № 6768/р-КМИ «О выдаче разрешения на использование земельного участка по <адрес>».
В качестве оснований для отмены ранее выданного распоряжения и прекращения действия разрешения на использование спорного земельного участка указаны поручения, принятые по результатам личного приема граждан (№ 99-лпз/гр-КМИ от 30.08.2018), заключения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» № и-КАИС-7778 от 11.08.2018 и комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» № и-КГХ-14325 от 13.08.2018, п.п. 2-4 п. 12 постановления Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 676.
В приведенных заключениях специалистов профильных комитетов городской администрации содержатся ссылки на фактическое ограничение доступа неограниченного круга лиц на территории общего пользования по пер. Полевому, расположенные в границах красных линий, путем возведения заборных ограждений и иных строений, и сделан вывод о наличии возможности организовать проходы и проезды жителей переулка к объектам социального назначения в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Проект планировки с проектом межевания в его составе в границах <адрес>, утвержденный постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 15.09.2016 № 1371, не претерпел никаких изменений, тем самым, с учетом градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339, предоставленный земельный участок и в настоящее время находится в границах красных линий перспективного участка улицы местного значения и является территорией общего пользования.
Разработанный в 2007 году проект по благоустройству индивидуального жилого дома не изменяет правового режима использования земельного участка и не предусматривает возведение ограждений и конструкций, ограничивающих доступ на территорию спорного земельного участка третьих лиц.
Более того, данный земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд под общее пользование территории в границах красных линий и указан в соответствующем разделе пояснительной записки к проекту межевания территории (Том III, стр. 38, 39) под номером 42.
На основании распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 28.11.2018 № 5076/р-КМИ разрешенное использование земельного участка изменено на «земельные участки (территории) общего пользования», соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заслуживает внимания довод административных истцов о том, что жалобы граждан связаны с отсутствием имевшегося ранее пешеходного прохода от <адрес> к <адрес>, располагавшегося за границами спорного земельного участка.
Между тем, имеющаяся в распоряжении ссылка на результаты личного приема граждан не влечет его недействительность и представляется суду направленной на обоснование необходимости проведения административным органом проверочных мероприятий и поиска путей решения проблемы доступа жителей района к объектам социального назначения.
Во исполнение поручения и.о. председателя комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» по итогам личного приема граждан от 30.08.2018 № 99-лп3/гр-КМИ и поручения главы городского округа «Город Калининград» от 10.07.2018 № 169-лпг/3 на основании распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 17.09.2018 № 3888/р-КМИ в период с 17 по 18 сентября 2018 года проведен рейдовый осмотр части <адрес> (западнее дома № по <адрес>), по результатам которого составлено заключение от 18.09.2018 № 468.
Вопреки доводам представителя административных истцов о не соблюдении Порядка проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, акваторий водоемов и расположенных на них объектов на территории городского округа «Город Калининград», организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, утвержденного Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 24.12.2015 № 2104, размещение Плана рейдовых осмотров, не включенных в план на месяц, в печатном издании и сети «Интернет» не требуется, информация подлежит опубликованию при необходимости (п.п. 3.1, 3.7 приведенного Порядка).
В ходе осмотра установлено, что проход пешеходов и проезд автотранспортных средств от дома № по <адрес> до <адрес> и к земельному участку с кадастровым номером № ограничен помимо прочего ограждением бетонным, протяженностью приблизительно 98 п.м., установленным в границах красных линий улицы в нарушение п. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на земельном участке с кадастровым номером №, на пользование которым административными истцами получено разрешение (п.п. 7, 7.1, 7.1.4, 8, 8.1, 8.4 заключения по результатам рейдового осмотра).
Результаты осмотра ограждения, проведенного на основании соответствующего распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», зафиксированы в заключении по осмотру самовольной постройки от 15.10.2018 № 369, 27 октября 2018 года направленном в адрес административных истцов заказной почтовой корреспонденцией.
10 октября 2018 года административным истцам направлялись по три предостережения о недопущении нарушения обязательных требований, которые адресатами не исполнены.
Об отправке почтовой корреспонденции свидетельствуют списки внутренних почтовых отправлений с отметками организации почтовой связи.
Согласно ч. 15 ст. 3, п. 2 ч. 3 ст. 25 от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются, в том числе, размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В соответствии с п.п. 3.7.3, 7.2.3, 7.2.10 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 № 161, на территориях индивидуальной жилой застройки и за ее пределами запрещается, в тои числе размещать ограждение за границами основной территории. Ограждение основных или придомовых территорий не должно препятствовать доступу жителей и обслуживающих организаций к транспортной, пешеходной сетям и объектам инженерной инфраструктуры внутри существующей застройки. Установка ограждений по границам основных или придомовых территорий, за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома и объекты культурного наследия, проводится на основании решения собственника земельного участка, при наличии разрешения, выданного уполномоченным органом администрации городского округа «Город Калининград» в установленном порядке.
Установка забора административными истцами произведена в нарушение предусмотренного Правилами благоустройства порядка, в связи с чем контролирующий орган вправе ставить вопрос о сносе ограждения, самовольно возведенного в границах территории общего пользования (красных линий), с целью дальнейшего использования территории для обеспечения внутриквартальной пешеходной связи.
Последовательность и сроки осуществления мероприятий по сносу самовольно возведенных некапитальных строений, сооружений, в том числе хозяйственных построек, гаражей, нестационарных торговых объектов, ограждений, отдельно стоящих конструкций, запорных устройств, возведенных или созданных на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо возведенных или созданных на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования, устанавливает Порядок сноса самовольных построек, в том числе нестационарных торговых объектов, ограждений, утвержденный Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 24.12.2015 № 2097.
В силу п. 2.5 указанного Порядка (в редакции Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 18.08.2017 № 1286, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения о сносе самовольной постройки) при принятии решения о сносе самовольной постройки в соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации готовится распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о сносе самовольной постройки. Срок вынесения соответствующего распоряжения законодателем не ограничен.
Пунктом 2.9 названного Порядка установлено, что комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в течение 2 дней после регистрации в установленном порядке распоряжения о сносе самовольной постройки размещает на самовольной постройке либо в доступном месте рядом с самовольной постройкой, подлежащей сносу, на бумажном носителе или на щите объявление о планируемой дате сноса самовольной постройки.
Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 19.10.2018 № 4514/р-КМИ «О сносе самовольной постройки» предписано снести ограждение, расположенное в районе дома № по <адрес>, находящееся в пользовании административных истцов, с предложением в срок до 11 февраля 2019 года осуществить снос добровольно и по периметру подлежащего сносу ограждения размещены объявления с указанием планируемой даты сноса. Размещение на объекте необходимой информации подтверждено представленными административными ответчиками материалами фотофиксации.
Мотивы, по которым вынесены оспариваемые административными истцами распоряжения, подробно в них указаны, распоряжения вынесены уполномоченными должностными лицами в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода документам, доводы о незаконности принятых решений не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются имеющимися доказательствами.
При таком положении, учитывая, что принятые административным органом решения являются законными и не могут быть признаны нарушающими права административных истцов, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.
Согласно ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску.
Наложенные определениями суда от 25 декабря 2018 года и от 29 января 2019 года меры предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемых распоряжений подлежат отмене с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа «Город Калининград», комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании распоряжений - отказать.
Отменить меры предварительной защиты в виде приостановления действия распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 21.09.2018 № 3963/р-КМИ «Об отмене распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 07.11.2016 № 6768/р-КМИ «О выдаче разрешения на использование земельного участка по <адрес>», распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 19.10.2018 № 4514/р-КМИ «О сносе самовольной постройки» и запрета комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» осуществлять демонтаж ограждения земельного участка с кадастровым номером № с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2019 года.
Судья: